Перейти к содержимому

«Моя прекрасная няня» – первый культовый российский ситком. В чем его величие?

Вспоминаем великую роль Анастасии Заворотнюк.

30 мая стало известно, что актриса Анастасия Заворотнюк скончалась после продолжительной болезни. Ужасная новость. Нам остается только вспоминать тот след, который Заворотнюк оставила в российской поп-культуре. И этот след – «Моя прекрасная няня».

Нехитрый ситком 2004 года – не просто реликтовое излучение из далекого прошлого, а один из самых важных сериалов в истории российского телевидения. До него у нас не было ни ситкомов-адаптаций, ни больших и мощных ситкомов в принципе. Да и канал СТС не был домом огромного количества массовых проектов. Но поговорим об этом подробнее. В чем же значимость и величие «Моей прекрасной няни»?

Сейчас расскажем. Но перед этим не забудьте подписаться на телеграм-канал «Культовые русские сериалы». Там мы обозреваем самые громкие новинки и делимся важнейшими новостями из сериальной индустрии.

«Няня» – первый сериал по лицензии

Покупка прав на различные западные сериалы, позже подарившая миру «Не родись красивой», «Счастливы вместе», «Ворониных» и так далее, была частью программной стратегии СТС нулевых. Канал и до этого транслировал различные западные тайтлы, вроде «Беверли Хиллз 90210», но свои проекты не делал. «Моя прекрасная няня» стала первым таким сериалом и сразу же оказалась мегахитом.

Сложно сказать, что бы было, если бы проект провалился, но рецепт успеха «Моей прекрасной няни» буквально породил большую часть комедийных сериалов нулевых. Оказалось, что адаптации могут работать, а формулы, зашедшие американской публике, можно успешно перенести на Россию и соседние страны. Но только если делать это грамотно.

Грамотно получалось не всегда и не у всех. Яркий пример – «Воронины», в процессе изменившиеся до неузнаваемости по сравнению с оригинальным сериалом «Все любят Рэймонда». Обязательно оцените документальный фильм «Экспорт Рэймонда» 2010 года. Там создатель американского сериала рассказывал об ужасах, которые он пережил, пока контролировал российскую адаптацию проекта. Но «Няня» зашла сразу и без проблем, так что путь был открыт.

«Моя прекрасная няня» – еще и первый настоящий ситком в России

Окей, технически это не совсем так, потому что комедийные сериалы были и до появления Вики Прутковской в резиденции Шаталиных. Но что это были за сериалы? Например, «33 квадратных метра» от «О.С.П.-Студии» вышел еще в 1997 году. И да, это тоже была комедия положений о странной семье, снимавшаяся в одних и тех же декорациях. По всем правилам перед нами классический телевизионный ситком, но все-таки это не совсем так.

«Осторожно, модерн!» появился еще раньше, в 1996 году. И дуэт Сергея Роста с Дмитрием Нагиевым смешил публику не меньше, чем «Моя прекрасная няня». Более того, его комедийный потенциал всегда был выше. Но дело в том, что, как и «33 квадратных метра», «Осторожно, модерн!» был на полставки скетч-шоу с комиками. Этот формат ближе к «Городку», чем к «Как я встретил вашу маму».

Если же мы говорим о культуре классических ситкомов с закадровым смехом, домом без четвертой стены и набором шуток, переходящих из эпизода в эпизод, как в «Друзьях», то такого на российском телевидении не было как раз до появления «Моей прекрасной няни». Так что девушка из бутика в Бирюлево прорубила окно не только к лицензиям, но и к мировому сериальному тренду в принципе.

Случилось это с опозданием, но в России 2004 года эти рецепты сработали очень даже эффективно. И так от сериалов-шоу с панчами от опытных комик-трупп индустрия перешла к комедийным сериалам с актерами, где работали телевизионные, а не театральные правила. Кого мы за это благодарим и/или ругаем? «Мою прекрасную няню».

Адаптация смотрится лучше оригинала

Эстетически «Няня» 1993 года с телеканала CBS и «Моя прекрасная няня» 2004 года от СТС похожи так, что можно запутаться. Скопировано все: шрифты, опенинг, фабула, характеры персонажей вплоть до прически главной героини. Но при этом российская версия всегда казалась какой-то более живой, чем оригинал.

Возможно, дело в том, что у версии СТС была довольно большая фора по времени, а сценаристы и продюсеры видели, к чему пришло мировое телевидение нулевых и ориентировались на это. Но главным образом «Моей прекрасной няне» помогло то, что ее и правда старались качественно адаптировать под российские реалии. Поэтому персонажи все время отсылают к чему-то знакомому – от районов Москвы до фамилий политиков.

В какой-то момент в доме Шаталиных оказалось сразу несколько актеров, которые должны сыграть Ленина, и все они просили кипяточку. Это очень абсурдный пример, но он должен дать понять, что «Моя прекрасная няня», при всей схожести с оригинальной «Няней», имела собственное лицо и старалась зайти чуть дальше. А сделать это не так легко: многие более поздние попытки скопировать хитовые западные тайтлы в итоге проваливались.

В сериале абсолютно культовые персонажи

Удивительно, но все семейство Шаталиных в «Моей прекрасной няне» было довольно скучным. Зато окружение – великое! Начиная с самой няни Вики в исполнении Анастасии Заворотнюк с ее провинциальным шармом, набором маргинальных историй и криком «Мама дорогая!» Но харизму Заворотнюк дополняли другие отличные актеры и актрисы.

Например, Борис Смолкин, сыгравший дворецкого Константина. В сериале он отвечал за панчи в одну строку, произносимые с неизменно серьезным лицом. Жанна Аркадьевна, сыгранная Ольгой Прокофьевой, тоже не уступала ему в харизме. Ну, и родственники няни Вики: от матери в исполнении Любови Полищук до невидимого в классических сезонах «Моей прекрасной няни» отца.

Для хорошего ситкома это более чем достаточный набор и ярких персонажей, и сильных актерских работ. «Моя прекрасная няня» разошлась на цитаты и стала мегахитом во многом потому, что ее создатели отлично понимали, что делает утрированную семейную комедию удачной и запоминающейся. Но без потрясающего для этих задач каста магии бы не случилось.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.