Перейти к содержимому

6 фильмов с открытым финалом, которые лучше, чем «Начало». От классики со Шварцем до другой работы Нолана

Крутится ли волчок? Да плевать!

Режиссер Кристофер Нолан переживает лучшее время в своей карьере. Если раньше он был культовым и важным, то после «Оппенгеймера» у него появилась еще и куча наград: от «Оскара» до «Золотого глобуса». Но в то же время многие фильмы Нолана до сих пор остаются спорными. Кто-то считает их шедеврами на все времена, а кто-то псевдоинтеллектуальной чепушенцией. «Начало» – один из лучших примеров такого разделения людей на два лагеря.

Но мы говорим даже не о фильме как таковом. Завершающая сцена «Начала» стала своего рода вечным мемом и предметом споров, хотя на самом деле все всегда было просто. Открытый финал с крутящимся волчком заставил зрителей годами размышлять, был ли герой Леонардо Ди Каприо во сне или же он вернулся в реальную жизнь. Дешевенький прием, как и многие открытые финалы. И все же есть фильмы, где похожие вещи работают хорошо и не вызывают вопросов. О них и поговорим.

«Бегущий по лезвию» (1982)

Классика научной фантастики, в успех которой никто не верил. Если мы говорим о кассовых сборах в год выхода, то не верили правильно – «Бегущий по лезвию» провалился. Но в то же время кино про репликантов стало великим и повлияло на жанр сильнее, чем любой другой фильм (пока не вышла «Матрица»). При этом открытый финал в «Бегущем по лезвию» делал кино лучше, а не хуже. Что же там было?

Протагонист Рик Декард, сыгранный Харрисоном Фордом, успешно охотился на беглых репликантов (искусственных людей) ровно до момента, пока не встретил женщину, которая под влиянием импланта действительно верила в то, что она человек. Моральная дилемма Декарда в конце приводит и его, и зрителей к одному крайне важному вопросу: как герою удается так хорошо противостоять репликантам? Может ли Рик сам быть одним из них. Но суть в том, что из-за тех самых имплантов он никогда не смог бы это выяснить.

Тут нужно сделать важную ремарку, потому что у «Бегущего по лезвию» есть не только стандартный театральный монтаж. В правильных версиях фильма становится понятно, что Декард все-таки репликант. Но видели их не все, а вопрос этот занимал несколько поколений зрителей. И это один из тех случаев, когда отсутствие ответа играло фильму на пользу.

«Нечто» (1982)

Один из величайших хорроров в истории. Более того, «Нечто» Джона Карпентера можно записывать и в величайшие фильмы независимо от жанра. Квентин Тарантино признавался, что мало что может напугать его так, как напугало «Нечто». И мы его понимаем! Особенно вспоминая то, насколько изящным был финал этой истории, где выжившие Макриди (Курт Рассел) и Чайлдс (Кит Дэвид) сидят у костра и рассуждают, что будет с ними дальше.

До последнего было непонятно, заражен кто-то из героев или нет, хотя Чайлдс из-за своего внезапного появления был под однозначным подозрением. Зрители обращали внимание и на отсутствие блеска в глазах Чайлдса, и на то, что у него изо рта на морозе якобы не шел пар. Но гораздо важнее другой момент. В самом конце Макриди протягивает Чайлдсу бутылку, и тот делает глоток, после чего начинает играть жуткая заглавная тема «Нечто». 

Если вы смотрели фильм внимательно, то знаете, что в бутылке находится не виски, а бензин, который монстр мог бы и не почувствовать, чтобы сойти за человека. Учитывая, что Макриди под курткой в тот момент еще и прятал огнемет, «Нечто» бросает нас на самом интересном месте, давая минимум подсказок. Но не переживайте. Даже если Чайлдс каким-то образом не Нечто, их с Макриди шансы на выживание в таком месте и в такую погоду в любом случае минимальны. 

