Перейти к содержимому

5 причин, почему «Ведьмак» от Netflix всегда был ужасным. Уход Генри Кавилла не сделает сериал хуже

Фанатам этой вселенной просто не повезло.

Помните, был такой «Ведьмак»? В массовой культуре от большого и обсуждаемого проекта осталась только раздражающая песня про чеканную монету – и то в качестве забытого мема из 2019 года. Но теперь о сериале Netflix снова говорят. Вышел тизер четвертого сезона, где роль Геральта вместо Генри Кавилла сыграет Лиам Хемсворт. И, естественно, фанаты «Ведьмака» спешат рассказать всем, как же это ужасно. Но!

А вы вообще уверены, что «Ведьмак» когда-либо был хорошим сериалом? Потому что на самом деле его популярность держалась исключительно на воле фан-базы серии игр от CD Projekt Red. Если же мы вернемся в прошлое и посмотрим на этот тайтл так, как смотрели бы на любой другой, окажется, что все очень плохо.

«Ведьмак» выглядит пластмассово

Сначала приведем два отвлеченных примера (кстати, тоже от Netflix). Адаптация культового аниме под названием «One Piece. Большой куш» получилась удачной: авторы поняли, что делало оригинальную эстетику хорошей, и по максимуму сохранили ее в живой адаптации. «One Piece» от Netflix – яркий, да, но в то же время очень органичный. Ни одна его деталь не выбивает вас из погружения во время просмотра.

«One Piece. Большой куш»

В то же время «Аватар: Легенда об Аанге» 2024 года – абсолютная катастрофа. Он тоже яркий, но по-плохому. Как будто каждый костюм, каждую декорацию и каждый элемент реквизита только что привезли с Wildberries, и с них даже не успели стряхнуть пыль. В эту вселенную невозможно поверить: она искусственная и неорганичная в каждой своей части.

«Аватар: Легенда об Аанге»

Так вот, «Ведьмак» относится ко второй категории, и это раздражает. Костюмы и декорации в нем детализированные, но все равно напоминают скорее сходняк LARP-ролевиков, чем что-то реальное.

И да, у нас мало примеров удачного фэнтези в кино и сериалах, но «Ведьмак» эстетически ближе к «Этерне» от Кинопоиска, чем к «Властелину колец», «Игре престолов» или даже «Колесу времени». Невозможно поверить, что кто-то по своей воле будет носить эти костюмы или махать этими игрушечными вещами. В некоторых местах он выглядит хуже, чем преувеличенная сказка из «Короля и Шута».

Слабее практического визуала в «Ведьмаке» только CGI. Это просто смех. Сцена с драконом выглядит настолько плохо, что люди в интернете начали писать, что дракон Netflix проигрывает дракону из польской экранизации «Ведьмака» 2002 года. Это, конечно, преувеличение, но оно взялось не из воздуха. Дракон в сериале выглядит не страшно, не загадочно и не как-то еще, а просто нелепо. И для произведения, которое должно погрузить зрителя в лор вымышленной вселенной, это смертельно.

Сценарий испортил отношения между героями

Не в том смысле, что они вдруг поругались. Просто «Ведьмак» от Netflix плохо понимает свои же темы. И в книгах Анджея Сапковского, и в серии игр The Witcher одной из центральных тем всегда была судьба. В сериале это есть, но в каком-то извращенном виде, из-за чего отношения персонажей друг с другом сложно воспринимать всерьез.

Геральт, Цири и Йеннифэр связаны друг с другом судьбой, но в оригинальных историях (тут сами выбирайте, что вам ближе – книги или игры) суть была в том, что их отношения не определяются чем-то эфемерным. Они привязаны друг к другу, потому что прошли через какие-то события и наработали эти связи, а не потому что магическая штука так решила.

Как вы понимаете, в сериале это как раз нечто магическое. Особенно в части отношений Геральта с Йеннифэр, где предполагается, что их любовь происходит из-за того, что они связаны вот таким непонятным образом. Это просто обесценивает любое взаимодействие между героями так, что за ними неинтересно следить. А в чем смысл, если нет никаких ставок и рыночек судьбы уже все порешал? Непонятно.

В «Ведьмаке» нет интересных персонажей

Окей, хорошие актерские работы есть, но их очень мало. Во-первых, это Лютик – тут идеальное попадание. Но, знаете, сложно снимать сериал с профессиональными актерами и облажаться с характерным персонажем второго плана, у которого такие очевидные исходные данные. Раздражающая харизма, яркая мимика, театральный язык тела – бум, ваш Лютик испекся. А вот с персонажами посложнее у «Ведьмака» все плохо.

