Перейти к содержимому

Почему «Дом Дракона» никогда не сравнится с «Игрой престолов»? У приквела слишком много дефектов

Он даже не работает как приквел.

16 июня начал выходить второй сезон «Дома Дракона» – масштабного приквела к «Игре престолов» – главному фэнтези-сериалу нашего времени. Это мощный и громкий релиз, но все-таки не настолько важный и яркий, как любой сезон «Игры престолов». «Дом Дракона» – не тот сериал, который все смотрят, обсуждают и пародируют в других проектах. Но почему?

Дело ведь не в том, что финальный сезон «Игры престолов» провалился так сильно, что люди разочаровались. Проблема именно в «Доме Дракона» – он просто недостаточно хорош. При всем уважении к сценаристам и актерскому составу, у этого приквела не было шансов по-настоящему заменить «Игру престолов», и он не выдерживает ни малейшего сравнения с оригиналом. А мы сейчас напомним вам, что именно с ним не так.

«Дом Дракона» уже не шокирует

Тут нас, конечно, сильно разбаловала оригинальная «Игра престолов». Жесткость, неожиданные повороты, внезапные смерти ключевых персонажей – вот что продавало экранизацию книг Джорджа Мартина в 2010-х. Другого такого сериала просто не существовало, особенно в этом сеттинге. Все остальное фэнтези было либо кринжухой, либо добрыми сказками, а потом пришла «Игра престолов» и начала выжигать все, что мы знали.

Ситуация с «Домом Дракона» другая. «Игра престолов» задала определенную планку ожиданий и показала, что такие тайтлы бывают. Поэтому жестокость уже не шокирует, а политические интриги воспринимаются как должное. Даже наоборот: возникает стойкое чувство, что все это уже было в «Симпсонах», и «Дом Дракона» не привносит в культуру ничего радикально нового.

Но сильнее всего досталось персонажам. Это главная потеря сериала: из-за того, что герои «Игры престолов» дохли чаще, чем тараканы от мелка «Машенька», к ансамблю «Дома Дракона» не хочется привязываться. Невозможно ведь выкинуть из головы, что этого персонажа, возможно, уже не будет с нами минут через 20. Так почему нам должно быть не плевать на Рейениру, Алисенту, Корлиса и других?

В сериале слишком душная экспозиция

Стандартная проблема любого фэнтези. Поскольку мир, который нам показывают, не похож на реальный, сценаристы вынуждены объяснять зрителям его устройство. Такое было даже в оригинальной «Игре престолов», но там нам сразу показывали отношения важных героев между собой и в первом же эпизоде внесли интригу с Белыми Ходоками. Кто это? Почему их все боятся? Ох, ну ладно, включу еще серию – так среднестатистический зритель втягивался в «Игру престолов».

«Дом Дракона» продает себя значительно хуже, потому что повествование ведется так, будто это историческая хроника. Сериал спешно и пачками представляет персонажей, дает избранные сцены из их жизни, а потом экстренно делает прыжки в будущее. В итоге количество персонажей в первом сезоне росло быстрее, чем мы успевали их запоминать, и, что важнее, привыкать к ним. 

По сути, 70 процентов «Дома Дракона» – одна сплошная экспозиция, где нам объясняют политическую обстановку, причины действий героев и родственные связи. В «Игре престолов» это работало, потому что соблюдался принцип show don’t tell («показывай, а не рассказывай»). Отношения Арьи Старк с Псом, например, раскрывались через действия, а не через слова. Но в «Доме Дракона» это всегда слова, и их всегда очень много. Герои разговаривают экспозицией, и это невероятно сложно воспринимать.

У «Дома Дракона» очень рваное повествование

Опять же, сравним с «Игрой престолов», где многие сюжетные линии тянулись через несколько сезонов и развивались постепенно. Сериал показывал события от одного момента к другому, чуть ли не в реальном времени. Поэтому ближе к концу у зрителей складывалось справедливое ощущение, что они проделали какой-то путь с этими персонажами. Поэтому их было больно терять, а трансформации не казались чем-то надуманным – поздние сезоны с этим поспорят, но тем не менее.

И вот «Дом Дракона», где вместо медленного иммерсивного повествования у нас есть временные прыжки и формат исторического саммари. История чувствуется так, будто мы смотрим научно-популярный видос на ютубе о Римской империи – авторы таких роликов не описывают день за днем или неделю за неделей, а идут от одного ключевого события к другому. «Дом Дракона» работает так же. Из-за этого кажется, будто рассказчик упускает детали, потому что боится не успеть к обеденному перерыву.

