
8 культовых игр, которые хорошо постарели. От Half-Life 2 до лучшей части Far Cry
Они никогда не устареют полностью.
Тенденция такова, что многие игры устаревают слишком быстро. Особенно те, которые полагаются исключительно на графику. Вспомните какой-нибудь шутер из конца нулевых. Сегодня он будет выглядеть очень стремно. Но еще хуже, когда устаревает не сама игра, а ее механика. Система попаданий и другие базовые вещи из Morrowind были нормальным явлением в 2002 году, но в 2024-м молодая аудитория будет чужой на этом празднике жизни.

Однако некоторых игр это не касается. Они либо опередили свое время, либо сделаны так, чтобы не стареть никогда. Естественно, в разумных пределах, но мы говорим о том, что каждый из этих тайтлов абсолютно играбелен в 2024 году. Вот они – игры на все времена.
Chrono Trigger (1995)
Что тут делает тайтл с NES и Nintendo DS? Ну, если вам кажется, что пиксели устарели в принципе, то вопрос уместен. Но Chrono Trigger в 2024 году играется так же, как если бы это был мощный современный инди-проект. Перед вами JRPG о путешествиях во времени, где герои застают и динозавров, и конец света, и многое из того, что происходило между.

Чудесно то, что Chrono Trigger опередила свое время и по части механик, и по части глубины сюжета. Играть в нее все еще довольно удобно, чего не скажешь об очень многих японских хитах того времени: от Pokemon до Ace Attorney. И в этой игре можно разобраться самостоятельно: как в пошаговой боевке, так и в сюжете. Chrono Trigger все так же интересна, как в 1995 году, а таких примеров практически не существует.
Heroes of Might and Magic III (1999)
Третьи «Герои» до сих живее всех, у них стабильная аудитория, сборки, карты и так далее, а ни одна часть после тройки не залетела даже на половину ее успеха. В чем секрет? Во-первых, отточенные механики и баланс. Во-вторых, идеальное попадание с оформлением. Рисованные задники, красивая лаконичная карта и замки не могут устареть в том же смысле, в каком не стареют полотна XVIII века.

Грубо говоря, «Герои 3» стали чем-то вроде геймерских шахмат. Те тоже не сказать, что графонистые, но свою функцию выполняют и не собираются уходить из культуры. Конечно, та категория людей, которые играют только в «Героев» и ни во что больше, многое теряет. Но это тоже показатель, что тайтл уже давно в вечности.
Age of Empires II (1999)
У нас уже есть новая Age of Empires IV – и она хороша. Но вторая часть постарела на удивление здорово. Наверное, все дело в том, что именно Age of Empires II дала прототип механик чуть ли не для всего жанра RTS. Поэтому из 2024 года она выглядит простенькой по форме и комплексной по содержанию, а это лучший комплимент для такой стратегии.

Сейчас вам лучше брать Definitive Edition, но это и не так важно. Главное, что древнюю Age of Empires II все еще можно запустить и получить от нее те же объемы удовольствия, что 10, 20 и 25 лет назад. Большая редкость и большая удача. Особенно если вы любите именно классические механики RTS.
Half-Life 2 (2004)
Не то, чтобы игра не постарела ни на день, но в нее все еще приятно и интересно играть. Потому что Half-Life 2 – это первая современная игра. Мода на фантастические шутеры началась с Half-Life, а еще куча более поздних игр на движке Source чувствуется примерно так же. Помимо этого, Half-Life 2 – один из лучших сюжетов в истории. И отсутствие внятного финала добивает уже которое поколение.

Круто и то, что Half-Life 2 дала современным играм фундаментальные инструменты. Взаимодействие с окружением, стрельба и методы подачи сюжета – очень многие вещи пришли отсюда, и это невозможно игнорировать. Выглядит ли она несовременной? Все-таки да, но к ней возвращаются. И возвращаются ради той же истории Гордона Фримена.
Fable: The Lost Chapters (2004)
Питер Мулинье, конечно, тот еще лысый жулик, но за первую Fable большое спасибо. По сути, он создал иммерсивную сказку, которая то издевается на фэнтезийными клише, то их воспевает. Но главное, что все в игре происходит нативно. В зависимости от ваших поступков у героя меняется внешность, а еще он стареет, набирает вес и так далее. Все это слегка наивненько, но работает.

И чудо в том, что Fable неплохо играется до сих пор, потому что сама эта модель не устарела. Чаще всего ее запускают поностальгировать, но каждая механика в Fable работает так, как и должна – кроме одной стелс-секции. Итак, Fable была милой маленькой игрой с большим содержанием в 2004 году и осталась ею 20 лет спустя. Круто.
Portal 2 (2011)
Если вы по какой-то причине пропустили Portal 2, в этом нет ничего страшного. Просто купите и пройдите ее прямо сейчас. Ощущения будут такие же, как у геймеров из 2010-х. И даже графика осталась на довольно приемлемом уровне за счет того, что Valve выбрала характерный эстетический код, который стареет медленнее, чем что-либо, заточенное на жесткий реализм.

А все остальное было выполнено на потрясающем уровне. Сложно ведь представить, что остроумный сценарий и набор крутых пазлов каким-то образом устареет так же, как и графический движок. Нет, они вечны. И Portal 2 – еще одна бессмертная игра от Valve. Интересная выходит тенденция, да? Первая часть у них всегда эксперимент и проба, а вторая остается в истории. Так было и с Half-Life. Так было и с Portal.
Batman: Arkham City (2011)
Вообще вся серия Batman: Arkham от Rocksteady хороша, но Arkham City особенно. Даже Marvel’s Spider-Man подрезала многие механики именно у Batman. Открытый мир, крутая супергеройская боевка и очень наполненный город, где много побочных активностей – в Arkham City все еще приятно играть.

Особенно приятно на фоне релизов вроде Suicide Squad. Возможно, все дело в том, что мы не видим новых крутых частей Batman от Rocksteady, которые бы продолжали ту же традицию, и это заставляет нас возвращаться к Batman: Arkham City. Но то, что игра действительно хорошо постарела – факт.
Far Cry 3 (2012)
Все еще хороша, особенно на фоне Far Cry 6. Да, Far Cry 3 стала первой частью в этой франшизе, где заработала комбинация мощного антагониста, живого открытого мира и партизанского экшена. Но главное, что игра не ограничивает вас в способах ее прохождения и разрешает развлекаться так, как вам нравится. Все это прекрасно работает и сейчас.

Удивительный пример праймовой формы Ubisoft Montreal во времена, когда материнская Ubisoft еще не успела превратить все свои игры в бесконечные захваты башен на гигантских картах. Успех Far Cry 3 отчасти виноват в этом, но тут перед нами actually хорошая игра, за что можно и нужно поблагодарить разработчиков.
Комментарии