Перейти к содержимому

Мерзкая история «Футурамы». Мультсериал пытались убить, несмотря на успех «Симпсонов»

Ни один мультсериал не страдал сильнее.

Задумывались ли вы о том, насколько сложная судьба у «Футурамы»? В нулевых, когда «Симпсоны» были в прайме и казались (а возможно, и были) лучшим мультсериалом на планете, зрители с таким же удовольствием смотрели и «Футураму». Было легко подумать, что это явления одного порядка. А почему нет? Та же графика, те же создатели, но только в космосе. Между тем, пока вы наслаждались новым эпизодом о приключениях Фрая, Лилы и Бендера, «Футурама» буквально боролась за выживание.

Продюсеры 20th Century Fox ненавидели мультсериал и делали все, чтобы он исчез. Хотя те же люди были довольны «Симпсонами», созданными все тем же Мэттом Грейнингом. Звучит как полный абсурд. Но это именно то, что происходило на самом деле. И сегодня мы расскажем вам одну из самых глупых саг в истории телевидения. Речь пойдет о том, как убивали «Футураму».

Откуда взялась «Футурама»?

«Симпсоны» появились в 1989 году и на протяжении всех 1990-х были самым передовым мультсериалом на американском телике. Ни один тайтл до этого не был настолько смелым, смешным и ломающим традиционные устои. Да, из 2024 года это кажется странным, потому что «Симпсоны» сейчас – очень консервативный, семейный и в какой-то степени беззубый мульт, особенно на фоне молодых и злых сериалов от молодых и злых создателей. Но в 1990-х именно Мэтт Грейнинг и его команда были главными панками на телевидении.

Создатель «Симпсонов» не просто наслаждался славой, а готовил новые проекты. Он давно мечтал снять научно-фантастический мультсериал и применить там свой опыт в написании «Симпсонов». Попытки создания того, что в будущем стало «Футурамой», начались с 1995 года. Для этого Грейнинг пригласил в команду особенного человека по имени Дэвид Сэмюэл Коэн.

Коэн был одним из сценаристов «Бивиса и Баттхеда», другого хита 1990-х. Но он попал в анимацию, имея за плечами гарвардскую степень по физике. Ни один человек в индустрии не подходил на роль шоураннера «Футурамы» лучше. И да, за весь умный гик-юмор в мульте ответственность несет именно Дэвид Коэн и другие сценаристы-ученые, которых он пригласил.

План был такой: Грейнинг помогает запустить «Футураму» и дает советы в качестве исполнительного продюсера, а Коэн заправляет всем в качестве основного шоураннера. Поэтому «Футурама» никогда на самом деле не была «Симпсонами» в космосе. Запомните эту мысль – она пригодится нам позже. Так вот, Грейнинг и Коэн запитчили новый мультсериал боссам Fox – те были в восторге и заказали 13 эпизодов. Но почти сразу решили что сделали ошибку и начали вмешиваться в производство. Так началась битва за «Футураму».

Продюсеры Fox испугались смелости «Футурамы»

Оказалось, что шишки из Fox на самом деле хотели «Симпсонов» в космосе и ничего больше. Их напрягало, что Грэйнинг и Коэн создавали сложную вселенную, где было много чего, помимо комедии. Фрай и Бендер знакомятся в очереди к будке самоубийств, головы политиков в банках, странные пришельцы, социальные проблемы роботов и доктор Зойдберг, кем бы он ни был – все это до смерти напугало продюсеров и они потребовали это убрать. Изменить буквально каждый элемент «Футурамы».

Вы сейчас упадете оттуда, где сидите, но одной из главных претензий к сценарию «Футурамы» было то, что действие эпизодов почему-то постоянно происходит не на Земле. То есть, серьезно: кому нужна бесконечная вселенная, где можно реализовать самые безумные концепты? Зрители никогда это не поймут и не примут. «Рика и Морти», понятно, еще не было.

Грейнинг в тот момент полагал, что его репутации достаточно, чтобы защитить мультсериал. Он приводил успех «Симпсонов» в качестве примера. Надо сказать, что в 1989 году, когда Fox взял на борт Мэтта Грейнинга с его обычной желтой американской семьей, сделка предполагала полную творческую свободу сценаристов. И Мэтт просто не знал, каково было людям, создававшим другие тайтлы для Fox в 1990-х: внутренняя цензура канала зарезала все, до чего могла дотянуться.

Мэтт смог отстоять свое видение и с дикими скандалами закончил производство. Но руководство Fox пыталось ему помешать уже тогда. Например, канал без консультации с создателями «Футурамы» уволил актеров Чарли Шлаттера и Николь Салливан, которых утвердили на роль Фрая и Лилы. А Грейнингу и Коэну пришлось искать других людей на ходу из тех, кто уже прошел прослушивания.  Так или иначе, в 1999 году вышла первая серия «Футурамы».

Продюсеры задушили «Футураму» из мести

Грейнинг смог отстоять свое видение с помощью споров, скандалов и шантажа, но в руках Fox был главный рычаг влияния, а именно программная сетка. Изначально «Футурама» заняла лучший слот: 20:30 по воскресеньям, между «Симпсонами» и «Секретными материалами». Но в нем вышло только два эпизода мультсериала. После боссы Fox отправили «Футураму» на вторник, а затем и на телевизионную плаху – 19:00 по воскресеньям.