Еще моментами создается ощущение, что у «Дома Дракона» СДВГ, потому что сериал не может сфокусироваться ни на одной конкретной теме или сюжетной линии. Мы сейчас исследуем отношения Рейениры и Алисенты? А, уже нет – мы перешли к другой линии. Хорошо, а теперь… А, снова переключились. Ну, хорошо. Понятно, что сценаристам нужно многое рассказать, но не так же рвано!

Поскольку у «Дома Дракона» никогда нет времени останавливаться на важных моментах, большинство сюжетных линий как будто возникает из воздуха. Из-за этого они теряют весь свой драматический потенциал. Например, смерть Лейны Веларион – важный момент, но он происходит так внезапно, что в него невозможно погрузиться.

Нам почти не представили героиню, мы не узнали ее, а потом вдруг происходит драматический поворот с ее смертью, и «Дом Дракона» делает вид, что это очень трагический эпизод. Но к нему не вело практически ничего. У зрителей не было связи с персонажем, поэтому момент кажется диким филлером.

Даже трансформация отношений Рейениры и Алисенты от статуса подруг к статусу политических соперников происходит где-то за кадром, а нас просто ставят в известность, что теперь дела обстоят вот так. Неужели нельзя было показать это в мелочах? Была бы интересная сюжетная линия, но мы же этого не хотим, правда? Мы хотим смотреть на драконов и слушать пересказ исторических фанфиков. О, кстати. Драконы!

Драконы превратились в шутку

Они в общем-то и были шуткой в момент, когда Джордж Мартин кормил публику завтраками и обещал, что драконы рано или поздно появятся в сюжете. Но все-таки в «Игре престолов» драконы имели значение, и их действительно ждали как чего-то величественного. «Дом Дракона» же, с другой стороны, выносит это существительное в заголовок и держит пацанское слово, поэтому драконов мы видим постоянно и в товарных количествах.

Но это точно минус, а не плюс. Потому что в мире Мартина драконы были эквивалентом ядерного оружия. Их мало, они есть не у всех, и никто не хочет увидеть их в действии, потому что последствия разрушительны. Но «Дом Дракона», наоборот, раскидывается драконами. Поэтому на бирже крутых фэнтези-чудовищ они резко обесцениваются и превращаются чуть ли не в обыденную деталь бэкграунда. Как так-то, а?

«Дом Дракона» предсказуемый – и это катастрофа

Проблема приквелов в том, что мы знаем, к чему приведут эти события, поэтому сохранить интригу в таких условиях – большое и тонкое искусство. Возьмем хотя бы сериал «Лучше звоните Солу» – предысторию «Во все тяжкие» о жизни и становлении Сола Гудмана, а также один из лучших приквелов в истории. Что делает его хорошим? Правильные ставки.

Мы знаем, что Сол, Майк, Густаво, Гектор Саламанка, Туко и другие герои оригинального «Во все тяжкие» не умрут и не сядут в тюрьму, потому что мы видели, что было с ними дальше. Но сериал все равно работает. Как же так? Во-первых, до определенного момента мы не знали, что стало триггером для превращения Джимми МакГилла в Сола Гудмана. А сериал ясно дает понять, что был он в общем-то совершенно другим человеком.

Во-вторых, там были важные и крутые персонажи, которых мы не видели в «Во все тяжкие». Например, Ким Векслер – по сути, вторая главная героиня. Вопрос «Что случилось с Ким?» держался в голове каждый сезон, потому что зрители к ней привязались и не хотели думать, что Ким не участвовала в оригинальном сериале, потому что случилось что-то непоправимое. Поэтому интрига сохранялась, несмотря на то, что мы уже видели часть последствий.

Но «Дом Дракона» не может позволить себе таких вещей, потому что многие события происходят слишком давно. Так что мы, с одной стороны, остаемся без знакомых персонажей. С другой – можем узнать основные события сериала и так – из лора «Игры престолов». Не то, чтобы все, что происходит в приквеле, не имеет никакого значения, но переживать так, как за Ким в «Лучше звоните Солу», здесь не за кого.

Напряжение в «Игре престолов» работало как раз потому, что мы не знали, что будет дальше. Плюс сериал довольно рано показывал, что ни один персонаж из основного состава не носит сюжетную броню. Случиться могло что угодно и когда угодно, что заставляло включить следующий эпизод. А «Дом Дракона» исповедует противоположный вайб, и проще всего охарактеризовать его фразой «Ну было и было». А это очень обидно.

Все, что сериал может дать, – расширение вселенной для ее фанатов, стилистическое соответствие «Игре престолов» и какое-то количество сильных актерских работ, вроде Мэтта Смита в роли Дейемона Таргариена. Каждый из этих элементов хорош, но «Игра престолов» стала самым обсуждаемым сериалом 2010-х из-за других вещей. В ней были сюжетное напряжение, непредсказуемость и эффект новизны. А вот их «Дом Дракона» все-таки потерял.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.