7 гениальных сюжетных поворотов в очень плохих фильмах. От комедии из нулевых до «Пятницы, 13-е»
Улучшили ситуацию.
Если фильм насквозь плохой, это еще не значит, что в нем нет ничего хорошего. Мы говорим не о трусливо-удобной позиции «так плохо, что даже хорошо», а об искреннем наслаждении плохим кино и тем, что оно может предложить. Правда, конкретно сейчас мы будем говорить не про «Комнату» и «Зеленого слоника», а о гениальных моментах в довольно слабых фильмах.
Некоторые из этих сюжетных поворотов настолько хороши, что за них можно простить все, что происходит в остальной части фильма. А за некоторые, наоборот, становится обидно – они ведь могли попасть в кино получше. Так или иначе, сегодня мы вспоминаем лучшие сюжетные повороты в плохих фильмах. Осторожно, внутри точно будут спойлеры.
«Явление» (2008)
Нельзя начинать разговор о сюжетных поворотах без М. Найта Шьямалана. Он построил на них всю карьеру, но «Явление» считается одной из самых неудачных работ режиссера. Это тот странный фильм, где Марк Уолберг неестественно произносит меметичную фразу «What? No!» Разговаривают в «Явлении» ужасно, сюжет подается очень скомкано, а еще это самый визуально бедный фильм Шьямалана. Но! Вы помните сюжетный поворот? Во всем виноваты деревья!
«Явление» притворяется то фильмом-катастрофой, то мистической историей, но на самом деле это эко-хоррор, где злодеями оказываются деревья, решившие вытеснить людей с планеты. Это настолько безумно и неожиданно, что на самом деле окупает билет и потраченное время. Ни один другой режиссер не даст вам это ощущение идеальной смеси полного идиотизма с абсолютной гениальностью.
«Идентификация» (2003)
Финал «Идентификации» может вызвать два типа реакции. Вы либо будете орать и плеваться в экран, когда узнаете в чем дело, либо посчитаете это гениальным. А правда где-то посередине, потому что это тот случай, когда фильм использовал ненавистный всему миру троп «сон собаки», но развернул его в неожиданном направлении. О чем именно мы говорим?
В «Идентификации» группа персонажей вынужденно пережидает грозу в мотеле, и они начинают умирать по одному, а мы гадаем, кто убийца. Классический сюжет в стиле Агаты Кристи. Но вдруг оказывается, что за всем стоял десятилетний мальчик. Потому что мы на самом деле не в мотеле, а персонажи – не совсем настоящие. Действие происходит внутри сознания осужденного убийцы с расстройством множественной личности, где одно из его альтер эго начало убивать остальные. Чушенция, скажете? Еще какая! Но то, с какой звериной уверенностью «Идентификация» жмет на эту кнопку, выделяет фильм из ряда однотипных триллеров о людях в замкнутом пространстве.
«Очень страшное кино» (2000)
Да. Пародийная комедия братьев Уэйанс издевалась над культовыми хоррорами и параллельно кормила зрителей самым пошлым юмором из возможных. Но кое в чем «Очень страшное кино» превзошло те самые фильмы, которые должно было пародировать. Речь, конечно же, о моменте, когда мы понимаем, кто был убийцей все это время. А им был Дуффи – умственно неполноценный брат Баффи.
Дело не в том, что об этом невозможно догадаться. Можно. Но то, как актер Дейв Шеридан исполнил превращение из дурачка Дуффи в хитрого маньяка – настоящее золото. Это одновременно и хорошая сцена, и отличный комментарий о том, как нелепо устроены многие триллеры и хорроры. И почему-то он исполнен настолько здорово, что этого просто не должно было быть внутри «Очень страшного кино».
«Клик: С пультом по жизни» (2006)
Комедия с Адамом Сэндлером из времен, когда он снимался в тысячах одинаково раздражающих фильмов. Что может быть ужаснее? «Клик» – действительно то еще кино в том смысле, что оно построено вокруг одной идеи: что если бы жизнь можно было ставить на паузу и перематывать? Не так уж плохо, но все сопровождается ежеминутными кривляниями Адама Сэндлера, а на это смотреть не хочется никому.
Даже обидно за Кристофера Уокена, потому что его загадочный персонаж Морти, который и дал герою «Клика» пульт от жизни, качественно превосходит все, что тут есть. И именно с ним связан главный сюжетный поворот фильма. Морти – ангел смерти, а «Клик» в этом разрезе – что-то вроде «Рождественской истории» Диккенса. Момент с раскрытием этого факта оптом отвечает на кучу вопросов и даже углубляет фильм. Но уж точно не делает его хорошим. А жаль. Морти в исполнении Уокена мог бы попасть и в более интересную обстановку.
«Книга Илая» (2010)
Мрачный постапок с Дензелом Вашингтоном, где главный герой пытается защитить Библию от тех, кто хочет ей завладеть. Фильм одновременно похож на «Дорогу» и «Безумного Макса», но слишком полагается на клише и откровенно душит зрителя своим тоном. «Книга Илая» была интересным концептом, но исполнили его уж очень скучно. Не считая финального твиста.
Оказывается, что Библия написана шрифтом Брайля, а герой Дензела Вашингтона весь фильм был незрячим. Это меняет все. Фильм еще глубже уходит в христианскую топику, но вместе с тем становится шире, а зритель начинает по-другому смотреть на все сцены, которые он только что увидел. Шикарный поворот, и он действительно достоин более изящного исполнения, но, к сожалению, он был показан в «Книге Илая».
«Красное уведомление» (2021)
Можно понять, почему боссы Universal отказались дофинансировать «Красное уведомление» и права в итоге достались Netflix. Это унылейшее приключение, которое видел свет. Тут и какие-то золотые яйца (спасибо, что не судьбы), подаренные Клеопатре Марком Антонием. И грабители международного масштаба. И Дуэйн «Скала» Джонсон. И самые обыденные экшен-сцены на свете. Как будто «Красное уведомление» должно было выйти в 2001-м, а не в 2021 году.
Но один момент исполнен неплохо. А именно то, что сыгранный Скалой агент Интерпола Джон Харли весь фильм был тайным сообщником героини Галь Гадот. Палповым историям о поисках сокровищ и расследованиях всегда не хватало такого твиста с коррупцией. Тем более когда роль еще и играет человек, который как будто по контракту не может проигрывать. Обычно этот прием применяют к убийцам, да и работает он не так гладко. Вау! Но этого недостаточно, чтобы оправдать полное отсутствие вкуса, харизмы и хорошего сценария буквально во всех остальных местах.
«Пятница, 13-е» (1980)
Многие из вас могли фанатеть по классическим слэшерам в подростковом возрасте, но даже в этом неприхотливом мире «Пятница, 13-е» – не слишком престижная франшиза. Она проигрывает во всем «Кошмару на улице Вязов», «Хэллоуину», «Техасской резне бензопилой» и так далее. И все же в самом первом фильме был отменный сюжетный твист, буквально искупивший все, что в нем происходило.
Мы думали, что своих жертв в лагере «Хрустальное озеро» убивает восставший Джейсон Вурхиз, хотя на самом деле это была его безутешная и безнадежно поехавшая мать. И это круто, потому что оригинальная «Пятница, 13-е» – снайперски расставленная ловушка для зрителя. Но и она оказывается ложной, потому что в финале выстреливает и мистическая версия событий. К сожалению, на этом достоинства «Пятницы, 13-е» практически заканчиваются, а все последующие части этой франшизы утопили любые попытки придумать что-то тонкое.
Комментарии