Перейти к содержимому

Почему в российском стендапе нет новых звезд? Их не рождает ни ТНТ, ни Stand-Up Club #1

На самом деле все сложнее, чем вы думаете.

Помните времена, когда была популярна фраза «Стендап – это новый рэп». Комики резко стали большими звездами, одновременный прайм наступил и у Stand-Up Club #1, и у «Что было дальше?», а обсуждать стендап в принципе было очень модно. Есть ощущение, что они прошли. И дело не только в том, что часть стендаперов уехала из России. Просто комедия как будто не производит новых звезд.

Сможете назвать популярного стендапера, который появился на радарах за последние год-два? Любой ваш кандидат, вероятнее всего, в игре довольно давно. А уж новые звезды уровня Сергея Орлова не появляются в принципе. Что происходит? Неужели индустрия действительно остановилась? Или это ложное ощущение? Сейчас все объясним.

Новых звезд действительно нет?

Все так. Давайте возьмем в качестве референтных мест две площадки – Stand-Up Club #1 как главное независимое объединение и все, что находится под ТНТ и Labelcom. Появились ли там за последние несколько лет убийственные новички? Не особенно.

Новые лица есть и там и тут, но они не выходят на первые роли. О персоналиях мы еще поговорим, но последним независимым комиком, который быстро дорос от ноунейма до селебы был гость Дудя* Андрей Айрапетов. Но это произошло уже три года назад, когда у него вышло сразу несколько мощных концертов: один на канале Андрея, а другой на Outside Stand-Up.

У ТНТ есть Кирилл Мазур, которого начали двигать в последние несколько сезонов, а теперь он в 21 год еще и попал в номинацию Forbes «30 до 30». Звучит как новая звезда, но это ложное ощущение. Во-первых, Мазур, при всей своей молодости, попал в «Открытый микрофон» еще в 2021 году. Во-вторых, у него нет абсолютно никакого звездного флера – о нем не узнали все зрители разом одним днем, как было с Орловым или когда-то Сабуровым. Так что нет, не считается. А если бы и считалось – это что, у нас в списке один Кирилл Мазур и все? Жиденько.

Комедийная индустрия слишком молодая

По сути, это главный ответ, который даст вам любой профессиональный комик, если вы спросите о новых звездах. Стендап в России как большое явление появился относительно недавно. И от его зарождения в начале 2010-х до мегахайпа середины десятилетия прошло довольно мало времени. По сути, мы увидели рост только одного поколения комиков, если не считать тех, кто пришел из других комедийных форматов, как Тимур Каргинов или Илья Соболев.

А все известные лица нынешнего стендапа, будь то независимые Саша Малой и Алексей Квашонкин или форматный и телевизионный Виктор Комаров, начинали выступать в одних и тех же московских клубах в начале 2010-х – и до концертов, туров и сборов доросли плюс-минус в одно время.

Плюс сильные комики поприходили из региональных тусовок. Из Екатеринбурга приехал Лев Еременко, из Питера Сева Ловкачев, Самвел Гиновян и еще куча звездочек, из Казани Артур Шамгунов и так далее. Некоторые проходили путь к славе не поэтапно, а сразу. Так, Орлов со своими историями из провинции вышел на большой уровень очень быстро. Или Андрей Бебуришвили, который через «Comedy Баттл» телепортировался из Волгограда сразу в Comedy Club. Темп разный, но глобально это одно и то же поколение.

Российский стендап зародился у нас на глазах, дал первых больших звезд, а как только появился пробел, все вдруг начали его хоронить и говорить, что индустрия выдохлась. Это при том, что в гораздо более укомплектованных с точки зрения комедийной инфраструктуры США и Британии суперзвезды комедии тоже появляются не сразу. Но поскольку там индустрия существует уже очень давно, преемственность поколений в любом случае работает более гладко.

Стендап – не новый рэп

Важно понимать, что это несравнимые вещи. Потому что рэп работает сильно быстрее. Сейчас новые артисты могут записывать бэнгеры, не выходя из дома – и точно так же себя промоутировать. Самый яркий пример последних лет – рэпер Toxi$, раскрутившийся с помощью харизматичных кружочков в Telegram. Эффект от его появления был именно такой, как мы любим, когда думаем про путь от ноунейма до звезды.

Toxi$

Вот не было никакого Токсиса, а потом оп – и он уже большая звезда, а его треки слушают и обсуждают. Потому что в случае с рэпом мы видим только результат – то есть, хитовый трек и его прослушивания. Но стендап работает совсем не так. Вы вряд ли сможете разок выйти к микрофону и сразу прыгнуть к статусу самого горячего фрешмена в комедии.

Комики выступают и проверяют шутки по полгода, чтобы у них были крепкие 10-15 минут материала. А уж концерты и вовсе собираются очень долго, причем даже у топов. И не всегда выходят. Вот есть такой Алексей Шамутило – комик на 11 из 10, нереально смешной, так и еще и победитель третьего сезона «Открытого микрофона». И где его большой спешл? Еще нет, как и звездного статуса, хотя по скиллу Шамутило – мастер, а не стремящийся новичок.

Вадим Постильный

Грубо говоря, хороший комик созревает долго, и все равно у него нет никаких гарантий, что он станет популярным. Респект внутри комедийной тусовки – это да, но многие крутые и уважаемые стендаперы выгрызают статус годами. И не только в мире независимой комедии, но и на телике. Вы вот узнаете в лицо условного Вадима Постильного, комика из Stand-Up на ТНТ? Не факт. А ведь он там давно и один из лучших.

Новые звезды в любом случае появятся

Только не факт, что они будут совсем новыми. Гораздо вероятнее, что заслуженный статус получит кто-нибудь из тех, кто в комедии давно. Так, у некоторых сильных комиков недавно вышли очень неплохие концерты. Например, Лев Еременко, которого мы упоминали выше, выпустил свой второй и гораздо более зрелый спешл. Чем не готовый комик?

Или Женя Хоньяков. Это комик со Stand-Up Club #1, который чуть моложе основного состава и регулярно появляться в «Разгонах» начал относительно недавно – но не в 2024 году. Его сольный концерт – собрание на редкость хороших шуток. Если продолжит в том же темпе, его тоже можно будет назвать новой звездой стендапа.

Так или иначе, индустрия не остановилась. И вряд ли остановится, потому что стендап – не сезонное явление. Нельзя взять и снова убрать в тень такую простую вещь, как комедия одного человека с микрофоном. Тем более когда свои стендап-клубы и ивенты давно есть даже в провинциальных городах. Вопрос о том, почему стендап не дает новых звезд, только кажется резонным. Но на самом деле это абсолютно ложное ощущение.

* – Юрий Дудь признан иноагентом в РФ

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.