Перейти к содержимому

6 топовых сериалов, которые сейчас закрыли бы после первого сезона. От «Твин Пикс» до «Во все тяжкие»

Совсем другие времена.

Как же сильно ускорилось медиапотребление в последние несколько лет. Если мы говорим о сериалах, то быстрее стало все: монтаж, реплики персонажей и продвижение сюжета в целом. Более того, сейчас продюсеры требуют от сценаристов, чтобы что-нибудь важное и впечатляющее произошло в первом же эпизоде, а лучше в первые десять минут. Потому что конкуренция велика как никогда, а внимание зрителей расползается сильнее, чем когда-либо.

Современные сериалы сражаются за зрителя не только друг с другом, но и с мессенджерами, а еще с развлекательным контентом Reels и Tik-Tok. Из-за этого легко предположить, что многие сериалы, сегодня известные нам как культовая классика на все времена, не пережили бы первый сезон, если бы начали выходить в 2025 году. Не верите? Давайте порассуждаем об этом вместе и посмотрим, изменится ли ваше мнение после. Кстати, о каких именно сериалах мы говорим?

Твин Пикс

Если отставить в сторону статус Дэвида Линча и подумать о «Твин Пикс» как о свежем произведении, которое вышло только что, это будет в лучшем случае нишевый проект. В лучшем случае, потому что он издевательски медленный и несет в себе отдельные признаки телевизионного мыла. В 1990 году «Твин Пикс» был революцией на телевидении – странным авторским проектом, который не объясняет ничего и потому притягателен. У «Твин Пикс» не было аналогов, а следовательно и конкурентов. Но сейчас все было бы совершенно иначе.

Шансов понравиться широкой аудитории в современности у «Твин Пикс» было бы немного. Сейчас зрители привыкли к тому, что им быстро дают все ответы или хотя бы подводят к ним. Но история о том, кто убил Лору Палмер, работает по своим сюрреалистическим правилам и не дается так просто. Будем честны, многие посмотрели «Твин Пикс», потому что это «Твин Пикс». То есть, они уже наслушались восторженных отзывов и знали о культовом статусе сериала. У них был кредит доверия. Но без него многие бы не смогли продраться и сквозь первые несколько эпизодов.

Прослушка

Один из самых культовых сериалов в истории HBO тоже страдает от абсолютной непроходимости для современной аудитории. Это тот случай, когда сериал если и не был бы отменен после первого сезона, то его точно бы прикончил второй. Какая-то муть про польских мигрантов и торговлю людьми? Что?! А как же вышки Балтимора и то, что происходило там? Это и тогда смотрелось странновато, а сейчас «Прослушка» возглавила бы топ проектов, которым почему-то не дали шанс.

Но даже первый сезон «Прослушки» слишком концентрировался на бюрократии и том, как медленно и с трудом набирается спецотряд для слежки за наркоторговцами. В современности сериал бы начинался со стельбы в балтиморском гетто, где местные бегут с тревожными криками: «Омар идет!» А в оригинальном монтаже до этих сцен нужно дотерпеть. «Прослушка» – абсолютное величие, но это медленная разговорная драма, у которой вряд ли получилось бы заслужить свой статус в сегодняшних условиях.

Как я встретил вашу маму

Как же быстро летит время! Это можно понять по ситкомам. Еще недавно закадровый смех и серии с одинаковой завязкой были нормой, а сегодня это кринж. «Как я встретил вашу маму» – отличный пример. Потому что в середине нулевых сериал казался чуть ли не революционным. Как он развернул и осовременил формулу классического ситкома! Ух! Но прошло не так уж много лет, и «Как я встретил вашу маму» уже кажется безнадежно устаревшим проектом.

Стоит ли говорить, что юмор Барни Стинсона сегодня бы просто не приняли? Дело не только в том, что многие люди бы оскорбились. Нет, он просто кажется стыдным по стандартам сегодняшнего дня. Как и ситкомы о группе друзей, которые без особой причины собираются в баре и рассказывают друг другу о своих отношениях. В год выхода «Как я встретил вашу маму» считался «Друзьями» для молодых. Теперь он настолько же устаревший, насколько и «Друзья».

Секретные материалы

Наверное, это слегка несправедливо по отношению к сериалу, который закрепил моду на формат «монстр недели» в жанре. Многие эпизоды сериала написаны настолько шикарно, что из них получились бы мощнейшие фильмы, а в сценарной комнате «Секретных материалов» выросли талантливые авторы. Например, Винс Гиллиган – будущий создатель «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Но «Секретные материалы» не продержались бы и сезона, если бы вышли в 2020-х. 

Проблема не только в том, что первый сезон был сильно дешевле и медленнее остальных. Дело в том, что в «Секретных материалах» всегда сохранялся статус-кво. Скептичка Скалли не верит в паранормальное, беливер Малдер подсовывает ей документы по делу о пришельцах с квадратными головами, в конце серии эти пришельцы везде, но уже в следующем эпизоде Скалли снова не верит. Если дело касается религии, то все наоборот: Малдер такой «религия-шмелигия», а Скалли не может отрицать две тысячи лет чудес. Но мы знаем, что уже в следующем эпизоде персонажи забудут о том, что изменили свои взгляды. Сериалы не работают так уже лет двадцать.

Клан Сопрано

Сложно отрицать магическое притяжение «Клана Сопрано». Сериал настолько хорош, что до сих пор вдохновляет творцов. Тот же «Пингвин» с Колином Фарреллом – практически оммаж на мегаполотно HBO с Джеймсом Гандольфини. Но! Мы ведь говорим про первый сезон, так? А он гораздо медленнее, чем все, что будет происходить после. Очень много времени посвящено сеансам психотерапии Тони Сопрано, семейным разборкам, поеданию капиколы и так далее.

Это отличное начало, очень хорошее. «Клан Сопрано» начинает дышать величием уже на третьем эпизоде, когда параллельно показывает школьный хор Мэдоу и казнь напарника Кристофера. Но, к сожалению, этого может быть недостаточно для темпов, требуемых современными стримингами. Вы посмотрите на то, какие проекты отменяются из-за недостаточной популярности – «Охотник за разумом» чего стоит! Поэтому и у «Клана Сопрано» были бы проблемы.

Во все тяжкие

Честно говоря, сериал рождался в таких муках, что чудом дожил до второго сезона. Винс Гиллиган предлагал историю об учителе химии, который начинает варить мет, всем подряд, но отказывались все ведущие игроки, кроме канала AMC. Потом случилось так, что первый сезон не успели дописать из-за забастовки сценаристов. И только благодаря этому обстоятельству Винс Гиллиган и Питер Гулд смогли сесть, подумать и сохранить жизнь Джесси Пинкману. 

Но рейтинги сериал начал набирать только в районе выхода третьего сезона – вы вдумайтесь в это! Ни один проект не смог бы жить так долго в современных условиях. То, что у нас есть «Во все тяжкие» – чудо. Винс Гиллиган сделал очень рискованную ставку на медленное повествование, но в итоге на всех кубиках выпали максимальные числа и проект стал культовым. Важно помнить, что всего этого запросто могло не случиться.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Культовые русские сериалы». Там мы обсуждаем сериальные новинки

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.