Перейти к содержимому

Куда пропали молодежные комедии в стиле «Американского пирога»? Теперь их лучше не снимать

Дело не только в ранимости.

Помните времена, когда молодежные комедии существовали? «Американский пирог», «Евротур», «Король вечеринок» и малоизвестные алмазы вроде «Мертвеца в колледже» были с нами в 1990-х и нулевых, а потом их просто не стало. Сюжеты были разными, но их объединяла одна атмосфера: колледж, вечеринки, сексуальная озабоченность героев и решение какой-нибудь невероятно глупой и несерьезной проблемы.

Казалось, что этот комедийный поджанр так устоялся, что будет с нами всегда, но с начала 2010-х не появилось ни одного нового хита. А последний фильм во вселенной «Американского пирога» хоть и вышел в 2020 году, был унылым, стерильным и морально устаревшим. Что же убило этот некогда цветущий жанр? Сложилось много негативных факторов.

В нулевых таких фильмов было слишком много

Жанр прошел несколько пиков. Практически все историографы молодежных комедий сходятся на том, что первым фильмом с этим тегом был «Зверинец» 1978 года. В начале 1980-х тренд продолжился, но после его сменили более взрослые комедии. Дальше было еще несколько ренессансов в 1990-х и полноценный пик в нулевых, ставший эпохой «Американских пирогов».

Технически первая часть «Пирога» вышла в 1999 году, но ее успех распространился на весь жанр. Все-таки сборы в 235 миллионов долларов при бюджете в 11 миллионов – вообще не шутка. Собственно, в этом и заключался рецепт популярности молодежных комедий. Их съемки стоили довольно дешево, потому что обходились без спецэффектов и звездных актеров, но за счет шока от вульгарного юмора и пары обязательных сцен с обнаженкой колледжные комедии уходили в народ и рекламировали себя сами.

Проблема была в том, что в какой-то момент молодежных комедий, снятых по формуле, стало слишком много. И они начали лажать в прокате. Тот же «Евротур» 2004 года, считающийся культовым для тех, кто родился в 1990-х, провалился со страшной силой, собрав только 20 миллионов при бюджете в 25 миллионов. А ведь это все равно громкий тайтл. Количество ноунейм-комедий, где кто-то пытается проникнуть в женское общежитие в колледже или заняться сексом на спор, было чрезвычайным.

Поэтому у многих зрителей появилось ощущение, что если ты видел один или два таких фильма, то видел все. И это утверждение близко к истине. Жанр полагался на одни и те же клише: ботан, сексоголик, тупой качок из спортивной команды, самая популярная девочка в колледже и так далее. Вы видели эти типажи десятки раз. В итоге из молодежных комедий начали уходить те, кто сделал их великими.

Режиссер Тодд Филлипс, снявший «Дорожное приключение» и заложивший фундамент для «Евротура», переключился на «Мальчишники в Вегасе» – более взрослую версию тусовочных комедий, где главные герои не были подростками. А потом его начало тошнить от юмора, и Филлипс подарил нам «Джокера» с Хоакином Фениксом.

Комедии про секс перестали шокировать

Очень важный элемент в потере зрительского интереса. Первый «Американский пирог» до выхода в прокат вызывал у голливудских решал большую тревогу, потому что сюжеты в нем переходили какую-то грань. Но когда таких фильмов стало не два, не три и не десять, а сильно больше, уже никто не удивлялся. И дело не только в количестве.

Развитие технологий тоже привело к тому, что время молодежных комедий прошло. Когда они были на пике, на аудиторию действовал эффект MTV. Это когда вы снимаете что-то для 16-летних, и вашей основной аудиторией становятся 14-летние, стремящиеся доказать, что они уже взрослые. 

Так и здесь. Номинально «Американские пироги» и прочие колледжные комедии содержали шутки для взрослых, но по факту вершиной юмора их считала публика сильно моложе главных героев. Для сравнения можете вспомнить возраст, в котором сами посмотрели «Американский пирог».

Во времена, когда интернет был далеко не в каждом доме, кассета или диск с «Евротуром», «Муравьями в штанах» или даже «Порки» превращалась в настоящий артефакт. «Американский пирог» пубертатные подростки хотели посмотреть даже не ради фильма, а ради обнаженной сцены с актрисой Шеннон Элизабет. Ну, и вульгарный юморок вокруг тоже привлекал.

Когда же аура недоступности исчезла, а любой более жесткий контент всегда оказывался в шаговой доступности, молодежные комедии потеряли чувство остроты. Напоминаем, что их к этому моменту стало еще и очень много. Самое время, чтобы этот тренд умер в пользу какого-нибудь другого. А ведь умер не только тренд.

