Перейти к содержимому

Почему в кино бомбу обезвреживают, перерезая красный или синий провод? У этого мифа есть реальные корни

Но идея все равно странная.

Все мы знаем огромное количество киноклише из классических боевиков: бесконечные патроны, враги, атакующие по одному, и союзник-хакер, который двадцать секунд печатает что-то на клавиатуре, а потом говорит «Я внутри». Но одно из самых загадочных клише – так называемая проводная дилемма, когда герою нужно перерезать один из проводов, чтобы обезвредить бомбу. 

Как правило, это синий и красный провода, но варианты бывают разные. И да, эти сцены созданы так, чтобы вызывать напряжение, потому что ставки всегда максимальные: либо победа, либо взрыв. Но у вас никогда не было вопросов к этим сценам? Почему синий и красный? Откуда это взялось? Неужели бомбы работают так и в реальной жизни? К счастью, мы уже со всем разобрались.

Когда эта сцена появилась в кино?

К сожалению, никому не удалось установить первый фильм, где была показана такая сцена. Обычно называют британский «Джаггернаут» 1974 года, где этот сюжет появился в самом классическом виде: герою нужно обезвредить бомбу, а в ней два провода – красный и синий. Но середина 1970-х… Звучит поздновато для такой устойчивой идеи.

Одно мы знаем наверняка – дилемма синего и красного провода точно родилась уже в эпоху цветного кинематографа, потому что в черно-белой съемке не получится передать напряжение ситуации. Но даже если предположить, что первым был «Джаггернаут», потом этот ход использовали огромное количество раз.

В классическом виде клише дожило аж до фильма «Армагеддон» 1998 года с Брюсом Уиллисом. В нем президент, уверенный в том, что миссия героев провалится, отдает приказ удаленно активировать таймер бомбы на корабле NASA, чтобы она взорвалась на поверхности астероида. И одному из членов команды приходится отрезать провод, чтобы не допустить активации раньше времени.

Telegram Channel Avatar
Выгодные Xiaomi Дешевые iPhone Аксессуары за копейки

Лучший телеграм-канал со скидками на гаджеты

Присоединяйтесь к нашему каналу и получайте эксклюзивные скидки на гаджеты первыми!

Сейчас же над этим скорее шутят. В фильме «Мальчишник: Часть III» Стю и мистер Чау должны были одновременно перерезать провода, чтобы отключить сигнализацию. Но оказалось, что Чау не различает цвета, а значит ему было не на что опереться при выборе провода. В одной из серий «Сообщества» персонаж по имени Эбед изображает напряженный выбор, хотя ему нужно было перерезать всего один провод. Разумеется, это отсылки к тем самым классическим сценам.

Сейчас ни один вменяемый сценарист не впишет такую сцену в сюжет в первозданном виде. Теперь к клише обязательно добавляют какое-нибудь «но!» – так, в одном из эпизодов сериала «24 часа» взрывотехник говорит Джеку Бауэру, что перерезать нужно будет красный провод на бомбе. Но когда он добрался до устройства, там оказались черный, желтый, оранжевый и фиолетовый провода. Поэтому сцена и кажется напряженной: персонаж не может опираться на подсказку специалиста и вынужден искать другой способ.

Почему провода – красный и синий?

На самом деле цвет не принципиален. Как вы могли понять из описания серии «24 часа», взрывные устройства в фильмах часто отличаются, а красный и синий провода – чистый привет из прошлого. В реальности у самодельного взрывного устройства, если там вообще есть провода, они вполне могут быть одного цвета. Но в кино в этом есть смысл.

Красный и синий – противоположности: один теплый, другой холодный. Этот контраст нужен, чтобы подчеркнуть то, какой радикальный выбор стоит перед героем. Но самое главное в том, что с помощью разноцветных проводов режиссер может быстро и без слов объяснить зрителю, какие в сцене действуют правила и ставки.

Вот бомба. Вот два провода. Вы сразу видите, что они разные. Перерезать нужно только один. Времени думать нет, потому что таймер уже истекает. Вперед. Представьте, если бы все это каждый раз проговаривалось текстом. Особенно в старых фильмах, когда прием еще был свежим, так что провода разных цветов были просто необходимым элементом киноязыка.

А в реальной жизни такое может быть?

Любой взрывотехник скажет: теоретически – да, но это будет крайне маловероятная ситуация. Обычно все работает совсем по-другому. И по хорошей причине. Взрывные устройства придумали и начали массово применять не вчера, а с середины XIX века. И в те времена ожидаемая продолжительность жизни сапера/взрывотехника была очень недолгой.

Особенно сильно страдала Британия, против которой вела борьбу Ирландская республиканская армия. Англичанам приходилось обезвреживать много бомб, поэтому именно они изобрели первые устройства для удаленного обезвреживания, чтобы сохранять жизни ценных специалистов. Методы постоянно совершенствовались, а сейчас взрывотехники обычно используют специальных роботов, а в самих устройствах вряд ли будут классические провода.

Теоретически проводная дилемма из кино верна: обрезание провода на бомбе сработает, потому что взрывчатка и детонатор будут разделены. Но все остальное – от цветов до ситуации, где человеку приходится заниматься этим вручную с кусачками – огромная условность. И даже в 1998 году, когда вышел «Армагеддон», это клише было слишком устаревшим.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.