
Почему все в восторге от второй «Дюны»? Фильм выйдет на уровень «Матрицы» и «Звездных войн»
Дени Вильнев уделал кинопрокат.
Роман «Дюна» писателя Фрэнка Герберта было невозможно снять. Об этом знали все. Неудачных попыток в индустрии уже хватало. В 1984-м была неточная и странная экранизация от Дэвида Линча. Была и попытка от Алехандро Ходоровски. В той картине снимались живые Орсон Уэллс и Сальвадор Дали, но фильм так и не вышел. Ну, а в 2000 году вышел дешевенький сериал от канала Syfy, напоминавший скорее сходку реконструкторов.

И тут пришел Дени Вильнев. И он смог. Необъяснимым образом. После первой «Дюны» 2021 года это еще не было очевидно, но вторая расставила все знаки во всех предложениях: «Дюна. Часть вторая» станет фильмом, о котором будут говорить очень долго. Приятно, что такое кино уже сильно обгоняет свой прокатный прогноз и собирает больше, чем ожидалось. Почему же все так хвалят этот фильм?
Сиквел намного эпичнее первого фильма
Если «Дюна» очень многое объясняла и выстраивала, то «Дюна. Часть вторая» показывает. Сложность экранизации романа Герберта всегда была в том, что в произведении слишком много контекстов и сложносочиненных терминов. Поэтому были обоснованные опасения, что массовому зрителю на «Дюне» будет непонятно и скучно. На это Вильнев ответил загадочной красотой первого фильма, и все получилось. Но именно во втором начинается то, чего вы ждете от фантастических мегаблокбастеров. Хотя об этом термине мы еще скажем пару неприятных слов.

Во второй «Дюне» намного больше экшена и действия, активных напряженных сцен и ответов на сетапы из первой части. Но фильм при этом не теряет свой медленный помпезный тон. Грубо говоря, цельную картину можно было не разделять на два фильма. Первая «Дюна» переходит в свой сиквел так же бесшовно, как будто и снимались они друг за другом без перерыва в несколько лет.
Есть ли здесь большие батальные сцены? Да, есть. Есть ли совершенно невообразимые звездолеты? Да, угадали. Здоровенные шаи-хулуды? Да. Битвы на мечах? Да. Напряженные политические диалоги? Полно. И все это подается с потрясающей плотностью, но в то же время так, будто Дени Вильнев никуда не спешит. Это еще одно важное качество фильма.
«Дюна. Часть вторая» не работает как обычный блокбастер
Фильм будут помнить десятилетиями не только потому, что он выглядит на все деньги или из-за хорошей игры актеров. У «Дюны» есть уникальное лицо и свой язык, из-за которого ни один кадр из нее не перепутаешь с кадром откуда-то еще. Так же было с «Матрицей», первой трилогией «Звездных войн», «Бегущим по лезвию» и другими определяющими фантастическими эпиками.

«Дюна» отрицает все рецепты и формулы, свойственные современным летним блокбастерам. Знаете, как фильмы Marvel тратят треть на экспозицию, треть на основной конфликт, а в последней трети спешат к финалу, не забывая обязательные отсылки и легкие семейные шуточки? Ничего подобного тут нет. Дени Вильнев снял фильм так, будто даже не слышал о жанровых трендах и популярных практиках в индустрии. И это было лучшее решение.

Каким-то образом «Дюна» ухитряется не объяснять зрителю, не читавшему обскурные книжки Фрэнка Герберта, вообще ничего. Но в то же время история рассказана так, что все становится понятно даже тем, кто не сделал домашнюю работу и пришел на сеанс без знаний про Квизац Хадераха, Муад’диба, сестер Бене Гессерит и другие особенности мира «Дюны». Удивительное достижение!
В «Дюне» играют главные актеры поколения
Тимоти Шаламе и Зендея уж точно не стали менее звездными со времен выхода первой части. А на поддержке у них Ребекка Фергюсон, Дэйв Батиста, Джош Бролин, Леа Сейду и Аня Тейлор-Джой. Уже состав мечты любого человека, внимательно следящего за современным кино.

Невероятно, но сиквел сделал этот каст еще круче, добавив Флоренс Пью и Кристофера Уокена. Очевидно, что все это дает гигантский буст к популярности «Дюны». И все же здесь легко можно было ошибиться и подобрать топовым исполнителям неправильные роли. Но нет. В «Дюне» каждый актер из этого мегаансамбля на своем месте.
У «Дюны» нет прокатных конкурентов
А вот это уже действительно огромная удача. Если первая «Дюна» выходила в более-менее конкурентной среде, то вторая сейчас собирает бешеные деньги в прокате еще и потому, что фильм о пустынной планете Арракис вышел в момент, когда на пустыню похожи афиши кинотеатров. Ни одного сколько-нибудь значимого блокбастера рядом с надписью «Дюна. Часть вторая». То есть, у зрителя даже не стоит выбор, куда пойти – на продолжение «Дюны» или на что-нибудь еще.

Отдельно нужно отметить масштабный кризис в супергеройском жанре, который доминировал в блокбастерных слотах с конца нулевых. Дело ведь не только в том, что сейчас не крутят что-нибудь большое от Marvel или DC, а в том, что обе киновселенные по комиксам находятся в жестком тильте.
У Marvel проваливается один проект за другим, а судьба новых «Мстителей» после потери актера Джонатана Мэйджерса остается неизвестной. А у DC только-только закончилась их в основном неудачная киновселенная, а до полного рестарта от Джеймса Ганна нужно подождать еще несколько лет.
Единственный фильм в эти недели и месяцы, который должен был порадовать изголодавшихся фанатов комиксов, – «Мадам Паутина» от Sony. Но он оказался не просто плохим, а, возможно, худшим супергеройским фильмом в истории. Естественно, в такой атмосфере аудитория, уже и так наевшаяся супергероикой, захочет чего-нибудь радикально другого. И «Дюна» как раз такая.

Собственно, ровно поэтому мы сравниваем сиквел экранизации Фрэнка Герберта с «Матрицей», «Звездными войнами» или, если хотите, «Безумным Максом». Все они стали культовыми и великими не только из-за собственных качеств, но и из-за того, как сильно эти фильмы отличались от конкурентов.
Поэтому «Дюна. Часть вторая» – идеальное кино, чтобы сходить в кинотеатр. Даже для тех, кто привык дожидаться цифровых релизов. Абсолютно все – от визуала до саундтрека – дышит величием, и это опыт, который, конечно, можно пропустить, но в целом не стоит. Жаль только, что сейчас, в середине 2024 года, мы еще не знаем, как сильно «Дюна» повлияет на большое кино. Но в том, что она повлияет, сомнений нет.
«Сегун» – главный сериал 2024 года. 5 причин, почему его нужно смотреть
Комментарии