Неужели это так плохо? На самом деле да. По вторникам Fox марафонил огромное количество мультсериалов с более слабым потенциалом, чем «Симпсоны», так что зрителей было меньше в любом случае. Но это еще было терпимо. А вот 19:00 в воскресенье – это смерть. Перед «Футурамой» шли трансляции спортивных матчей и их обсуждения в студии. Если бейсбол затягивался, а такое бывает, это означало, что эпизод «Футурамы» просто не выйдет в этот день.

Из-за этого серии «Футурамы» показывали не каждую неделю, и шли они не по порядку. Иногда выходил один эпизод в месяц. Вы хоть представляете, как это мало? Что же касается порядка, то для «Симпсонов» это не было бы катастрофой, потому что они работали по классической модели ситкомов: каждая серия – сюжет в себе, и смотреть их можно в любом порядке. Но Коэн и Грэйнинг вплели в «Футураму» единый метасюжет – и вот его программная сетка просто растерзала на куски. Мультсериал потерял около 50% аудитории.

Но «Футурама» не умерла и даже заработала собственную фан-базу, пусть и не такую большую, как у «Симпсонов». Тогда боссы Fox просто начали делать вид, что такой собственности у них не существует. Например, если какая-то серия получала награду, они не звонили Грейнингу и Коэну с поздравлениями. В конце концов именно из-за неудачного календаря «Футурама» медленно умерла к 2003 году, когда канал Fox объявил, что не будет заказывать новый сезон.

Возвращение «Футурамы» тоже было огромной проблемой

К моменту, о котором пойдет речь сейчас, мультсериал был мертв в течении четырех лет, но Грейнинг и Коэн не оставляли надежд воскресить его. К 2007 году в США выросло количество кабельных каналов, и многие из них поднимали толстые рейтинги, транслируя то, что называют legacy shows – повторы культовых сериалов прошлого, вроде «Друзей». «Футурамой» сильно заинтересовались на Comedy Central и вступили в переговоры с Fox, чтобы заказать 16 эпизодов.

К тому моменту всех продюсеров, которые душили «Футураму» в начале десятилетия, уже успели уволить. Так что у Грейнинга и Коэна появилась надежда. Но Fox хотелось выйти на рынок фильмов для DVD, а не просто отдавать права Comedy Central. Было решено пойти на странную сделку, по результатам которой Fox получает четыре полнометражных мультфильма для DVD, а Comedy Central те же мультфильмы, но разделенные на 16 эпизодов по 4 на каждый фильм.

Они вышли, но не особо зашли ни критикам, ни зрителям. Вероятно, потому что пик производства пришелся на разгар большой забастовки сценаристов 2007 года. Так появились «Большой куш Бендера», «Зверь с миллиардом спин», «Игра Бендера» и «В дикие зеленые дали». Надежды на воскрешение могли бы умереть тут же, на месте, если бы порубленные для Comedy Central серии не показали неожиданно хорошие рейтинги. Канал арендовал права у Fox и заказал еще несколько сезонов.

Шестой и седьмой производственные сезоны «Футурамы» по 26 эпизодов разрезали на четыре телевизионных сезона по 13 эпизодов, и все это пошло в эфир Comedy Central. Ура? Победа? Ну, не совсем. Цикл производства был настолько быстрым, что команда Коэна не успевала все анимировать, из-за чего привлекала больше 3D-графики и спешила со сценариями. Возможно, поэтому рейтинги «Футурамы» не стали высокими, а в 2013 году она умерла окончательно. Как тогда казалось.

Финальный эпизод «Тем временем» вышел в эфир 4 сентября 2013 года и стал одним из самых трогательных в истории. В нем Фрай случайно замыкает вселенную во временной петле, чтобы продлить свой вечер с Лилой, и они вместе проживают целую жизнь. Похоже на полноценную концовку, но хитрые Коэн и Грейнинг не закрыли все линии, чтобы оставить возможность для продолжения.

Новая «Футурама» родилась благодаря «Рику и Морти»

Мало кому понравилось воскрешение «Футурамы» на Hulu в 2023 году. Возможно, потому что мульт к тому моменту уже действительно морально устарел, а сценарная комната во главе с Дэвидом Коэном потеряла свое моджо. Но в целом это практически та же «Футурама», какой мы ее запомнили. Как же ей удалось воскреснуть теперь?

Произошла окончательная победа над Fox, потому что компанию 20th Century Fox купила Disney. Соответственно переход «Футурамы» на стриминг Hulu не был плодом трудных переговоров и компромиссов, как во времена сделки Fox с Comedy Central. Да и культурное поле за 15 лет отсутствия мультсериала сильно поменялось.

Никто уже не думал, что комедия «Футурамы» слишком темная, задротская и непонятная. На Adult Swim много лет царствовал «Рик и Морти», окончательно доказавший, что черная сай-фай комедия со сложными шутками может быть мейнстримом и никто ей ничего не сделает. Казалось бы, идеальная почва для воскрешения – а рейтинги все равно неидеальные, и событием новая «Футурама» стала только для старых фанатов.

Видимо, этот мультсериал все-таки родился, чтобы страдать. Но печальная история «Футурамы» еще не закончена. Восьмой сезон начал выходить 29 июля 2024 года – и если все снова пойдет не так, то мультсериал опять умрет на какое-то время. Но ему не привыкать. Один из самых изобретательных проектов поколения мог быть «Риком и Морти» до «Рика и Морти», и у него было все, чтобы стать хитом. К сожалению, продюсеры пытались убить «Футураму» в зародыше, поэтому нам остается только удивляться, как один и тот же тайтл может одновременно быть и культовым, и невезучим и страдающим.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.