Перейти к содержимому

11 лучших сюжетных поворотов в играх. Dead Space, Assassin’s Creed и даже S.T.A.L.K.E.R.

Вы этого не ждали!

Внезапные сюжетные повороты не делают фильм, книгу или игру хорошей, а если ими злоупотреблять, могут все испортить. Это подтвердит любой человек, внимательно следивший за творчеством режиссера М. Найта Шьямалана. Но иногда такие повороты работают идеально, в том числе в видеоиграх с мощным сюжетным двигателем.

Шок, пережитый игроками в правильный момент, может улучшить погружение и вызвать сильные эмоции: от абсолютного счастья до ярости. А иногда неожиданные повороты сюжета генерируют многолетние споры о том, что произошло на самом деле и стоило ли персонажу принимать то или иное решение. Мы собрали лучшие сюжетные повороты в истории видеоигр. Осторожно: тут много спойлеров!

Silent Hill 2 (2001) – Что сделал Джеймс?

Играть в Silent Hill 2 в 2024 году, не испытывая боли, довольно сложно, но эту бесспорно великую игру хвалят как раз за сюжет и безумную атмосферу. Но этот экспириенс не был бы полным, если бы игроки не узнали, что протагонист Джеймс Сандерленд убил свою смертельно больную жену. Эта деталь меняет все. Почему она так важна?

Дело в том, что из-за этого момента нам становятся понятны мотивация Джеймса и то, как на него влияет чувство вины. Да, Silent Hill 2 – тревожный хоррор, но без предыстории Джеймса ему бы не хватало психологической глубины. Тут же получается, что мы с персонажем переживаем совместную травму и начинаем лучше понимать его действия, а это признак отличного сценария.

The Elders Scrolls III: Morrowind (2002) – Проблема Дагот-Ура

Morrowind был настолько великой игрой, что создал массовую иллюзию величия Bethesda. На самом деле ни одна игра студии даже близко не подошла к TES III: Morrowind по смелости и проработанности. Возможно, дело в личности сценариста Майкла Киркбрайда, но там была хороша вся команда. И даже молодой Тодд Говард никому не мешал.

Главным злодеем игры был Дагот-Ур, который сидел на Красной Горе, насылал чуму и готовил какой-то страшный апокалипсис. А все остальное было завязано на личности Неревара – древнего пророка, аватаром которого являлся наш персонаж. И вдруг оказывалось, что живые боги данмеров Вивек, Альмалексия и Сота-Сил получили свои силы, когда предали и убили Неревара, а Дагот-Ур был тем, кто не захотел его предавать – и все проблемы начались отсюда.

В момент, когда вы узнаете это, меняется все. Дагот-Ур из очередного темного повелителя категории Б превращается в сложного персонажа. Его позицию нельзя принять, а вот самого злодея понять можно. Просто вау!

Star Wars: Knights of the Old Republic (2003) – Дарт Реван

Первая часть KotOR, игры по «Звездым войнам», показывала, насколько великой была студия BioWare до того, как ее поглотила и начала переваривать прожорливая акула Electronic Arts. Мы вдруг узнали, кем на самом деле является наш протагонист, откуда в нем Сила и почему он так быстро всему обучается.

Оказывается, наш герой все это время был потерявшим память Дартом Реваном – главным ситхом на районе и учителем антагониста Дарта Малака. А что вы как игрок будете делать с этой информацией – уже ваше дело. Возможность встать на темную сторону в Star Wars: Knights of the Old Republic, конечно же, была. Потрясающий момент, особенно для времен, когда в индустрии еще не вполне сложилась традиция комплексных сюжетных игр.

S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля (2007) – Меченый/Стрелок

Главное откровение первой части S.T.A.L.K.E.R. – то, что главный герой Меченый, которого хоть и спасли, но в благородство играть не стали, весь сюжет шел по собственному хвосту. Сам по себе прием достаточно банальный, и мы видели его много раз в других местах, но конкретно здесь это работало лучше, чем можно подумать. И вот почему.

В момент, когда Меченый узнает, что сталкер Стрелок – это на самом деле он, игрок все еще не вполне понимает некоторые куски истории, и им двигает удивительная мысль: «Так, а что он вообще хотел?» Учитывая, что сюжет S.T.A.L.K.E.R. в остальном был несовершенной штукой, эта линия при первом прохождении – лучший момент игры.

Dead Space (2008) – Николь

Первый Dead Space был не просто хорош, а преступно хорош для 2008 года. Его главный сюжетный поворот заключается в том, что Николь, девушка нашего протагониста Айзека Кларка, чьим спасением мы занимались всю игру, все это время была мертва. В каком-то смысле это похоже на то, что было у Джеймса в Silent Hill 2. Вот только в Dead Space этот элемент не просто добавляет трагическую специю в сюжет.

Дело в том, что Айзек с этого момента – ненадежный рассказчик. А игрок понимает, как работает его галлюцинирующий ум и вообще природу этих галлюцинаций. Момент, когда пазл сложился, тут стал моментом, когда все, что мы знали о сюжете и мотивации, развалилось. И это потрясающее ощущение. С одной стороны, все теперь нужно пересобирать заново. С другой – все вдруг стало так понятно и просто. Круто.

Heavy Rain (2010) – Личность Мастера Оригами

Детективный триллер от Quantic Dream рассказывал сложную историю поимки маньяка по прозвищу Мастер Оригами. Игроки в процессе строят разные версии, цепляются за сюжетные улики и уж точно не ожидают, что убийцей окажется Скотт Шелби – один из четырех персонажей, за которых мы вообще-то и проходим Heavy Rain. До момента, когда мы узнаем, что он все это время был Мастером Оригами, мы проводим со Скоттом довольно много времени. Черт, да мы буквально были Скоттом.

