Перейти к содержимому

5 режиссеров, которых вы ненавидите зря. От Майкла Бэя до Федора Бондарчука

Оправдали даже легенду трэша.

Популярной культурой правят стереотипы. Это понятно давно. Зрители долгие годы отучались думать, что Кристен Стюарт – плохая актриса, и то получилось не у всех. Но репутация действительно сильно сказывается на общественном восприятии, в том числе режиссеров. Конечно, существуют споры о том, гений ли Кристофер Нолан или самый переоцененный режиссер в истории, но после «Оппенгеймера» они тише, чем обычно.

Но есть известные режиссеры, которых принято не любить. В основном потому что их слишком легко не любить. И когда в светской беседе о кино вы сопровождаете их фамилии обидными тегами, то как бы показываете, что вы шарите и присоединяетесь к критике. Не делайте так. На самом деле этих людей есть за что уважать. Мы как раз собрали режиссеров, которых ненавидят зря.

Майкл Бэй

Мистер спецэффект. Автор «Трансформеров», «Черепашек-ниндзя» и «Армагеддона». Человек, которому плевать на диалоги, потому что слова не взрываются у героев во рту. Над Майклом Бэем смеялись в «Южном Парке» и «Гриффинах». Майкл Бэй много лет работает легкой мишенью, но почему-то продолжает снимать кино, пусть и не так громко. Неужели он действительно плохой режиссер?

На самом деле нет. Майкл Бэй скорее очень специфический. Все, что вы слышите про взрывы и спецэффекты, конечно же, правда, но не будем забывать, что он снял «Скалу» и «Плохих парней», а эти фильмы плохими никто не называет. И у Бэя, в отличие от очень многих людей в Голливуде, есть собственный узнаваемый почерк, что вообще-то круто.

Да, если вы не любите смотреть блокбастеры, где есть только мегаэкшен, то Бэй не для вас. Но в своем деле он большой профессионал. А еще Майкл станет тем человеком, который, очевидно, и погубит этот несчастный мир – ему доверили экранизацию мема Skibidi Toilet. Только попробуйте сказать, что вы не будете в кинотеатре в день премьеры, чтобы увидеть этот абсурд.

М. Найт Шьямалан

Еще один человек, которого принято стебать всем миром за безумные сюжетные повороты в каждом фильме, кроме «Шестого чувства» – хотя там все держалось на одном большом обмане. Ноль вопросов: у Шьямалана действительно были плохие фильмы. Чего только стоит «Повелитель стихий»! Но кино в стиле Шьямалана вам может дать только Шьямалан. Ну, или его дочь Ишана, которая в этом году дебютировала с фильмом «Наблюдатели», но у нее ведь та же фамилия.

Что важно понимать, чтобы полюбить М. Найта Шьямалана? Во-первых, нужно построить правильные ожидания. У него действительно концепция бежит впереди всего, и не факт, что к ней выстроится ровная дорожка. Но фильм «Знаки», каким бы там ни был финал – лучшая экранизация паники из-за нападения пришельцев. Фильм «Визит» – самый увлекательный триллер поколения. А прошлогодний «Стук в дверь» ставил перед зрителем такие нечестные вопросы, что им было сложно не увлечься.

На самом деле М. Найта Шьямалана нужно любить и оберегать, потому что если его не будет, мир станет гораздо скучнее. Кто еще выдумает для вас настолько адовые плот-твисты? Крис Нолан? Может быть. Но у него они будут завернуты в три слоя математики. И он бы точно не придумал идею, что присутствие дьявола определяется тем, какой стороной падает тост с джемом. Шьямалан – психопат. Но это стоит ценить.

Зак Снайдер

Окей, сразу с порога: «Мятежная луна» – практически несмотрибельное кино. Довольны? Но Зака Снайдера начали презирать задолго до этих фильмов, потому что он слишком пафосный, дарковый, чрезмерно эпичный и не может уложить мысль не в три часа хронометража. Все это в какой-то мере правда, но Снайдер умеет работать с визуальным пафосом, как никто другой. И часто ему достается просто так.

«Запрещенный прием» – потрясающий экшен, сценарий которого как будто вытащили на свет какие-то специальные ныряльщики в сахарную кому. «Бэтмен против Супермена» – по-настоящему мощный конфликт суперов, а не любовные пощечины Старка и Кэпа в «Первом мстителе: Противостояние». И хватит приводить в пример крик «Марта!», ради всего святого! Если бы не мемы, вам бы в голову не пришло, что с этой сценой что-то не так – а это повод задуматься об оригинальности собственных мыслей.

Еще одна распространенная претензия – библейские отсылки. Ну, не то чтобы на них строился весь американский кинематограф последние лет 70, правда? А, нет, погодите. Строился. Так какие претензии к Заку Снайдеру, кроме того, что кто-то когда-то сказал, что летающий в форме креста Супермен – это кринж? На минуточку, в киновселенной DC так и не вышло ни одного фильма, который был бы лучше, чем «Человек из стали». Конечно, это больше говорит о боссах Warner Brothers, чем о Снайдере, но хейт к режиссеру сильно преувеличен.

Уве Болл

Нет, мы не собираемся говорить, что Уве Болл – хороший режиссер. Он-то точно снимал плохие фильмы. Мы лишь говорим, что хейтить Болла сейчас – стыдно. Более того, хейтить Уве было стыдно в последние лет 10-15. Немец Болл стал известен благодаря трэшовым экранизациями видеоигр, права на которые он скупал по дешевке. Уве пользовался дырами в немецком налоговом законодательстве, чтобы снимать минимально приемлемые фильмы и зарабатывать деньги.

Первыми его возненавидели как раз геймеры, когда оказалось, что «Постал», «Бладрейн», «Один в темноте» и другие работы Уве Болла не просто плохие, а абсолютно чудовищные. Но ведь на самом деле Уве и его фильмы – это всего лишь мем. Великое совпадение огромного количества факторов создало что-то настолько тупое и смешное, что этим сложно не восхищаться. Болл знал, что станет самым ненавидимым режиссером эпохи, но продолжал снимать. Разве это не прекрасно?

Никто не хочет быть на месте человека, который не понял шутку и всерьез пытается о ней рассуждать. Так же и с Уве Боллом. В нулевых его можно было воспринимать как злодея. Совсем необязательно, конечно, потому что на самом деле он ничего не портил и всегда был маргиналом. Но сейчас Болл отдает чем-то ностальгическим. Например, воспоминаниями, что когда-то нас заботило качество экранизации «Бладрейн».

Федор Бондарчук

Единственный российский режиссер в списке, хотя в теории таких может быть больше. Но Бондарчук действительно попал в странную ситуацию. С технической точки зрения он – профессионал невероятного масштаба и человек, который точно сделал больше других, чтобы в российском кино появились свои эпические блокбастеры. А это важный и сложный опыт. Индустрия не появляется на пустом месте с людьми, которые могут делать большое развлекательное кино качественным. Но критики (и официальные, и BadComedian) сделали так, что Бондарчука воспринимают как бракодела.

Интересно, что из-за этой репутации многие почему-то забыли, что Федор, может быть, и не самый выдающийся режиссер, но точно выдающийся продюсер. «Лед», «Чики», «Молодежка», «Духless» – у Бондарчука есть понимание, что делает хит хитом. Не все проекты, которые мы назвали сейчас, крутые, но все они привлекали внимание. И этого не отнять: Федор Бондарчук действительно умеет привлекать внимание зрителей. Уважать его стоит хотя бы по той же логике, что и Майкла Бэя.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.