Перейти к содержимому

10 игр, которые заменят вам Baldur’s Gate 3. Лучшие RPG – от классики до новейших тайтлов

Отстаньте уже от Шэдоухарт.

Baldur’s Gate 3 – уникальное явление. Это лучшая игра прошлого года и одна из лучших игр в истории. Она большая, она гениально написана, и в ней есть персонажи, которые останутся с вами на всю жизнь. Но что делать, если вы уже прошли Baldur’s Gate 3 несколько раз и ищете похожий опыт в других местах?

Выход есть. Мы собрали список из лучших комплексных RPG, которые помогут вам получить удовольствие, похожее на то, что дала вам Baldur’s Gate 3. Все они невероятно хороши. Но мы предупреждаем: не ждите полноценной замены, потому что ничего более масштабного и качественного жанр еще не знал.

Planescape: Tornment (1999)

Начнем с того, что залежалось на чердаке. Конечно, старик Planescape выглядит и чувствуется на свой возраст – это беспощадная изометрия из 1999 года. Но среди всех подобных игр того периода, включая Icewind Dale или оригинальную Baldur’s Gate, Planescape всегда выделялся оригинальностью. Дело в том, что сеттинг Planescape – это сеттинг для настольно-ролевой игры Dungeons & Dragons.

В линейке миров D&D этот всегда выступал в роли самого странного члена семьи, пропуская вперед разве что космомагический Spelljammer. Planescape – это пересечение разных планов мироздания, а игра Planescape: Torment – первая глубокая RPG, где большинство проблем решается диалогами, а не сражениями. Написана она прекрасно, но геймеру из 2024 года будет сложновато разобраться с механической частью, так что об этом предупреждаем сразу.

The Bard’s Tale (2004)

Одна из фишек Baldur’s Gate 3 в том, что от вашего отыгрыша персонажа зависит очень многое. Можно играть за темного отшельника, который не заводит друзей. Можно за туповатого громилу, который не разбирается в сложных магических механизмах, а вырывает их с корнем. А можно быть бардом и превратить все происходящее в одну большую комедию, побеждая с помощью спорного юмора и харизмы. Игра подстроится. Так вот, The Bard’s Tale 2004 года – буквально тот же экспириенс.

Стереотипы о раздражающих бардах-комедиантах, шуточки с нижней полки, удивительно странный сюжет и полное расхождение с героическим фэнтези о крутом добряке в сияющих доспехах – вот что такое The Bard’s Tale. Если вы предпочитаете такой стиль геймплея в BG3, но не слышали о The Bard’s Tale, срочно бросайте все. Даже несмотря на возраст игры, вы будете в полном восторге.

Neverwinter Nights 2 (2006)

Братская для Baldur’s Gate серия. Невервинтер, как и Врата Балдура, является одним из самых больших городов во вселенной Forgotten Realms. Тут у вас те же расы, примерно тот же лор и та же игра с комлексными компаньонами и сложными решениями, пусть и в довольно уродливой по сегодняшним меркам графике. Главное в Neverwinter Nights 2 – то, как она написана. И еще то, что игра позволяла создавать уникальные моды и выпустила несколько абсолютно великих DLC.

Так, сюжет Mask of the Betrayer не уступает основной линии Neverwinter Nights 2 и даже в чем-то ее превосходит. К тому же, игра механически сохранилась лучше, чем не менее культовая первая часть и первые две части Baldur’s Gate. Правда, кое с чем придется попотеть. Все-таки у Neverwinter Nights 2 под капотом более перегруженная механика Dungeons & Dragons 3.5, в то время как Baldur’s Gate 3 работает на сильно более простой и дружелюбной пятой редакции.

Dragon Age: Origins (2009)

Подчеркиваем жирным шрифтом: только Origins. Все остальные части Dragon Age имеют мало общего с RPG, комплексными сюжетами и интересными механиками. Но Origins была хороша. Очень грубыми штрихами она рисовала сложный мир с расизмом, рабством, внутренними конфликтами и тяжелыми решениями. Неудивительно, что по ней фан-база ностальгирует сильнее всего.

А еще Dragon Age: Origins была игрой с очень изящной и интересной механикой прокачки. Сложной, ветвистой и вариативной, несмотря на то, что номинально там не так уж много путей развития. В ней хотелось потеряться так же, как в Baldur’s Gate 3. Хотя нужно признать, что ворлдбилдинг и персонажи все-таки лучше вышли у Larian. Но эй, с релиза Origins прошло уже очень много времени.

Tyranny (2016)

Эталонная RPG от Obsidian Entertainment. После крутой, но душноватой Pillars of Eternity, которая слишком сильно косплеила олдовые CRPG, разработчики выдали Tyranny – и это уже совершенно другое дело. Во-первых, у игры было свое лицо, потому что артстайл здесь узнаваемый и уникальный. Во-вторых, у Tyranny одна из лучших завязок в истории: вы – правая рука тирана, который завоевывает одну часть мира за другой, но прийти в эту точку можно, либо балансируя между двумя враждующими фракциями, либо выбрав только одну. В-третьих, у нас тут не псевдосредневековый сеттинг, а как бы бронзовый век.

Но самое крутое, что тут есть – степень влияния ваших решений на мир. Она в Tyranny практически такая же масштабная, как и в Baldur’s Gate 3. Причем как на стадии создания персонажа, так и в процессе. Да и геймплейно Tyranny оказалась не такой тяжеловесной, как Pillars of Eternity. Сейчас игру слегка подзабыли, но зря. Она не кажется устаревшей или потерявшей актуальность, и там есть что исследовать.

