Перейти к содержимому

10 самых пугающих сцен из топовых сериалов. От «Настоящего детектива» до «Друзей»

Есть и криповый момент из «Друзей».

Вас когда-нибудь пугали сериалы? Скорее всего, да, но у вас в голове всплыли образы из хорроров и маньячных триллеров, а ведь пугать могут не только они. Криповые сцены были и в культовых ситкомах, и в больших персонажных драмах, вроде «Во все тяжкие» и «Клана Сопрано». И пугали они ничуть не меньше, чем какая-нибудь «Американская история ужасов».

Сегодня мы вспоминаем самые криповые сцены из мейнстримных сериальных хитов, но стараемся не концентрироваться на тех проектах, которые и так пытались напугать нас в своем обычном режиме. В конце концов, когда вас пугает серия «Друзей», это намного страннее и тяжеловеснее, чем когда сеттинг изначально намекал, что будет страшно.

Появление Боба – «Твин Пикс»

Окей, в «Твин Пиксе» полно страшных сцен: танцующий карлик, видения агента Купера, женщина с поленом и все остальное, что родило воображение Дэвида Линча. Но если мы говорим о действительно пугающих сценах, в голове сразу всплывает первое настоящее появление Боба – злого духа из Черного Вигвама, которым был одержим Лиланд Палмер.

Момент из 7 эпизода 2 сезона, когда мы узнаем об этом от самого Боба в теле Лиланда – абсолютная жесть. Там не было скримера, не было жуткого нагнетания и всего остального, чего вы ждете от хорроров и мистических триллеров. Нет, у «Твин Пикс» просто случился небольшой срыв, и с экрана начало течь концентрированное тревожное безумие, замешанное с логикой сна и неестественным поведением персонажа.

Дейв и Херли – «Остаться в живых»

Естественно, старина «Лост» тоже время от времени пытался нас напугать. Чего только стоит момент, когда Локк впервые встречает Черный Дым в четвертой серии. Но это просто страшно, а вот дикую жуть сериал приберег до 18 эпизода 2 сезона. В нем добряк Херли галлюцинирует и разговаривает с неким Дейвом, но поведение воображаемого друга становится все страннее и страннее.

В какой-то момент мы, зрители, понимаем, что Дейв пытается с помощью манипуляций склонить Херли к самоубийству. Сколько эмоций и вопросов вызывает эта сцена! Что происходит? Дейв настоящий? У Херли так потекла кукуха? Невероятный момент, когда сценаристы показали хрупкое психическое состояние персонажа, а не рассказали о нем.

Смерть Хэнка – «Во все тяжкие»

Еще раз поблагодарим забастовку сценаристов 2007 года за то, что 1 сезон «Во все тяжкие» получился коротким и не дал Винсу Гиллигану убить двух ключевых персонажей: Джесси Пинкмана и Хэнка Шрейдера. Оба стали важными антиподами для Уолтера Уайта, а еще к обоим аудитория сильнейшим образом привязалась. И от этого сцена смерти Хэнка в пустыне после перестрелки с бандой националистов, которых вызвал Уолтер, чувствуется гораздо сильнее, чем чувствовалась бы возможная смерть Шрейдера в 1 сезоне.

Что в этой сцене жуткого? Как минимум то, что в ней с самого начала очевидно, что у Хэнка нет выхода из ситуации. Надежда, что он с напарником Стивом Гомесом выберется живым, тает буквально в прямом эфире. А еще жутко, что эту сцену мы видим глазами Уолта, в котором борются трусость, чувство вины и нежелание проигрывать. Сериал «Во все тяжкие» никогда еще не делал больно таким садистским образом.

Росс психует из-за сэндвича – «Друзья»

Да, прикиньте? Между смертью Хэнка Шрейдера и самым пугающим моментом из «Очень странных дел» у нас эпизод «Друзей», где Росс расстроился, что кто-то съел его сэндвич, оставшийся со Дня Благодарения. И если вы сомневаетесь, что он должен тут находиться, то вы, черт возьми, не помните этот момент. Потому что на фоне всего остального, что происходит в «Друзьях», внезапное падение во тьму чувствовалось очень криповым.

Да, Росс не просто психует – его буквально начинает поглощать безумие. Дэвид Швиммер тут отыграл что-то похожее на культовые переигрывания Николаса Кейджа. И от того, с каким перебором он реагирует на что-то настолько маленькое, становится некомфортно. А ведь мы всегда знали, что психика Росса из «Друзей» – очень подвижная. И он всегда был в одном шаге от пропасти. В одном шаге.

Макс на грани смерти – «Очень странные дела»

Вряд ли кто-то поспорит, что 4 сезон «Очень странных дел» был самым страшным в истории сериала. Он заигрывал с боди-хоррором, показывал сломанные кости и практически всемогущего злодея, а не просто монстров из другого мира. До этого в «Очень странных делах» сильнее всего пугала одержимость, как было с Уиллом или Билли, но одна из последних сцен с Макс все это переплюнула.

