Перейти к содержимому

Почему в Голливуде больше не снимают комедии? Жанр убили деньги, сериалы и фильмы Marvel

Исключения есть, но их мало.

Помните времена, когда комедии выходили в прокат и были хитами? «Один дома», «Майор Пэйн» и фильмы с Джимом Керри в 1990-х, Американские пироги» и их производные в 2000-х, тайтлы не только с Адамом Сэндлером и Уиллом Ферреллом, но и с большими звездами, вроде Уилла Смита и Брэда Питта. Сейчас этого почти нет. Жанр кое-как жил в 2010-х, когда вышли вторая и третья часть «Мальчишника в Вегасе», но потом просто умер. Голливуд практически полностью отказался от больших комедий, а фильмы вроде «Чем мы заняты в тени?» – лишь приятные исключения.

Но что не так с комедиями? Фильмы, которые мы называли, были хитами не просто так – их смотрели и любили. А потом что-то случилось. Если что, вам не показалось: комедии действительно исчезают. Сейчас мы расскажем, почему это происходит. Но переживать не стоит. Жанр на самом деле не умер, а просто мутировал.

Комедии не собирают за пределами США

Наверное, это самая большая проблема. Любая вменяемая студия в Голливуде ориентируется не только на американскую публику, но и на мировые сборы. И здесь у комедий огромные проблемы по сравнению с блокбастерами, потому что чувство юмора – не универсальная штука. То, что смешит зрителей в одной стране, может не работать в другой. Потому что юмор так или иначе завязан на культурном контексте. Но давайте попробуем найти какой-нибудь яркий пример.

В 2006 году вышел фильм «Рики Бобби: Король дороги» с Уиллом Феррелом. Вы могли даже не слышать об этой комедии, потому что она слишком сильно завязана на американском контексте. В Штатах это был чуть ли не хит с мощными сборами в 148 миллионов долларов. Но за пределами США «Рики Бобби» собрал жалкие 14 миллионов долларов. Для бюджета в 72,5 миллиона это не очень хорошие суммарные показатели. Фильм вышел в ноль и, возможно, окупил свою рекламу. А как же деньги?

Помните туповатый юморок «Мистера Бина», основанный на физической комедии и кривляниях Роуэна Аткинсона? Он стал мировым феноменом как раз потому, что такой юмор воспринимается одинаково практически во всем мире. Он крайне простой. Но с контекстуальными вещами все сложнее, поэтому студиям выгоднее вкладывать большие деньги не в комедии, а в более универсальные жанры.

Хиты нулевых убила смерть DVD

У нас есть отдельный текст о безвременной смерти «Американского пирога» и других молодежных комедий. Там тоже был комплекс причин: шутки про секс перестали шокировать, а жесткие панчи не вписывались в новые нормы, но главным образом субжанр сдох вместе с культурой DVD. Раньше авторы фильмов еще на стадии производства знали, что их малобюджетная комедия принесет больше кэша на носителях, чем в кинотеатрах. Но со смертью DVD этот метод уже не работал.

Конечно, фильмы выходят в цифре и попадают в библиотеки стримингов, вроде Netflix, HBO Max, Amazon Prime Video и так далее. Но те же стриминги держат у себя большие хиты и выпускают собственные оригинальные проекты. Вам всегда есть что посмотреть на Netflix. Каковы шансы, что зритель выберет комедию, которая ничего не собрала в прокате? Довольно небольшие, поэтому доходы со стримингов у этих проектов изначально ниже, чем были доходы с DVD.

Уже складывается неблагоприятная ситуация. У малобюджетных проектов на уровне первого «Американского пирога» меньше шансов выстрелить в принципе, а большие комедии – большой риск, потому что они могут провалиться за пределами США. Этого бы уже хватило, чтобы рынок стал сильно меньше, но есть и другие проблемы.

Элементы комедии теперь везде

Посмотрите на фильмы Marvel. Каждый из них – жанровое смешение, где есть все: драма, экшен и комедия. Последнее так вообще стало фирменной чертой MCU. Особенно если мы говорим о «Стражах галактики» или фильме «Тор: Рагнарек». Но даже в менее комедийных фильмах супергерои перешучиваются и попадают в нелепые ситуации, потому что фильмы Marvel – контент для всех, а значит в них должно быть всего понемногу.

Надо сказать, что условная киновселенная Marvel тоже стала одной из виновниц смерти чистокровных комедий. После успеха «Железного человека» и особенно «Мстителей» Голливуд понял, что франшизы – крутое и безопасное вложение. Во всяком случае, так было до недавнего времени, пока MCU не вступила в эпоху кризиса. Но! Франшизы начали вытеснять фильмы-одиночки в принципе, при этом почти в каждом блокбастере были комедийные элементы.

Получается, жанр начал размываться и размазывать себя по другим фильмам. И это в какой-то степени работало. Тот же «Тор: Рагнарек» больше комедия Тайки Вайтити, чем драматическое кино о супергерое, который пытается спасти мир и понять что-то про себя. Запомнили его в первую очередь за счет комедийных элементов. Так что умерли только комедии в чистом виде, но не комедия в кино как таковая.

Ситкомы вытеснили комедийное кино

Они существовали и раньше, но с восхождением стримингов сериальная индустрия подросла и перестала ориентироваться на слоты в телеэфире. Поэтому у современных ситкомов все хорошо: они есть, они выходят и набирают популярность. При этом у многих стендап-комиков, которые теоретически могли бы стать звездами большого комедийного кино, подписаны многолетние контракты с Netflix и другими стримингами.

Так и произошло смешение жанров в сторону сериалов. Пока продюсеры в мире большого кино предпочитают не рисковать и ставить на франшизные блокбастеры, снять успешный комедийный сериал в 2024 году все еще реально. Все-таки на стримингах менеджмент рисков устроен по-другому. Если какой-то проект выступил слабее ожидаемого, его просто закроют, а издержки покроет прибыль от подписок в целом и зрители, которых принесли успешные тайтлы.

Более того, хитовые комедийные сериалы из прошлого продолжают успешно жить на стримингах. «Друзья», «Офис» и «Как я встретил вашу маму» еще приносят прибыль, потому что аудитория любит их пересматривать. Исследования же показывают, что публика в целом предпочитает выбирать ситкомы, а не полнометражные комедии. Новая комедийная реальность выглядит именно так.

К слову, комедии-фильмы сейчас тоже выходят именно на стримингах. «Приколисты в дороге» с Эриком Андре и «Друзья по отпуску» с Джоном Синой (оба 2021 года) вышли на Netflix и Hulu соответственно, хотя по формату это абсолютно классические комедии, которые еще 10 лет назад прекрасно шли бы в кинотеатрах. Получается, комедии как таковые никуда не делись, но из кинопроката их вышвырнули.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.