Перейти к содержимому

Почему «Игра престолов» могла умереть на первом эпизоде? Сериал чудом не отменили

Одна из самых удивительных историй в индустрии.

Совсем недавно весь мир обсуждал финал второго сезона «Дома Дракона». Да так громко, что можно было подумать, что времена «Игры престолов» вернулись. Но это не так. Приквел все еще сильно отстает от безумной популярности оригинала и вряд ли когда-нибудь ее догонит. Но само наличие «Дома Драконов» телепортировало фанатов «Игры престолов» в начало 2010-х, когда это был самый большой сериал на планете.

Сейчас уже странно вспоминать, что «Игра престолов» могла не выйти в принципе. Точнее, она не должна была выходить, потому что съемки ее первого эпизода были настоящей катастрофой. В 99 случаев из 100 создателей чего-то настолько провального и неудачного выкинули бы на мороз без шансов на пересъемку. Но «Игра престолов» все-таки вышла и стала мегахитом. Как это произошло и что было не так на съемках?

«Игра престолов» писалась как то, что нельзя экранизировать

Джордж Мартин долгое время был умеренно успешным писателем, но в 1983 году его роман «Шум Армагеддона» провалился с невероятной силой. Отзывы и продажи были настолько ужасными, что Мартин на несколько лет отошел от жанра фэнтези. Так из умеренно успешного писателя он превратился в довольно никчемного голливудского сценариста.

Джордж Мартин

Сначала он писал для первого перезапуска «Сумеречной зоны», а потом работал над забытыми сериалами, вроде «Красавицы и чудовища» из 1980-х. Но в основном Джордж специализировался на разработке пилотов, от которых впоследствии отказывались те или иные студии. Отказывали Мартину потому, что его идеи всегда были слишком дорогими, а их перспективы выглядели туманно. В итоге Мартина утомили отказы, и он завязал со сценариями и вернулся к большим фэнтези-романам. Так началась история «Игры престолов».

Замученный ограничениями Мартин сознательно писал ее как то, что никогда не покажут по телевизору. Это жесткое, кровавое фэнтези, нарушающее все традиции, – цикл, в котором нет места цензуре. То есть, создатель «Игры престолов» с самого начала работал против будущей экранизации.

Романы были довольно успешными в своей нише, и кое-кто в Голливуде даже присматривался к ним, но всерьез об экранизации «Песни Льда и Пламени» никто не думал. Все изменилось в 2000-е. В тот момент практически одновременно появились «Властелин Колец» и «Гарри Поттер», выносившие сундуки с сокровищами из кинопроката. Мир изменился раз и навсегда, а продюсеры, студии и сценаристы начали с гораздо большим интересом присматриваться к любой более-менее успешной книжной серии в жанре. Но «Игра престолов» все еще казалась слишком жесткой. Лучше снять «Хроники Нарнии» – семейный блокбастер с говорящими животными.

Как «Игра престолов» попала на HBO?

Идеей экранизировать роман загорелся сценарист и писатель Дэвид Бениофф. Он раздумывал над этой идеей вместе со своим другом Д.Б. Уайссом, и оба были убеждены, что из «Игры престолов» получится роскошный сериал. Но чтобы реализовать задумку, нужно было согласие Джорджа Мартина.

Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс

Мартин к тому моменту уже наловчился отказывать тем, кто приходил к нему с просьбами об экранизации. Он был решительно против того, чтобы его книги превращали в фильмы, потому что тогда из них выкинут слишком много важных деталей и превратят все это в лайт-версию для семейного просмотра. Но Бениофф и Уайсс тоже не хотели зрелища с рейтингом PG-13. Они пообедали с Мартином и проговорили четыре часа, после чего он дал согласие.

Но кто мог выпустить такой кровавый тайтл? Было всего два варианта. Кабельные каналы HBO и Showtime как раз не стеснялись секса и насилия, так что уже через несколько недель после обеда с Джорджем Мартином будущие шоураннеры «Игры престолов» питчили идею и тем и другим. Showtime отвалился сразу: они не потянули бы бюджет, необходимый для реализации этой идеи. А боссы HBO думали почти год, но в итоге согласились и в 2007 году приобрели права на экранизацию «Игры престолов».

Том Маккарти

Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс писали пилотный эпизод и составляли план сериала два года. Они взяли на борт опытного режиссера Тома Маккарти, и тот сразу сделал кое-что очень важное – привлек к проекту Питера Динклэйджа на роль Тириона Ланнистера. Вроде бы все неплохо, но Бениофф и Уайсс понимали, на какой риск пошли в HBO, когда разрешили им снимать сериал. До этого на телевидении не было ни одного примера успешного большого фэнтези – разве что старые бюджетные проекты, вроде «Зены» и «Конана». Но они даже не представляли, насколько все будет плохо.

Пилотная серия была катастрофой

Во-первых, команду сильно подставил режиссер Маккарти. Он отказывался принимать решения и считал, что его позвали только как исполнителя. В это неопытные шоураннеры Бениофф и Уайсс бессильно бегали по площадке, пытаясь собрать что-то внятное. Во-вторых, сами актеры не были вовлечены в процесс и отыграли безэмоционально. Но это только часть проблемы.

Хуже всего дела обстояли со съемкой, потому что оператор не получил правильных инструкций. Камера не улавливала масштабы происходящего, и «Игра престолов» была похожа на сходку реконструкторов: как будто все события очень маленькие и происходят в рамках одной небольшой деревни. Да и художники по костюмам надели на всех актеров дурацкие парики, а лошади просто отказывались выполнять трюки.

Бениофф и Уайсс показали материал друзьям-сценаристам, в числе которых был и Крэйг Мейзин («Чернобыль», The Last of Us). Все тут же сказали, что они сняли ужасный пилот, который невозможно смотреть. Серия заканчивалась драматической сценой с участием Джейме и Серсеи Ланнистер. Но эпизод был настолько хаотичным, что никто даже не мог понять, что они – брат и сестра. Единственным человеком, который остался доволен, был Джордж Мартин, потому что оригинальный пилот 2009 года был ближе к тексту книги, чем то, что мы увидели в итоге.

Почему «Игру престолов» не закрыли?

Должны были. По всем правилам. Пилотный эпизод сериала с непонятными перспективами оказался слишком дорогим и просто не получился. Но Бениофф и Уайсс не стали защищаться. Вместо этого они взяли вину на себя и честно сообщили главам HBO, что сделали очень плохую серию. При этом шоураннеры тут же представили продюсерам разбор своих ошибок в каждой сцене и предложения, как можно спасти и улучшить эпизод.

Президент HBO думал четыре месяца, но в итоге решил дать «Игре престолов» второй шанс. На этот раз серию снимал не Томас Маккарти, а Тим Ван Паттен – один из самых известных режиссеров внутри HBO. Он мгновенно решил проблему с камерой, которая не улавливает эпик. Еще были внесены правки в актерский состав. Самое значительное изменение – роль Дейенерис Таргариен, которую отдали Эмилии Кларк вместо Тэмзин Мерчант.

В результате от оригинального пилота осталось несколько сцен. Его, по сути, сняли заново. Тем более, актеры-дети успели к тому моменту подрасти на целый год, и изменения были бы заметны в кадре. Стиль, заданный Тимом Ван Паттеном в итоге стало основой визуальных решений «Игры престолов» на годы вперед. А сам сериал, как вы знаете, оказался мегахитом. Но у него были все шансы умереть в самом начале, что вообще-то довольно логично для неэкранизируемого материала.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.