К концу сезона мы уже знали, что рыжая девочка в группе риска и ее в любой момент убьет Векна, если она перестанет слушать Кейт Буш. Причем убьет не просто, а самым неприятным образом, неестественно переломав тело в воздухе. И нужно отдать шоураннерам «Очень странных дел» должное – братья Дафферы не только нагнетали интригу, но и не побоялись показать нам это. Просто не довели дело до конца, но даже того, что мы видели, уже хватает, а героиня пострадала сильнее, чем мы могли ожидать.

Сон Тони в коме – «Клан Сопрано»

«Клан Сопрано» умел не только показывать гангстерскую драму, копаться в психике мужчин средних лет и рассказывать о семейных проблемах, но и великолепно демонстрировать логику сна. Многие хорошо помнят сон отравленного Тони, где он разговаривает с мертвой рыбой на прилавке и понимает, что Пусси Бонпенсьеро – предатель. Но это не сравнится со 2 серией 6 сезона, где Тони Сопрано видит другую жизнь, находясь в коме.

В этом видении Тони – честный продавец, а никакой не глава мафиозного клана в Нью-Арке. Но все вокруг настолько ненастоящее и дезориентирующее, а еще наполненное символами, что становится очень некомфортно. Ощущение смертности Тони Сопрано никогда не было таким реальным – но для этого понадобилось поместить его в нереальную обстановку.

Тело Беверли Катц – «Ганнибал»

5 серия 2 сезона. В чем был хорош «Ганнибал», так это в эстетизации ужасного! Жутких сцен там полно, а Мадс Миккельсен идеально справлялся с ролью утонченного психопата Ганнибала Лектера. Но история с судмедэкспертом Беверли Катц, которой удалось случайно раскрыть тайну Лектера, достойна особого упоминания. Даже то, какой беззащитной ощущалась Беверли, когда она пыталась убежать от Ганнибала – ужасающе мощная деталь.

Но сцена, где остальные герои видят, что маньяк сделал с Катц – отдельная история. Ганнибал устроил настоящий перформанс, разделив Беверли на отдельные слои в стекле. Мы не будем приводить здесь иллюстрацию этого момента. Более того, мы уже нарушили свое же правило, потому что «Ганнибал» – сериал про маньяка. Но все-таки эта сцена была особенно чудовищной, потому что касалась героини, с которой мы уже прошли некоторое путешествие.

«Ты моя мамочка?» – «Доктор Кто»

Создатель «Шерлока» Стивен Моффат был лучшим приглашенным сценаристом в современной версии «Доктора Кто». Начиная с 5 сезона, он стал шоураннером и в каком-то смысле угробил сериал, но его эпизоды в эпоху правления Рассела Т. Дэвиса – это что-то. Особенно «Пустой ребенок» – 9 серия 1 сезона.

В ней Доктор и Роза попадают в Лондон времен Второй мировой войны, где видят один из самых жутких образов в истории сериала. Ребенок с неснимаемым противогазом преследует их и повторяет: «Ты – моя мамочка?» И если он кого-то настигает, то этот человек тоже обрастает противогазом. Вроде так просто, а так страшно. Жаль, что Стивен Моффат способен на такие великие вещи только в ограниченном пространстве, а когда весь контроль на нем, безумия становится слишком много.

Каркоза – «Настоящий детектив»

Финальная серия 1 сезона, где Раст Коул и Марти Харт наконец-то поняли, кто все это время был жутким маньяком, и отправились в его логово. Странное место, куда попадает Раст Коул, вызывало смесь первобытного страха с чем-то мистическим. Так еще и сам убийца Чилдресс был где-то рядом, называл Коула «маленький жрец» и говорил странные вещи про Желтого Короля и Каркозу.

До этого момента мы не понимали, зачем в «Настоящем детективе» линия галлюцинациями Раста. Но тут, во время финальной конфронтации, это очень пригодилось. Каким-то потрясающим образом «Настоящий детектив» остался реалистичным сериалом, но сохранил часть пугающих элементов из культов вуду и сантерии, чтобы передать атмосферу фольклора Луизианы.

Деменция Беатрис – «Конь БоДжек»

Тут у нас всего два кандидата на место самой жуткой сцены: трип, приведший к смерти Сары Линн, и вот этот момент. Но первый вариант скорее не пугающий, а невыносимо трагичный. И совсем другое дело – 11 эпизод 4 сезона, где мы видим бэкстори Беатрис, матери БоДжека. Ее темные сюрреалистичные воспоминания сценарист Рафаэль Боб-Ваксберг точно взял из какого-то очень плохого места.

Отчасти это флэшбек, объясняющий травмирующее прошлое Беатрис и то, почему она стала такой, какой стала. Но только отчасти. Все остальное время это агония умирающего разума человека с деменцией. Смесь реальной истории и болезненных кошмаров. Такой концентрации тревожных образов не позволял себе ни один другой эпизод «Коня БоДжека» – а это самая пронзительная трагикомедия своего поколения.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Культовые русские сериалы». Там мы обсуждаем сериальные новинки

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.