Перейти к содержимому

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» – лучший экшен года, но кассовый провал. Почему?

Кажется, крутые блокбастеры в кинотеатрах мертвы.

Летний киносезон – время выхода мощных блокбастеров, и 2024 год – не исключение. В этот раз лето началось с сочного релиза. В мировом прокате появилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера – не просто приквел к «Дороге ярости», но и (почти в той же степени) бешеный экшен с невозможными трюками, крутыми персонажами и практически немым, но в то же время понятным повествованием. Лучшая роль в карьере Криса Хемсворта и одна из лучших у Ани Тейлор-Джой прилагаются, но есть один нюанс. «Фуриоса» жестко прогорает в прокате.

При бюджете в 170 миллионов долларов (+ еще около 100 миллионов на рекламу) фильм к концу первой недели чуть-чуть перевалил за 60 миллионов сборов по миру. Для весенне-летнего сезона это не просто плохие показатели, а настоящая катастрофа. Великолепный боевик тонет в прямом эфире, а похвала критиков и зрителей не конвертируется в деньги. Что же происходит?

Актеры больше не собирают кассу

Проблемы есть не только у «Фуриосы», но и у всей индустрии в принципе. Раньше известное имя в составе могло привлечь зрителей в зал, но теперь так не работает. Да, старички вроде Тома Круза или Брэда Питта все еще кассовые звезды, но они – последние в своем роде. Молодые суперзвезды, сколько бы у них ни было рекламных контрактов и подписчиков в соцсетях, не рассаживают людей по залам своим присутствием. Так что Зендея, Том Холланд, Флоренс Пью или Аня Тейлор-Джой сами по себе не притягивают деньги.

Посмотрите хотя бы на фильм «Каскадеры» с Райаном Гослингом. Он тоже великолепный, но, как и «Фуриоса», позорно сдох в прокате несколькими неделями ранее. Ситуация со сборами «Каскадеров» была настолько неприятной, что фильм выпустили в цифре спустя две недели после начала проката в кинотеатрах, чтобы реклама для кино сработала хотя бы на стриминги – такого не было никогда. Если что, раньше между концом проката и релизом в цифре проходило чуть ли не полгода или хотя бы джентльменские три месяца. А тут оп – и все, вышел в цифре.

Получается, Райан Гослинг тоже не работает сам по себе. Миллиардные сборы «Барби» в прошлом году обеспечил не актер, а Кен – сыгранный им персонаж + великолепная рекламная кампания и исторический коллаб с «Оппенгеймером». Так что «Фуриоса» в этом смысле не могла рассчитывать ни на Аню Тейлор-Джой, ни на Криса Хемсворта. Да, фильм – часть франшизы «Безумный Макс», но всеми любимая и культовая «Дорога ярости» в 2015 году тоже провалилась. Правда, не так жестко. По всем подсчетам, фильм примерно вышел в ноль – то есть, не заработал, но и не прогрыз карманы Warner Bros.

У «Фуриосы» был отвратительный трейлер

Невероятно плохой, просто кошмарный. Самое время вспомнить, что кино и трейлеры снимают разные люди, потому что фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» выглядит шикарно, а его трейлер собрал все самые слабые CGI-сцены и вряд ли вызвал желание срочно бежать в кино хоть у кого-нибудь из зрителей. Посмотрите его, если вдруг не видели, но знайте – в самом фильме все вообще не так.

Это, кстати, одна из редких частных причин провала «Фуриосы». Фильму Миллера и так нужно было преодолеть немало препятствий: рейтинг 16+ и ориентацию на взрослую аудиторию фанатов «Безумного Макса» и высокооктанового экшена. Так тут еще и трейлер скорее отпугивает, чем привлекает.

Если вы вдруг читаете каких-то кинокритиков, то могли заметить, как они коллективно выдохнули в момент, когда первые рецензии на «Фуриосу» оказались положительными. Потому что трейлер заставил сомневаться даже самую лояльную публику, а такое случается довольно редко. Но все же больше всего фильм пострадал от проблем внутри самой индустрии.

Последствия ковида все-таки убили кинотеатры

Это отмечают многие люди из кинобизнеса. Массовая самоизоляция в 2020 году позволила Netflix и другим стримингам нормально разожраться на новых подписчиках. Получилось, что у гигантского числа зрителей начали вырабатываться новые привычки в тот момент, когда они естественным опытом отвыкали от походов в кинотеатры.

Оказалось, нет ничего страшного в том, чтобы смотреть кино дома. Вы в любой момент можете нажать паузу, залипнуть в телефон или прервать просмотр и досмотреть все завтра. И все это время незнакомые люди не будут есть вам в уши, разговаривать в зале по невыключенному телефону или вставлять неуместные комментарии.

А большой экран? Ну, знаете, большие телевизоры сейчас стоят сравнительно недорого. Как и мониторы. Вероятность, что экран, на котором вы сейчас смотрите кино и сериалы дома, и больше, и лучше, чем тот, на котором вы смотрели телик в детстве, крайне высока. К тому же на стримингах контент никогда не закончится.

По сути, кинотеатральный бизнес так и не восстановился после ковида, потому что провальных больших фильмов в последние несколько лет было очень много. Даже у «Барби» с «Оппенгеймером» сборы были бы значительно ниже, если бы мем из интернета не превратился в итоге в нечто новое – в киноивент. Но это был единичный выстрел.

Это при том, что зумеры как поколение, судя по всему, не считают кинотеатры храмами, и их в принципе сложно туда загнать. Экранизация Minecraft явно справится, потому что привлечет и совсем уж детей (с родителями), и тех, кто играл в Minecraft в детстве. А вот «Безумный Макс» или что-то непонятное с Райаном Гослингом, как видим, не работают.

Причем для фанатов конкретно «Безумного Макса» чудовищный провал «Фуриосы» в прокате – очень плохая новость. Джорджу Миллеру все-таки уже 79 лет. И если теперь ему не дадут деньги на новый фильм во франшизе, что крайне вероятно, это может стать концом его карьеры. Ну, или что-нибудь новое по «Безумному Максу» будет значительно менее масштабным из-за нехватки бюджета.

«Фуриоса» показала: Голливуд и кинотеатры скоро сильно изменятся

Студийные боссы не будут мириться с финансовыми потерями и точно выберут новую стратегию. Какой она будет? На этот счет пока что нет одного мнения. Но с двухсотмиллиоными блокбастерами для взрослой аудитории мы явно попрощаемся если не навсегда, то надолго – до следующего культурного витка. Исключения вроде «Дюны», конечно, появятся, но их будет минимум.

Что же будет идти в кинотеатрах? Разумеется, мы сейчас говорим только про крупные релизы. «Миньоны» явно не умрут, как и фильмы киновселенной Marvel или любой другой популярной франшизы, где все строится на эффекте узнавания. Но новые тайтлы не собирают миллиарды – последним оригинальным фильмом-миллиардником был мультфильм «Холодное сердце» из 2013 года.

Вероятно, в Голливуде произойдет какое-нибудь грандиозное разделение. Так, фильмы вроде «Каскадеров» и «Фуриосы» станут гораздо бюджетнее – и вместо 80 и 170 миллионов будут получать 50 и 100, но точно не больше. В то же время на что-нибудь с заранее благоприятным прогнозом, вроде той же экранизации Minecraft, будут давать больше денег и вкладывать их в рекламу. Но пока мы не знаем, как именно это будет происходить, потому что бюджеты всех фильмов, которые мы смотрим сейчас, были расписаны как минимум несколько лет назад.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.