Перейти к содержимому

Эта серия телефонов убила Nokia. Легендарный бренд прикончило не только появление iPhone

История великого краха.

Вот вам практически стопроцентный факт: если вам около тридцати, то у вас, скорее всего, когда-то была Nokia. А вот еще один: вероятно, ваш нынешний телефон – это не Nokia. В 2007 году операционная прибыль финской компании составляла 8 миллиардов долларов, а в 2012 году контора была в минусе на миллиард баксов. Что произошло за эти пять лет?

Очень легко сказать, что появились iPhone и Android, а Nokia естественным образом ушла в прошлое. Но на самом деле все сложнее, а большие игроки не падают просто так. Смартфоны Nokia убила серия неудачных решений, из-за которых появились никому не нужные устройства. Как это было? Сейчас расскажем.

Nokia всегда умела меняться

Это важно понимать. Компания появилась в 1865 году и первое время занималась производством бумаги. В XX веке Nokia перешла на резиновые изделия, а потом начала делать пластмассу, химикаты, кабели и наконец электронное оборудование. В основном расширение бизнеса достигалось поглощением других компаний. Но мы должны зафиксировать главный факт: Nokia любила меняться и адаптироваться.

Mobira Senator

Собственно, лидером рынка мобильных телефонов Nokia тоже стала не просто так. Она постоянно развивала этот сегмент и делала каждый новый аппарат меньше и удобнее. Посмотрите, как выглядел титанический кирпич Mobira Senator 1982 года. Это абсолютно неудобная штуковина, которой пользовались в основном бизнесмены и, по большей части, из своих автомобилей.

Но уже в 1990-х компания выпускала один хит за другим, а в 2000-х появилась и ваша любимая неубиваемая модель 3310. Отдаем ей респект, но больше в этом тексте упоминать не будем. Это великий телефон, но о нем говорят ностальгическим возвышенным шепотом так часто, что становится тошно. А у нас тут, знаете ли, совсем другая тема на повестке дня.

Главное, что Nokia была абсолютным лидером рынка мобильных телефонов, и это лидерство захватило в том числе эпоху смартфонов. Если совсем душнить и принимать терминологию буквально, то Nokia 9000 Communicator 1996 года в принципе был одним из первых смартфонов, потому что сочетал в себе функции телефона и органайзера. А уж великую серию слайдеров N точно хотели все, кто рос в нулевых. Но потом случился 2007 год с выходом iPhone и… Nokia практически этого не заметила.

В какой момент iPhone обошел Nokia?

Точно не на первой серии. Если вы смотрели шикарный фильм «Кто убил BlackBerry?», то наверняка помните красивую сцену, где главы BlackBerry видят iPhone и говорят: «Да кому он нужен!» В офисе Nokia наверняка происходило нечто подобное. В 2008 году Nokia владела 38,6% рынка мобильных телефонов, ближайшим конкурентом был Samsung с долей 16,3%, а гаджеты Apple входили в маргинальную категорию «Остальные».

Как мы помним, продажи первого iPhone не были грандиозными. Но второй продался гораздо лучше. А третий еще лучше. Nokia сохраняла лидерство по инерции. Компанию знали во всем мире, у нее было отлаженное производство, и логотип Nokia означал знак качества, в то время как iPhone был скорее штукой для бизнеса и богемы. Но настоящая разница стала заметна с выходом iPhone 4 в 2010 году.

Компактный, красивый, в прекрасном тонком корпусе – он казался аппаратом будущего. Особенно на фоне ужасающего угловатого кирпича Nokia N8, который вышел на четыре месяца позже, но выглядел на четыре тысячи лет старше. В этот момент даже руководству Nokia стало понятно, что их ежегодное снижение доли рынка продолжится, если срочно не принять важное решение.

