Перейти к содержимому

Сериал «Плохая обезьяна» – лучший легкий детектив года. Создатель «Клиники» и «Теда Лассо» снова сделал шедевр?

Билл Лоуренс снова хорош.

В 2024 году вышло много интересных сериалов. Тут и напряженный триллер «Презумпция невиновности», и историческая мегадрама «Сегун», и шикарно проработанный «Фоллаут», а также новые сезоны «Пацанов» и «Дома Дракона». На их фоне релиз свежего проекта от хитмейкера Билла Лоуренса прошел практически незаметно. А ведь Лоуренс снял потрясающий сериал – и это, в отличие от «Клиники», «Города хищниц» и «Теда Лассо», не ситком.

Речь, конечно же, о «Плохой обезьяне» с Винсом Воном. Проект начал выходить в августе, и на момент написания текста есть уже три отличных эпизода. Пока кажется, что это рубрика hidden gem и тайтл останется относительно бесшумным. Но что такого особенного в этом проекте и почему он точно заслуживает больше внимания? Сейчас расскажем.

О чем сериал «Плохая обезьяна»?

Это история нетипичного копа Эндрю Йенси, которого отстраняют от работы в полиции Майами, потому что он столкнул в бассейн мужа своей любовницы и теперь ждет суда. Но вдруг в океане недалеко от Флорида-Киз вылавливают из воды человеческую руку, сжимающую средний палец. Йенси просят забрать улику, потому что никто не хочет заниматься этим делом. А он при разговоре с женой покойного замечает кое-что странное и решает провести собственное расследование. 

Параллельно развивается и вторая история – о парне с Багам по имени Невилл, который жил в кайф вместе со своей ручной обезьянкой, пока его не выселили из дома на берегу, чтобы построить там отель. Естественно, на самом деле это не две истории, а одна. И в ней есть заговоры, подкуп свидетелей, новые убийства и даже немного ведьминских проклятий, хотя мистическим сериалом «Плохую обезьяну» все равно не назовешь.

Действие происходит в нетипичном по современным телевизионным меркам сеттинге – в Майами и окрестностях, особенно во Флорида-Киз. По атмосфере это больше похоже на пригороды из GTA: Vice City, чем на потный, душный и мрачный ночной Майами из «Декстера». И это очень здорово. Сейчас объясним, почему.

«Плохая обезьяна» не похожа на другие детективы

Точнее, она не похожа на современные детективы. Посмотрите на практически что угодно, что вышло после первого сезона «Настоящего детектива». «Острые предметы», «Мейр из Исттауна», «Крах» – тайтлы максимально мрачные, задумчивые и рассказывающие про какие-то травмы персонажей из прошлого. Когда-то это казалось свежим и взрослым, а затем превратилось в жанровый стандарт.

Есть, конечно, и другие детективные серии. Например, комедии, как «Убийства в одном здании» – но они все же в большей степени ситкомы, чем детективы. Это гибридный формат, по которому сложно делать выводы о современных детективах в целом. Так вот, «Плохая обезьяна» не относится ни к первой, ни ко второй категории, но и на поп-детектив вроде «Шерлока» сериал не похож. Так чем же он является?

Легким, летним и даже, наверное, пляжным детективом. Там происходят ужасные вещи, но в залитом солнцем Майами они воспринимаются совершенно по-другому. У Эндрю Йенси много проблем в жизни, и он, конечно, прибухивает, но он совсем не похож на мрачного алкаша. И вообще все жуткие вещи, которые более триллерный детектив превратил бы в адский саспенс, в «Плохой обезьяне» ощущаются очень легко и совсем в другом свете. В основном в свете специальных красных фонарей для черепашек, которые тут являются важной частью сюжета и антуража.

У сериала идеальный главный герой

Винс Вон – самое сильное место «Плохой обезьяны», потому что он как будто был создан для этой роли. У Вона были разные периоды в карьере: он был и кринжовым напарником Оуэна Уилсона в комедиях нулевых, и крутым крутаном из второго «Парка Юрского периода», и даже гангстером Фрэнком Симеоном в «Настоящем детективе». Но известный и уважаемый актер как будто всегда был только на вторых ролях. Однако здесь ему наконец-то дали красивую сольную партию.

Его Эндрю Йенси – это расслабленный трепач, скрывающий боль. Тот, кого бы идеально могли сыграть разве что праймовые Майкл Мэдсен и Рэй Лиотта. Он – хороший полицейский, который любит свою работу и умеет ее делать, но в то же время раздолбай, создающий проблемы самому себе. Это как «Частный детектив Магнум», но гораздо качественнее – и во многом за счет работы Винса Вона.

Серьезно, половина харизмы «Плохой обезьяны» держится на одном только главном герое – и не в том смысле, что в остальных местах ее мало. Да, роль Эндрю Йенси органически хорошо ложится на Вона, но у него тут были и серьезные актерские задачи. Винсу приходилось танцевать на границе между комедийным и драматическим персонажем, никогда не заходя на одну из территорий полностью. И он справился просто потрясающе.

Похож ли сериал на «Клинику» и «Теда Лассо»?

Мы совсем забываем о фигуре Билла Лоуренса, который после безумного успеха «Теда Лассо» получил абсолютный карт-бланш на любой проект для Apple TV+ и в результате появилась «Плохая обезьяна». Видим ли мы тут почерк автора главных терапевтических ситкомов 21 века? На самом деле сходства есть, но они не бросаются в глаза.

Во-первых «Плохая обезьяна» – очень диалоговый сериал. Часто персонажи тут разговаривают как бы ни о чем, но их треп так интересно написан, что от него невозможно оторваться. Милые перебранки Йенси с бывшим напарником, флирт с судмедэкспертом, семейные ссоры, шуточки протагониста о том, что таксист использует слишком много парфюма. Далеко не все эти диалоги двигают сюжет, но в этом нет ничего плохого. Все они работают на атмосферу, и в них как раз можно увидеть легкий почерк Билла Лоуренса. К тому же Зака Браффа (а он есть в сериале) мы тоже давно не видели.

Второй момент – то, с какой скоростью здесь появляются и решаются проблемы. Ни в «Клинике», ни в «Теде Лассо» сюжетные линии об обидах или лжи не растягивались на весь сезон. Персонажи просто разговаривали друг с другом до момента, когда зрителю начинает надоедать это напряжение. В «Плохой обезьяне» происходит нечто подобное. Событий много, но сменяются они очень быстро. Поэтому два премьерных эпизода проглатывались так, будто суммарно длились 15 минут.

«Плохая обезьяна» – реально лучший легкий детектив в 2024 году. Нет, это не мегахитовый эпик вроде «Сегуна», где ставки всегда максимальные, но у него есть особая харизма, которой нет в других местах. Это редкий по нашим временам feel good детектив, и у него в принципе нет современных аналогов. Так что если «Плохая обезьяна» сохранит свой импульс до конца сезона, все вменяемые люди включат его в список лучших тайтлов 2024-го. Поэтому старайтесь не пропускать эпизоды.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.