Перейти к содержимому

7 ужасных фильмов, которые вы любили в подростковом возрасте. От «Хулиганов» до «500 дней лета»

Кажется, вы разозлитесь на нас за этот текст.

Иногда очень полезно пересматривать то, что вам нравилось или, наоборот, сильно не нравилось в детстве и подростковом возрасте. Так можно понять что-нибудь про себя и заодно узнать, что «Терминатор 2» – все еще великое кино, а «Загадочная история Бенджамина Баттона» – средненький фильм. Но есть отдельное явление – фильмы, которые становятся культовыми среди подростков, но пересматривать их во взрослом возрасте очень тяжело.

Мы не будем включать в этот список «Сумерки» или «Голодные игры», потому что это слишком очевидные и легкие мишени. К тому же эти проекты были изначально созданы для аудитории young adult, а мы все-таки пришли не за этим. Так какие фильмы были хитами у подростков, но любить их во взрослом возрасте уже слегка стыдновато?

«Эффект бабочки» (2004)

Ужасно глупый фильм, полностью основанный на буквально понятой фразе. Нет, там не показывают, как взмах крыла бабочки вызывает ураган, потому что (прикиньте!) так не бывает. Но! Вся суть «Эффекта бабочки» заключается в том, что все переплетено. Если герой Эштона Кутчера начнет изменять прошлое, чтобы избавиться от травм, ему придется пожертвовать очень важными для него моментами. Например, знакомством с любовью всей жизни. Сопливый псевдоглубокий финал прилагается.

«Эффект бабочки» ужасно снят. В нем отвратительный цветокор, спорная актерская игра и невыносимые цитатистые диалоги. Но так уж получилось, что многим подросткам, которые росли в нулевых, фильм с Кутчером реально казался чем-то глубоким. К счастью, это проходит и лечится – достаточно увидеть парочку научно-фантастических идей получше. В 2024 году «Эффект бабочки» выглядит как очень плохой эпизод «Черного зеркала», откуда убрали технологический элемент.

«Американский пирог 2» и другие сиквелы

Стоп. А почему не первый «Американский пирог»? Все просто. Мы легко можем представить, что у кого-то появится ностальгическое желание пересмотреть тупые, но харизматичные колледжные комедии, вроде «Американского пирога» и «Евротура». Просто вспомнить, как это было, и понять, почему эти комедии стали культовыми, а жанр впоследствии умер и не собирается воскресать. С этим ни у нас, ни у вас не должно быть никаких проблем.

Но смириться с тем, что человек может по своей воле включить сиквелы «Американских пирогов» и смотреть это марафоном, все-таки сложно. В первом фильме были настоящая смелость и хулиганский дух экспериментаторства. Но все остальное – жанровые клише для хорни подростков. И если вы не выросли из этого, у вас есть проблема посерьезнее, чем переоцененные фильмы. 

«Хулиганы» (2005)

Культовая классика пацанского кинематографа. Соплячок-журналист в исполнении Элайджи Вуда исследует мир забивных британских гопников и проникается им так сильно, что сам становится частью состава. Все пацаны в паленых курточках Stone Island знали «Хулиганов» наизусть и оплакивали героическую смерть Пита, сыгранного Чарли Ханнэмом, полностью игнорируя суть и посыл этой истории.

Плох ли фильм «Хулиганы»? Нет, но он довольно серый и обычный. Грубо говоря, «Хулиганы» стали культовым кино, только потому что в этой нише не было ничего другого. Но людям, которые воспринимают историю про забивы фанатов «Вест Хэма» и «Миллуола» как потрясающую драму, лучше вообще не рассуждать о кино. «Хулиганы» – базовая база с предсказуемой историей и самыми банальными приемами. Всерьез хвалить там можно только игру Чарли Ханнэма. Но этого ведь недостаточно. Особенно во взрослом возрасте.

«Три метра над уровнем неба» (2010)

Если трезво взглянуть на сюжет «Трех метров над уровнем неба», перед нами обыкновенная телевизионная драма с канала «Россия 1». Она – правильная девочка из хорошей семьи, а он – бэд гай на мотоцикле, который не слышал про одежду с рукавами. И они так хотят быть вместе, но ее семья против. И все это испанская мелодрама, которая каким-то невероятным образом захватила умы провинциальных девочек по всему миру. Необъяснимый феномен.