Главной проблемой Nokia была Symbian OS

Революция iPhone не была строго аппаратным явлением. В гораздо большей степени она повлияла на расстановку сил между хардом и софтом. Телефоны Nokia все еще были очень надежными и многофункциональными, но старая операционка Symbian в 2010 году была диким атавизмом. Компания Nokia игнорировала проблему несколько лет, полагая, что с их системой все в порядке, а людям нужны хорошие телефоны с кучей функций. Но это было не так.

На самом деле людям нужны были изящный и понятный дизайн iOS и Android – современных операционных систем, для которых уже в тот момент писалось много передовых приложений. Система Symbian была не настолько гибкой, работать с ней было неудобно, и у нее не было таких же условий для разработчиков, как у Android. Но хуже всего другое – Nokia предали сторонние компании.

На вариациях Symbian сидели Motorola, Samsung, Sony Ericsson и другие производители. В 2008 году они объединились, чтобы их версии Symbian были общей платформой, но уже в 2009-м отвалилась Samsung. Еще через год – Sony Ericsson, и в конце концов Nokia осталась единственной конторой, которая все еще делала ставку на обновления Symbian.

Взгляните на эту ситуацию глазами разработчиков. Apple на подъеме, и продажи растут с каждым годом. Samsung и другие пересаживаются на Android с более удобным и современным интерфейсом. Зачем тратить силы на то, чтобы создавать что-то для Symbian? Nokia упустила лучший момент для перемен из-за своего упрямства и консервативной веры в силу проверенного софта.

В феврале 2011 года Nokia анонсировала сотрудничество с Microsoft и выход новой линейки на Windows Phone 7. Некоторые модели по инерции выходили на Symbian, но ни одна из них не стала большим хитом. А для Nokia началась новая и последняя эпоха, потому что решение было принято слишком поздно.

Nokia Lumia угробила великий бренд

Интересно, что линейка Lumia была довольно хорошей с точки зрения аппаратных решений. Легендарное качество Nokia, знаете ли: крутой корпус и ставка на отличную камеру – вот что могло заставить вас выбрать Nokia Lumia в начале 2010-х. Но те, кто его все-таки купил, по большей части, остались разочарованными всем, кроме камеры.

Дело в том, что Windows Phone тоже была несовершенной системой. Сотрудничество с Nokia могло дать ей преимущество, если бы оно началось значительно раньше – скажем, в 2008-м. Но к 2011 году пользователи уже привыкли к удобным значкам iOS и Android. Система с крупными плитами казалась неудобной и странной. Это не значит, что она была такой на самом деле, но привычки аудитории уже успели сформироваться.

Ну и, конечно, приложения. Вот что стало настоящим могильным камнем Windows Phone и серии Nokia. Разработчики не спешили переходить на новую систему, потому что ее перспективы на рынке не были очевидными, поэтому на вашей новенькой Lumia был убогий магазин приложений. К тому же, не было никаких гарантий, что эксперимент не признают провалом и не прекратят поддержку Windows Phone. Кому это нужно, правда?

Последний удар нанесла Google. В начале 2010-х компания начала войну с Microsoft из-за своих приложений и рекламы. Так, Microsoft в 2013 году получила запрос от Google на перевод приложения YouTube для Windows Phone на HTML5. Требование было эксклюзивным и не относилось к iOS и Android. Все дело в том, что Microsoft позволяла пользователям загружать ролики с YouTube на смартфоны, а Google хотела зарабатывать с рекламы.

Так или иначе, в момент, когда приложения Google оказались под угрозой, а YouTube на Windows Phone не работал, все было кончено и для Nokia. В 2014 году компания продала свой мобильный бизнес Microsoft, и новые телефоны Lumia уже не носили название Nokia. Гиганта свалило промедление и серия неправильных решений.

Сначала Nokia ошиблась с оценкой ситуации и не улучшила свой софт, оставшись на Symbian. А после, когда момент был упущен, поставила все на альянс с Microsoft и разработку серии Lumia. Провал этих устройств стал последней каплей. Но они с легкостью могли быть успешными, если бы компания вовремя перешла на Android. С амбициями лидера рынка пришлось бы распрощаться в любом случае, но все лучше, чем забвение.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.