Перейти к содержимому

Как умерла серия «Герои Меча и Магии»? Ее убили Ubisoft и успех третьей части

Очень грустная история.

Heroes of Might & Magic остается великой, несмотря на то, что подавляющее большинство игроков признает только одну игру этой серии. Естественно, мы говорим про третьих «Героев» – самую культовую пошаговую стратегию в истории. Ту, в которую люди продолжают играть до сих пор. И ту, которая воспитала целую прослойку людей, которые в целом не играют в игры, но все равно любят «Героев III».

Но как эта серия закончилась? Как и многие великие игровые франшизы, «Герои Меча и Магии» умирали в муках и позоре. Все настолько плохо, что о последних двух полноценных частях HoMM вы могли даже не слышать. И, честно говоря, о них лучше не знать никому. Что пошло не так? Почему успех третьих «Героев» не стал основой для мегафраншизы вроде Civilization? Сейчас расскажем.

«Герои III» были слишком культовой игрой

Для этой игры все сложилось настолько хорошо, что в это даже тяжело поверить. Heroes of Might & Magic III – идеальный шторм. Момент, когда на всех кубиках выпали шестерки или двадцатки в зависимости от того, во что вы играете. Просто оцените стартовые условия и то, сколько факторов совпало в пользу игры.

К этому моменту студия Джона ван Канегема New World Computing сделала серию Might & Magic нишевой легендой 1990-х и уже успела завоевать определенную аудиторию первыми двумя частями пошаговой стратегии. Вторая часть была уже очень похожа на триквел, оставалось только докрутить механики. Именно это было сделано: игру в тот момент уже ждали и как будто любили заранее.

При этом композитор Пол Ромеро и художники, работавшие над третьими «Героями», выдали свой максимум. Для 1999 года игра выглядела и звучала невероятно, а ее геймплей был отточен, потому что полностью строился на улучшении уже работавшей и проверенной системы Heroes of Might & Magic. Еще в игре было то, чего сильно не хватало – разнообразие.

Достигалось оно за счет 9 игровых фракций, если считать дополнения, и генератора случайных карт. «Герои III» – это про реиграбельность и выработку собственного стиля. А еще про бесконечные баталии с друзьями в режиме hot seat.

Короче, это был нереальный хит и особенно для российского рынка, потому что издательство «Бука» выпустило шикарную официальную локализацию и продавало ее по тем же ценам, что и пиратские диски. Если вы – миллениал, то, скорее всего, «Герои III » были вашей первой лицензионной игрой. Но ее успех сильно повлиял на все, что произошло дальше.

Релиз «Героев Меча и Магии IV» – настоящая трагедия

Проблема в том, что у этой части был потенциал, чтобы стать великой. В четверке появилось множество революционных механик. Так, разработчики увидели в названии слово «герои» и сделали так, чтобы командиры тоже принимали участие в сражениях. Туман войны добавлял непредсказуемости. А еще были переработаны экономика и система магии, с чем у многих возникли проблемы, потому что оба нововведения оказались сырыми.

Но почему «Герои IV» вышли такими? Третья часть появилась в 1999 году, а уже в 2002-м New World Computing выпустила четвертую. Слишком быстро для тех условий, в которых она разрабатывалась. Из-за финансовых проблем у материнской компании 3DO разработка шла в спешке. По сути, разработчикам не дали закончить работу над игрой, и они выпустили на рынок сырую демку.

Но даже ее можно было спасти и довести до ума дополнениями. Однако релиз на старте приняли очень плохо. Из-за того, что «Герои III» задали настолько высокую планку качества, геймеры и критики просто не приняли продолжение. К тому же прошлая часть вышла относительно недавно и не казалась старой. Игроки не успели устать от нее и потому не желали принимать новые недоработанные механики.

Помимо технических и геймплейных недостатков, аудитории не понравились эстетика и лор новых «Героев». События четвертой части серии происходят после глобальной катастрофы в мире Эрафии. На фоне прошлой итерации она была очень депрессивной, что в том числе отражалось в эстетике. «Герои IV» выглядели очень серо и строго. 

Провал оказался последним ударом для финансовой стабильности 3DO – компания разорилась и не позволила команде ван Канегема докрутить «Героев IV» хотя бы до какого-то приемлемого состояния. В 2003 году права на Heroes of Might & Magic на аукционе выкупила Ubisoft. В тот момент это еще не было смертным приговором, а у французской компании была реально неплохая репутация. Но «Героев» это не спасло.

