Перейти к содержимому

«Дэдпул и Росомаха» – ужасное кино, но оно нравится людям. Почему так?

Вы имеете полное право ворчать.

В 2019 году легендарный режиссер Мартин Скорсезе выдал снобский панч в адрес киновселенной Marvel. Он сказал, что не считает супергеройские фильмы настоящим кино. Конечно, Мартин не совсем прав – у Marvel есть хорошие тайтлы, которые точно работают с точки зрения классического кино. Но пополнивший киновселенную мегахит «Дэдпул и Росомаха» – проект не из их числа. В каком-то смысле это вообще не кино. Но уже неделю именно этот проект рвет кассу и постепенно подбирается к миллиардным сборам.

Почему так? И что не так с «Дэдпулом и Росомахой»? Нормально ли не любить этот фильм, если все вокруг в восторге? Нормально ли любить его, если друзья-снобы ругаются? Ответы на эти и другие вопросы мы сейчас дадим, но кое-что можно сказать уже сейчас: не переживайте – нет ничего дурного в том, что «Дэдпул и Росомаха» понравился вам как аттракцион. Делает ли это фильм хорошим? Нет, нет и еще раз нет.

«Дэдпул и Росомаха» состоит из отсылок на 100%

Проблема в том, что отсылка как прием не делает фильм хорошим и плохим. Она просто есть. И в «Дэдпуле и Росомахе» нет ничего, кроме отсылок. Вот мы топчем могилу Логана из «Логана», вот смотрим на знакомых героев из фильмов Fox, вот уничтожаем роль Криса Эванса в «Фантастической четверке». Отсылка. Отсылка. Отсылка. Отсылка! У зрителя нет никаких шансов хоть как-то отдохнуть от бесконечного расстрела отсылками.

Конечно, тут есть что-то похожее на основной сюжет, но, честно говоря, он максимально жидкий. В первых двух «Дэдпулах» хотя бы были сюжетные линии, в перерывах между которыми титульный герой шутил, сражался и ломал четвертую стену. Но «Дэдпул и Росомаха» – тот случай, когда ее не только разрушают, но и не собирают обратно. Уэйд Уилсон каждую секунду осознает, что находится в калейдоскопе отсылок, и постоянно это комментирует. 

Если бы это был не фильм, а, например, концерт, тематический ивент или очень длинный рекламный ролик, ничего бы не изменилось. А кино все-таки так не работает. По сути, «Дэдпул и Росомаха» – это видео от Cut The Crap, но без объяснений. И в сети уже полно роликов о том, что мы могли там пропустить, но ни один не говорит о главном: мы не заметили полное отсутствие фильма между шутками и отсылками. Даже «Первому игроку приготовиться» был больше похож на фильм, хотя и то и другое – огромный парад-шоурил отсылок и знакомых лиц.

Фильм не имеет ничего общего с киновселенной Marvel

Не стилистически – это-то как раз было ожидаемо. Проблема в том, что изначальный питч звучал так: Disney купила Fox, и теперь Дэдпул переходит в киновселенную Marvel по сюжету «Дэдпула и Росомахи». Вот только никакой связи с основной линией MCU в фильме нет. Ну, нам показали немного флешбэков из старых проектов Marvel, а еще объявили, что в итоге Уилсон попал в киновселенную. И? А все, больше ничего не происходит.

Разница только в том, что «Дэдпул и Росомаха» де-юре стал первым фильмом Marvel с рейтингом R и в том, что доходы от него пойдут Marvel/Disney, а не Fox. В остальном же нет вообще никакой разницы с прошлыми «Дэдпулами». И если бы фильм, как и раньше, был частью собственной маргинальной ниши в рамках киновселенной Fox, это бы не изменило ничего.

Получается, статус «фильма, который спасет Marvel» мы с «Дэдпула и Росомахи» официально снимаем. Картина, конечно, может повлиять на нее за кадром, потому что Кевин Файги и его боссы увидят, что блокбастеры с рейтингом R выходят и зарабатывают кэш. А еще в финансовых отчетах появится хит вместо кассового провала, но все же понимают, что это просто приобретенная собственность, а не полноценное кино, запланированное в рамках текущей фазы MCU.

Фильм перегибает с комедией

Специфическое чувство юмора всегда сопровождало «Дэдпула», и ничего необычного тут как будто бы нет. Но! Конкретно «Дэдпул и Росомаха» выкручивает этот показатель на максимум. И если вы фанатеете от шуток ниже пояса, а ваша любимая сцена из сериала «Пацаны» – та, где персонаж уменьшается и кое-что кое-кому разрывает, то вы, конечно, будете в полном восторге. А вот всем остальным соболезнуем.

Но дело не только в этом. «Дэдпул и Росомаха» считает, что может, например, поиздеваться над «Логаном» и ничего не предложить взамен. «Дэдпул и Росомаха» высмеивает глупость собственных сюжетных линий, но они от этого не становятся менее глупыми – просто мы теперь получаем крайне важную информацию о том, что персонажи об этом знают. Но постироническая защита никогда не работала на 100%.

И окей, мы бы все поняли, если бы это действительно был фильм-щитпост, который не признает никаких авторитетов и посылает сопли подальше. Но это ведь не так. «Дэдпул и Росомаха» хочет не только вас насмешить, но и заставить что-то почувствовать. Например, трогательно попрощаться со старыми фильмами Fox и особенно франшизой «Люди Икс». Вот только это не работает, потому что до того момента Дэдпул старательно уничтожал и обесценивал все, с чем сценаристы пытаются вывести нас на эмоцию. Жесткая комедия может работать. Трогательные моменты тоже. Но здесь они взаимоисключающие, потому что «Дэдпул и Росомаха» перестарался с комедийной частью.

Но фильм же очень успешный – как он может быть плохим?

А он и не плохой, если воспринимать «Дэдпул и Росомаху» как тематический ивент и заранее готовиться ко всем его сильным и слабым сторонам. Нет ничего удивительного в том, что это кассовый хит. Дэдпул всегда был персонажем, который привлекает много внимания как раз из-за насилия, шуток с нижней полки и разрушения четвертой стены. Росомаха – самый популярный герой из всего состава «Людей Икс». Миллиардный потенциал был понятен сразу.

Но если думать, что «Дэдпул и Росомаха» – это кино (с сюжетом, диалогами, визуальным повествованием, персонажными арками и культурной значимостью), то тогда это просто ужасно. К большому кино этот проект относится примерно так же, как Apex Legends к The Last of Us. И то и другое – крайне успешные видеоигры, но все осознают, что первое – мультиплеерный фан-капустник, а второе – сильное произведение и большое искусство.

Но даже если вы относите себя к той категории зрителей, которая, в первую очередь, хочет видеть интересные истории и что-нибудь чувствовать по их поводу, «Дэдпула и Росомаху» есть за что уважать. Это фильм, который держит свои обещания. От него ожидали нон-стоп безумия и огромной карусели отсылок с мясными экшн-сценами. Именно это он и предоставил. Это большое медиасобытие и классный аттракцион, но не более. И уж точно не революция в киновселенной Marvel.

Любить его – вполне нормально, равно как и ненавидеть. Причин хватает и для того и для другого. Наверное, это делает «Дэдпула и Росомаху» идеальным фильмом для современных стандартов потребления, когда оценки должны быть радикальными, чтобы привлекать внимание. Вы либо посмотрели лучший фильм за долгие годы, либо отвратительную помойку. Что ж, тут проект со старта встал одной ногой на одну сторону, а второй – на другую.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.