Таких фильмов в любой стране – пучок за 100 рублей. Но романтическая сопливость и дикие клише (мотоцикл – это правда круто?) сделали свое дело, поэтому «Три метра над уровнем неба» посмотрели и полюбили многие. Смешнее всего тут, конечно, финал. Уфф, мы из разных миров. Ох, но я буду помнить тебя. Тот случай, когда во взрослом возрасте не стыдно снять оценку на Кинопоиске и сделать вид, что всего этого просто не было.

«Дневник памяти» (2004)

Описывать «Дневник памяти» сложно, потому что очень многое из того, что мы сказали про «Три метра над уровнем неба», подходит и этому фильму. Разница только в том, что здесь у нас еще и хэппи-энд. Это история про парня и девушку, которые влюбляются, затем расстаются, а потом стареют и вновь сходятся, потому что не могут жить без драмы.

Опять же, видим сопли в сахаре и романтизированные отношения, которые ни разу не похожи на настоящие. Собственно, поэтому-то и невозможно смотреть «Дневник памяти» в осознанном возрасте и не ловить кринж. Мы-то понимаем, что Райан Гослинг будет ходить по дому в трусах и пускать газы в кровати, а в фильме все настолько улю-лю киси-киси, что аж тошно. Совсем циниками быть тоже не нужно, но есть кино про любовь намного сильнее – и так уж вышло, что это почти все остальные фильмы. Так что спасибо «Дневнику памяти» за Гослинга и Рэйчел МакАдамс, но на этом все.

«Области тьмы» (2011)

Символ импотентного псевдоинтеллектуального кино и контент на уровне «Эффекта бабочки». При этом «Области тьмы» похожи на эпизод «Черного зеркала» еще сильнее. В этом фильме писатель получает чудо-таблетку от брата бывшей жены, чтобы активировать свой мозг. Герой становится мегаумным, а затем подсаживается на таблетки и уже не может бросить. Но все хорошо: в конце герой Брэдли Купера все равно становится успешным биохакером. Погодите, чего? Ну да, этого следовало ожидать от фильма, полностью основанного на мифе о «стопроцентном» использовании мозга.

Тот случай, когда любопытную задумку забыли раскрутить, потому что «Области тьмы» реально не предлагают ничего лучше идеи с таблеткой. И если вам кажется, что это крутая научная-фантастика, у вас на лбу жирным маркером написано: «Не смотрел ничего». В подростковом возрасте любить «Области тьмы» – нормально, потому что тогда зрителю достаточно одной микроидейки. Но потом понимаешь, что все, что показано в фильме – какая-то дикая скомканная чушь. Зато здесь есть правильная мораль, и ее стоит запомнить: если у вас все плохо, и бывший шурин принес таблетку – не берите.

«500 дней лета» (2009)

Люди, которые считают «500 дней лета» милой романтической историей, вы вообще кто? Это компетентное, нормально написанное, но неправильно понятое кино. Потому что в глазах подростков, которые, возможно, тоже слушали The Smiths и безумно влюблялись, в фильме показана хорошая модель отношений. На самом же деле «500 дней лета» – история двух очень неприятных людей.

Самый мерзкий тут, конечно, Том в исполнении Джозефа Гордона-Левитта. Он встретил милую девочку на работе, проигнорировал все, что она говорила про несерьезные отношения и начал выдумывать всякую дичь. Но Саммер тоже молодец – вместо твердых и четких ответов она устраивает бойфренду эмоциональные качели. Более дисфункциональный роман, чем в этом фильме, еще нужно поискать.

Еще у фильма был финал, который в подростковом возрасте можно посчитать остроумным. Когда Том наконец-то закончил свои дела с Саммер и остался один, он вдруг встретил таинственную незнакомку, которую зовут Отэм (Autumn) и все как будто началось заново. Звучит как новый сезон сериала «Ты», а он, если что, про маньяка. Кажется, перед нами фильм, который во взрослом возрасте ты смотришь другими глазами и после этого больше не хочешь даже слышать о нем.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.