Почему пятая часть не стала великой игрой?

На самом деле пятые «Герои» были неплохими. Разработку отдали российской студии Nival Entertainment, и она соединила важнейшие идеи двух предыдущих частей. Больший фокус на, собственно, героях, довольно хорошая трехмерная графика и узнаваемый геймплей. Все здорово, так ведь? Ну, не совсем.

Несмотря на то, что пятую часть серии приняли сильно теплее, чем четвертую, «Герои V» столкнулись с теми же проблемами: аудитория просто не хотела принимать нововведения. Где-то разработчики и правда сильно промахнулись, потому что новый мир под названием Асхан не понравился фанатам лора Эрафии из HoMM III. А новый артстайл многие посчитали слишком мультяшным.

В результате общественный консенсус по HoMM V такой: это крепкая и компетентная игра, но не более. К уровню респекта и популярности «Героев III» первая часть под крышей Ubisoft не подобралась и близко. А это дало материнской компании неправильный сигнал: нужно срочно поменять команду разработки и копать в другом направлении. К слову, именно на этом месте заканчивается видимая часть истории «Героев», потому что нормальные люди либо не слышали о том, что выходило дальше, либо старались не прикасаться.

Шестая и седьмая игры – настоящий кошмар

Наверное, команда Nival теоретически могла бы развить свой успех, если бы ее подпустили к разработке HoMM VI. В конце концов, великие «Герои III» тоже создавались не сразу – New World Computing годами разрабатывали лор и игровые механики в прошлых своих играх, пока не нашли правильный рецепт. Но нет, серию отдали венгерской студии Black Hole Entertainment, и она испортила все.

Heroes of Might & Magic VI 2011 года – настоящее издевательство. Технически неполноценная, урезанная, забагованная, сильно отстающая в технологическом смысле и удивительно некрасивая игра. От «Героев» тут только название и несколько старых механик, а все, что можно было упростить, Black Hole упростили. Это был шаг в другом направлении. Видимо, в Ubisoft посчитали, что комплексные пошаговые стратегии остались в прошлом, а новому поколению геймеров нужно нечто более казуальное. Но, может быть, в таком случае оно хотя бы должно работать?

От следующей части уже никто не ожидал успеха. И все, получается, оказались правы, потому что о Heroes of Might & Magic VII услышать было тяжело. Она вышла в 2015 году и была безнадежным мутантом. С одной стороны, новые разработчики из Limbic Entertainment продолжили тренд на упрощения, а с другой – постарались не завозить в игру никаких инноваций, чтобы ни в коем случае не разозлить старых фанатов. Получилось концентрированное ничто, а серия «Герои Меча и Магии» с тех пор существует только в виде стремных мобильных игр.

Так кто же убил «Героев»?

Очевидно, Ubisoft в 2010-х уже не сильно вкладывалась в серию, поэтому новые разработчики всегда работали с ограниченным бюджетом. Можно было не сомневаться, что основной франшизе пришел конец еще на моменте выхода HoMM VI – но все это время люди продолжали играть в третью часть. Например, в ее популярную модификацию Horn of the Abyss, которая была намного интереснее и глубже, чем HD-переиздания «Героев III» от Ubisoft.

Стоит ли винить в смерти серии Ubisoft? Отчасти да. Компания выкупила культовую собственность, не придумала, как ей распорядиться, всегда уделяла мало внимания и в итоге свела в могилу. Очень типичная история для индустрии. Но Ubisoft бы и не появилась в этом рассказе, если бы не разорение 3DO, старой материнской конторы, владевшей правами на «Героев», еще когда ее разрабатывал создатель серии Джон ван Канегем.

3DO разорилась по десяткам разных причин, главная из которых – попытка запустить собственную игровую консоль в 1990-х. Слышали когда-нибудь о коллабе с Panasonic под названием 3DO Interactive Multiplayer? Вот-вот. Большая часть долгов началась именно с этого предприятия, а уже результатом стало то, что 3DO, например, сильно торопила разработчиков «Героев IV».

Но, как ни странно, одной из важнейших причин смерти «Героев Меча и Магии» как таковых стала культовая третья часть. Она задала слишком высокую планку, и ее фанаты не хотели вникать в продолжения, какими бы они ни были. Качество «Героев III» – аномалия и сочетание слишком большого количества удачных факторов. Кажется, у разработчиков всех последующих частей не было никаких шансов повторить этот успех. Поэтому пиковая слава «Героев» тоже стала причиной смерти серии. Но эта слава хотя бы была.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.