Что именно делает этот момент крутым? Вероятно, тот факт, что разработчики здесь очень удачно поиграли не только с ожиданиями геймеров, но и с их доверием. Наш персонаж на то и наш персонаж, что мы привязываемся к нему в процессе игры и начинаем понимать его характер и мотивации. Или думаем, что понимаем, как это было в случае с Heavy Rain. Абсолютное, конечно, свинство и предательство со стороны Quantic Dream, но сыграно прекрасно.

Assassin’s Creed III (2012) – Рокировка Хэйтема Кенуэя

Потерянные времена, когда логотип Ubisoft был гарантией качества. Первые Assassin’s Creed сюжетно были собраны так, что игроки проникались культурой ассасинов и начинали бешено ненавидеть тамплиеров. Особенно постарались люди с фамилией Борджиа в Assassin’s Creed II. Было бы глупо не воспользоваться этой ситуацией и не развернуть Анимус в другую сторону, верно?

Всю игру мы думаем, что Хэйтем Кенуэй – ассасин, как Эцио или Альтаир, но оказывается, что он тамплиер, а это главные антагонисты всей серии, воу! Сценаристы Ubisoft очень красиво обманули ожидания игроков и завезли в игру несколько вагонов с серой моралью. Опять же, финал Assassin’s Creed III от этого лучше не становится, но момент с подменой фракций все равно топовый.

Bioshock Infinite (2013) – Букер = Захари

Кен Левин, конечно, большой мастер жанра immersive sim, потому что Bioshock Infinite в первое прохождение работал на погружение с чудовищной силой. Взять ту же Элизабет – она вроде бы не делает ничего радикально крутого, хотя очень мило подкидывает нам патроны. И все равно, когда ее отбирают у нас, это чувствуется как реальная потеря – и все это достигнуто малыми выразительными средствами.

Но еще в Bioshock Infinite был важный сюжетный поворот. Это момент, когда детектив Букер ДеВитт узнал, что наш главный злодей Захари Комсток – это буквально он, но из другой реальности. Тут нужно уточнить, что дело было в 2013 году, когда мультивселенная как концепция еще не пахла тухлятиной. И все это не имело бы значения, если бы это осознание не меняло контекст всего сюжета и не давало новый ракурс на то, как работают выборы и их последствия.

The Last of Us (2013) – Решение Джоэла

Кто бы знал в год выхода The Last of Us, что у этого решения будут настолько мощные последствия! Спор, прав ли Джоэл, – одна из самых душных и идиотских вещей, которые когда-либо случались с видеоиграми. Но в то же время он показывает, насколько в точку попали сценаристы из Naughty Dog с этим сюжетом.

В конце The Last of Us Джоэл все-таки приводит Элли к месту назначения, но оказывается, что она точно не переживет операцию, благодаря которой ученые теоретически смогли бы получить вакцину, которая спасет человечество. И выбирая между тем, чтобы спасти мир для всех или для себя, Джоэл идет на ужасные вещи, чтобы не дать врачам убить Элли. Но важнее всего то, что он даже не говорит ей этого.

Один из лучших финалов в истории игр и шикарная основа под смерть Джоэла в The Last of Us Part II, оставившую многих геймеров безутешными. Но они зря рыдают. Когда Джоэл пошел на это, он завершил свою персонажную арку и был обречен, а еще был готов встретить неизбежные последствия своих действий. Так один великий сюжетный поворот родил второй великий сюжетный поворот. Идеальная ситуация.

Prey (2017) – Мы – не Морган Ю

Вы смотрели сериал «Шугар» 2024 года с Колином Фарреллом? Если нет, то обязательно посмотрите. Потом поймете, почему это предложение расположено здесь. Так вот, теперь перейдем к Prey 2017 года. Игры с личностью персонажа в качестве главного сюжетного твиста встречаются часто – вы это понимаете даже по нашему списку, а ведь мы не включали случаи, когда тот же прием был исполнен плохо. Но Prey дал действительно свежую перспективу на этот прием.

По сюжету выясняется, что наш персонаж Морган Ю – на самом деле не Морган Ю. Более того, он даже не человек. Все это время в Prey мы играли за пришельца, которому были вживлены человеческие воспоминания в рамках некого эксперимента. Согласитесь, это меняет ситуацию гораздо сильнее, чем в случае, если бы Морган Ю оказался другим человеком. И хорошо, что дальнейшие события в Prey поддерживают это ощущение.

Baldur’s Gate 3 (2023) – Император

В Baldur’s Gate 3 гигантское количество гениальных сюжетов, но одной интригой игра дразнит нас очень долго. В самом начале нас просят выбрать внешность не только своего персонажа, но и Хранителя. Это загадочный персонаж, который телепатически общается с нами и спасает на протяжении всего первого акта, пока мы пытаемся понять, как избавиться от иллитидской личинки.

Мы, конечно, можем подозревать, что тут что-то не так – но ведь не настолько! Хранитель оказывается таким же мозгоедом, как те, кто посадил личинку к нам в голову, но с собственным независимым сознанием. Уже безумие, но допустим. Идем дальше: цели у нас общие, Император (как он себя называет) вроде нормальный парень, но он постоянно склоняет нас к использованию своих иллитидских способностей. И в самом конце это приведет нас к очень сложной моральной дилемме.

Baldur’s Gate 3 не просто играет с серой моралью, но и не оставляет в игре простых выборов, и Император тут – ключевая фигура. При этом с ним связан и еще один дополнительный твист, о котором знают не все. А вот если вы все-таки поймете, кем на самом деле был Император до превращения в иллитида и что это означает, вопросов не останется. Но тут не будем даже спойлерить.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.