Йеннифэр, Цири, Весемир, Истредд, Трисс – кого ни возьмешь, сложно даже вспомнить их лица, потому что все они просто есть. Не то, чтобы кто-то играет плохо. Так-то в «Ведьмаке» очень хороший актерский состав. Но все – от съемок до диалогов – как будто специально сделано максимально серым и искусственным, и даже хорошим актерам тяжело что-то с этим сделать.

Конечно, есть еще сам Геральт в исполнении Генри Кавилла. И о нем мы поговорим отдельно. Он неплох и старается, хоть точно так же страдает от унылых диалогов. Но тут проблема еще и в самом архетипе Геральта. Это жесткий фэнтезийный темный одиночка с золотым сердцем, каких мы видели в десятках, если не сотнях фильмов, сериалов и игр. Кавилл делает нормальную работу, но сценарий не подкидывает ему интересных задач.

Сравните это с «Властелином колец» и «Игрой престолов», раз уж мы говорим о фэнтези-тайтлах. Там даже в мелких персонажах было что-то интересное. А еще правильнее – подумайте о своих любимых нефэнтезийных фильмах и сериалах, потому что иначе опять получится, что мы даем «Ведьмаку» какую-то непонятную жанровую скидку.

Сражения в «Ведьмаке» невыносимы

Чем-то напоминает некоторые боевые эпизоды из одноименной серии игр, где сюжет всегда был потрясающим, а вот на бои нужно ходить как на работу. Боевая хореография в «Ведьмаке» – это просто больно. Очень нудная. Очень затянутая. И практически всегда неизобретательная, зато с кучей лишних акробатических движений.

С этим можно было бы мириться, если бы таких сцен не было слишком много. И создателей «Ведьмака» в какой-то мере даже можно понять: они снимают сериал про охотника на монстров во вселенной, где все постоянно сражаются на мечах – естественно там будет много боев. Просто сравните какую-нибудь битву из «Ведьмака» с любым проектом, где постановкой экшена занимались профессионалы вроде Чада Стахелски или Дэвида Литча. Да, «Джон Уик» скорее про стволы, но каждая боевая сцена сделана увлекательно. В «Ведьмаке» их хочется промотать.

Если сражения двух-трех персонажей просто скучные, то более масштабные события тут выглядят, опять же, дешево и скорее как сходка реконструкторов. Ну да, «Ведьмак» по бюджету – совсем не «Властелин колец: Кольца власти», но у создателей все-таки были деньги. И дело не всегда в них. У AMC есть крайне недооцененный сериал «В пустыне смерти» – смесь самурайского боевика с постапокалипсисом. Он в разы дешевле «Ведьмака», но каждая боевая сцена там – золото.

Популярность «Ведьмака» слишком зависела от Генри Кавилла

За что хочется похвалить шоураннеров сериала, так это за выбор актера не ведущую роль. Мы уже сказали, что Генри Кавилл в роли Геральта не делал ничего выдающегося. Но он успокаивал фан-базу. Генри – известный гик и фанат «Ведьмака», который глубоко погружен в лор. Он давал интервью, где признавался в любви к играм и книгам. Он рассказывал, как поправлял людей на съемочной площадке, если что-то противоречило лору. Наличие Кавилла как бы говорило хардкорным фанам: «Спокойно, ребята. С нами один из вас».

Из-за наличия Кавилла часть зрителей закрывала глаза на многие проблемы сериала. И его уход из проекта с последующей заменой на Лиама Хемсворта вызвал такой скандал как раз из-за любви фан-базы. Кавилл был ценен не столько как актер, сколько как представитель целевой аудитории. Это очень хитрый и тонкий момент.

Возникает резонный вопрос: чего стоит сериал, где так много вещей держалось на том, что ведущий актер – дикий фанат первоисточника? «Ведьмак» с Хемсвортом может вообще никак не измениться в плане качества, но в глазах его зрителей это в любом случае будет катастрофа, потому что в кадре не Генри Кавилл. Если это настолько важный пункт для сериала, то лучшего признака, что все остальное в нем не работает, вы просто не найдете. «Ведьмак» – всегда был недоразумением, а Кавилл просто помогал скрывать часть его проблем.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.