Смерть DVD похоронила жанр

Сегодня этот тезис может показаться странным, потому что мы смотрим кино по подписке, но конец эпохи DVD-носителей изменил жанровый расклад. Да, на стримингах вы тоже получаете деньги, но контракты сильно отличаются от проекта к проекту. Есть хороший шанс, что ваш фильм ляжет в библиотеку мертвым грузом и на этом все. А с DVD было чуть по-другому.

Целый пласт фильмов был изначально рассчитан на то, чтобы отбить бюджет не в кинотеатрах, а на носителях. Нефраншизные боевики, слэшеры и молодежные комедии как раз входят в эту категорию. Без DVD они стали намного менее перспективным вложением, а летние блокбастеры жестко выдавливали из кинотеатров малобюджетные комедии.

Отсчет можно вести с 2008 года, когда вышли первый «Железный человек» и «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. Новым трендом стали большие фильмы про супергероев, потому что все в Голливуде поняли, что они приносят настоящие деньги. А франшизы начиная с десятых годов стали доминировать над проектами-одиночками. Надоевшие всем комедии к тому моменту стояли первыми на выход.

Аудитория стала более чувствительной

Актер Шон Уильям Скотт, сыгравший Стифлера в «Американском пироге», недавно признал, что такой фильм было бы невозможно снять в современном мире. По его словам, за некоторые сцены оттуда можно было бы попасть в тюрьму. И его можно понять. Просто вспомните половину сюжетных линий и приколов из «Пирога».

Чувак собирается не просто заняться сексом с однокурсницей, но и стримить это со скрытой камеры без ее согласия. Кхм. Ну, да. «Американскому пирогу» было бы тяжело, выйди он недавно. Аудитория и стандарты морали сильно изменились. Даже банальная сексуальная объективация женщин, о которой публично не говорили в 1999 году, в 2024-м будет восприниматься как абсолютная безвкусица. И это нормально.

Но эта новая нормальность смертельна для жизненно важных органов молодежных комедий в стиле «Американского пирога». Когда ваша главная шутка в фильме заключается в том, что человеку вместо крема от загара положили кое-что другое, а потом это стало нельзя показывать, фильму становится нечего предложить. Если комедия станет сложнее и умнее, она выбьется из жанровой семьи. Если не станет, в ней будет нечего смотреть – «Американский пирог представляет: Правила для девочек» 2020 года подтвердит это.

Но важно понимать, что смерть молодежных комедий и смена вкусов аудитории произошли не одномоментно и были разделены по времени. Пик славы колледжного юмора закончился в конце нулевых, а осязаемые перемены в нравах произошли примерно в середине 2010-х. То есть, нам это говорит не о том, что новая этика убила «Американский пирог», а о том, что в новых условиях у жанра нет шансов воскреснуть.

Оценки теперь сильнее влияют на вещи

К слову, о том, почему сейчас не может выйти очередное кинцо в стиле «Американского пирога». Старые части этой франшизы часто возмущали критиков, но на предпочтениях аудитории это не сказывалось. Более того, обычный зритель двадцать лет назад вообще понятия не имел, что у фильма есть какой-то там средний балл. Но теперь-то мы сразу видим, что думают люди на IMDb, Кинопоиске, Rotten Tomatoes и так далее. И эти оценки имеют значение.

Если фильм в первый уикенд получает унизительные отзывы, его шансы на успех понижаются. Не фатально, но тем не менее. Нужно иметь определенный запас воли, чтобы сознательно пойти на полнометражку со средним баллом 4 из 10, не задумываясь, что вы тратите деньги зря. Не говоря уже, что и на стримингах с низким баллом хитом не станешь. А раньше у вас просто не было повода даже подумать в эту сторону.

Так вот, здесь в дело вступает такой инструмент, как review bombing – это когда недовольная аудитория не выходит на улицу с факелами и вилами, а просто заваливает проект низкими оценками. Но пользоваться им могут не только геймеры, учуявшие запах мифической «повесточки», но и те, кто почувствовал себя оскорбленными из-за какой-нибудь особо острой сцены. Нет, обидеться могли и раньше, но теперь-то мы видим, как это отражается на оценке.

Получается, еще одна причина, почему прайм-тайм молодежных комедий ушел навсегда – технологическая революция оценок. Видимо, «Американский пирог» и ему подобное кино все-таки останутся контентом аналоговой эры. И это вполне закономерный итог. Если когда-то давно вас радовали эти фильмы, не стыдитесь. Но времена меняются, а вместе с ними меняется и взгляд людей на одни и те же вещи. У этого маленького, но шумного комедийного поджанра, не было никаких шансов. Он должен был уйти.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.