«Вспомнить все» (1990)

Оригинальная версия «Вспомнить все» Пола Верховена с Арнольдом Шварценеггером в главной роли принесла нам много памятных моментов. От марсианской дамы с интересной анатомией до сцены, где у Шварца вываливаются глаза от недостатка кислорода. Но это все эстетика. А вот в финале этой истории происходит кое-что более важное – и уж точно более тонкое, чем волчок из «Начала» Кристофера Нолана.

Фильм устроен так, чтобы до последнего не было понятно, что именно произошло. Герой Шварценеггера либо раскрыл тайный заговор и поучаствовал в самом большом приключении в своей жизни, либо все это привиделось ему в рамках программы «Вспомнить все» и задумка изначально была таковой. Как и в «Начале», зритель пытается определить, реальность перед ним или вымысел, но только здесь это не провокация, а фундамент всего сценария.

«Мементо» (2000)

Один из лучших фильмов Кристофера Нолана и один из лучших сценариев его брата Джонатана. «Мементо» – история героя, который пытается найти убийцу жены, преодолевая ужасную амнезию. Гай Пирс сыграл шикарно, в сценарии не так много лишних элементов, а открытый финал «Мементо» намного изящнее, чем то, что мы видели в «Начале» или «Интерстелларе».

Поскольку Леонард не способен создавать новые воспоминания, он может только делать постоянные записи, включая татуировку с надписью «Джон Г. убил и изнасиловал твою жену». При этом «Мементо», как позже и «Довод», движется в разных направлениях. Черно-белые эпизоды идут в нормальной хронологии, а цветные в обратной.

К концу мы узнаем, что некто Тедди пользовался амнезией Леонарда, чтобы он убивал разных людей, но тот же Тедди сам подошел под имя «Джон Г.» из-за своего настоящего имени. И в момент, когда в любом другом кино это был бы логичный конец, вдруг оказывается, что финал «Мементо» – самое начало фильма. Чем это отличается от волчка в «Начале»? Да тем, что структура «Мементо» показывает сложный мир человека, который потерял память, и то, что у миссии Леонарда не может быть конца.

«Рестлер» (2008)

Фильм Даррена Аронофски, перезапустивший карьеру Микки Рурка, тоже обрывается, не показывая зрителю развязку. Но так ли это на самом деле? Рестлер Рэнди пытается восстановить отношения с дочерью, которую он бросил много лет назад, а еще не может принять, что он постарел и у него огромные проблемы со здоровьем. Врач говорит Рэнди, что еще один бой может его убить, но в конце герой выходит на ринг. И? И титры.

Чем закончился бой? Выжил ли Рэнди? Вы никогда не узнаете. И это правильно, потому что «Рестлер» – не спортивная драма с четкой развязкой, а история про борьбу упрямого человека со смертью. Скорее всего, фирменный прыжок с канатов убил Рэнди, но мы не узнаем это наверняка, потому что герой в любом случае завершил свою арку. Радикальный, но очень сильный финал.

«Пленницы» (2013)

Мощный триллер 2013 года о похищении двух девочек и о том, как отец, пытающийся вернуть своего ребенка, сам может превратиться в чудовище. Чем закончилась эта история для Келлера Довера, сыгранного Хью Джекманом? Ответ остался за кадром. После всех ужасных вещей, которые он совершил, чтобы найти дочь, Келлер сам оказывается в подвале, где похитители и держали детей. Там он находит свисток своей дочери.

Анну, дочь Келлера, в итоге спасает детектив Локи (Джейк Джилленхол), а Довера объявляют пропавшим. Но в самом конце детектив Локи вдруг слышит странный звук свистка. А вот то, найдет он Келлера или тот останется жертвой собственного помешательства, мы никогда не узнаем. И хорошо, потому что ни один ответ в этой ситуации не устроил бы всех зрителей. Не важно, будет ли спасен Довер, потому что он сам сделал себя пленником. Иногда отсутствие ответа – это все-таки ответ, а не то, что было в «Начале».

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.