Divinity: Original Sin 2 (2017)

Прямой предок Baldur’s Gate 3 и лучшая игра в серии, над которой Larian Studios работали с момента своего создания. Собственно, Divinity: Original Sin 2 была первой RPG в своем роде – с классическими корнями, но при этом модной, стильной и эргономичной. Например, пошаговые бои тут учитывали высоту и тип поверхности. Облейте водой горящего противника – и он потухнет. Сражаться в Divinity не скучно, а очень и очень интересно, не в пример большинству CRPG.

Даже визуально Original Sin 2 нарушала законы жанра. Она яркая – выполненная в совершенно другой цветовой гамме, отрицающей серый и коричневый цвета. Лор и расы тут необычные, а сюжет – один из лучших в истории. Ну, и приятные мелочи тоже есть. Например, тот факт, что ведро становится шлемом с минимальной защитой, если надеть его на голову. Абсолютное величие, которое померкло только слегка и только после выхода Baldur’s Gate 3.

Pillars of Eternity II: Deadfire (2018)

Если первая часть Pillars of Eternity была интересным, но перегруженным экспериментом и игрой, которая слишком сильно бросается в игрока глубоким лором, то сиквел стал гораздо изящнее. Все намного плавнее и интереснее, а перемещение по глобальной карте в поисках сбежавшего воскресшего бога тут вообще просто конфета – и стилистически, и механически. Pillars of Eternity II выучила уроки Tyranny и сделала пару шагов навстречу современным RPG.

Кажется, даже качество текста улучшилось. Все-таки первая часть перегибала с графоманией. Но вторую поглощать уже гораздо приятнее, а еще она сильно вариативнее. Правда, есть важный минус. Чтобы насладиться и в полной мере понять Pillars of Eternity II: Deadfire, вам нужно знать, что происходило в прошлой игре. Собственно, это те самые выборы, которые мы делаем при создании персонажа. Наш совет: если вы не суперфанат CRPG, прочитайте какой-нибудь пересказ.

Disco Elysium (2019)

Пожалуй, единственная игра в жанре, способная сравниться с Baldur’s Gate 3 по качеству текста и закрытой вариативности. Как и BG3, это не Skyrim и не игра от Ubisoft с открытым миром. Но вариантов прохождения тут масса как в зависимости от решений, принимаемых по ходу игры, так и в зависимости от важного персонажа. Ваш Гаррье Дюбуа может быть копом-суперзвездой, психом, мистиком, вышибалой, ходячей энциклопедией и так далее.

Чем выше у вас соответствующий навык, тем чаще с вами будет говорить тот или иной аспект сознания Гарри. А еще здесь есть шкафчик мыслей и великолепная история, от которой хочется и плакать, и смеяться. Важно и то, что если в Disco Elysium какая-то дверь захлопывается навсегда, обязательно открывается другая. И даже если вы провалили все проверки на свете и оказались самым жалким копом в Ревашоле, игра все равно даст вам с позором доползти до финала.

Pathfinder: Wrath of the Righteous (2021)

Мы можем рекомендовать вам Pathfinder: Kingmaker в ознакомительных целях, но настоящая роскошь – это Wrath of the Righteous. Тут разработчики из Owlcat Games действительно создали свой шедевр – величественную мега-RPG, каждое прохождение которой будет уникальным. Игру, внутри которой зашита пошаговая стратегия в стиле «Героев 3». Игру, где можно изменить судьбу мира столькими способами, что можно сойти с ума. И игру, где спутники прописаны не менее интересно, чем в Baldur’s Gate 3. Скажем так, забыть Камелию так же сложно, как Шэдоухарт. Только сделать это хочется гораздо сильнее.

Единственный минус в том, что это Pathfinder – мощнейший конкурент Dungeons & Dragons с более сложной механикой. И это чувствуется. На экране создания персонажа можно провести несколько часов и так ничего и не добиться. А бои на высокой сложности тут – настоящий рай для тактиков и ад для всех остальных. К тому же их издевательски много. Но сложность можно настраивать, так что если вы пришли только за великолепной историей, Pathfinder: Wrath of the Righteous даст вам такую возможность.

Warhammer 40 000: Rogue Trader (2023)

Следующая игра от Owlcat Games вышла в декабре 2023 года и на тот момент была еще довольно сырой. Поэтому ее практически не заметили на фоне шума из-за Baldur’s Gate 3 и The Legend of Zelda. Хотя это Warhammer 40 000 – одна из самых популярных, влиятельных и максимально утрированных вымышленных вселенных в истории. Но теперь в Rogue Trader действительно можно играть, и теоретически вам даже не нужно учить весь этот безумный лор.

Что это такое? Давайте перечислять. Очень темное фэнтези в космосе – чек. Первая ультраперсонажная игра по Warhammer – чек. Одна из самых смешных игр последнего времени – чек. Одна из самых страшных игр последнего времени – чек. Максимальный пафос во всем – чек. История в Rogue Trader отличная, а визуальное исполнение еще лучше. Но! Как и в Pathfinder, тут слишком много сражений – выкинуть хочется как минимум половину. Однако, как и в Pathfinder, на это хочется и получается закрывать глаза.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.