Перейти к содержимому

Чем российские автоблогеры отличаются друг от друга? Объясняем главные фишки звезд – от Давидыча до Булкина

Сегмент разнообразнее, чем можно подумать.

Российский ютуб давно перестал быть однородным пространством, где любой подкованный зритель знает всех звезд и их фишки, включая тех, чьи видосы ни разу не врубал. Многие жанровые сегменты работают как закрытые экосистемы, генерируя при этом десятки миллионов просмотров. Например, автоблогеры. Если вы не интересуетесь тачками, то вряд ли наткнетесь на их контент. Но это гигантский жанр со своими героями и злодеями.

Мы решили разобраться в том, как работает российский автоблогинг и почему этих людей смотрят. Сюрприз: все они максимально разные, и каждый нашел собственную микронишу в рамках единого пространства. Мы расскажем о самых важных и популярных автоблогерах, начиная с чемпиона по приседаниям Эрика Давидыча и заканчивая людьми, на которых вы вряд ли наткнетесь случайно. 

Эрик Давидыч – главный ветеран жанра

Можно сказать, что это первый большой российский автоблогер. Видосы с Давидычем начали появляться еще в 2008 году на созданном им сайте Smotra. В конце нулевых и начале десятых это был крайне важный портал для автолюбителей: с обзорами, лайфхаками и всем, что можно представить по теме тачек. При этом Эрик Давидыч еще и организовывал автопробеги, где собирал деньги на благотворительность. О тюремном сроке за крупные махинации со страховками говорить не будем, но не забывайте, что был и он.

Стиль Давидыча – пошлый пацанский шик, вроде его BMW с золотым напылением. А еще блогер часто фокусируется на люксовых и спортивных машинах, рассказывая о них так, будто он Джереми Кларксон в начальном сегменте Top Gear. Грубо говоря, те, кто рос в пацанской среде с постером спорткара на стене и любил стритрейсер-культуру, скорее всего, превратились в типичных зрителей Эрика Давидыча.

Ильдар Автоподбор – детектив для техногиков

Владелец крупной сети бизнеса по автоподбору и гик-диагност Ильдар Сибгатуллин стабильно собирает несколько миллионов просмотров на каждом ролике. Когда-то он разоблачал мошенников-перекупов, но в итоге флагманским форматом стало «Оживление мертвеца». Название говорящее: Ильдар и его команда пытаются разобраться, что не так с убитой машиной, а потом ее восстанавливают и объясняют редкие проблемы.

Сам Ильдар, очевидно, из тех людей, кому ковыряться в машинах нравится больше, чем на них ездить. И неудивительно, что технических подробностей в его роликах больше, чем у всех остальных автоблогеров вместе взятых. Но почему его смотрят, понять довольно легко. Каждый выпуск «Оживления мертвеца» – детектив с неожиданными поворотами, потому что попадают туда только тачки с какими-то уникальными поломками.

Стас Асафьев – главный документалист

Король познавательного контента среди российских автоблогеров. Ранний Асафьев, как и Ильдар Автоподбор, разоблачал перекупов и занимался подбором тачек. Но найти себя по-настоящему он смог именно в образовательном нон-фикшне. Да, у него есть классические форматы с испытаниями машин, есть топы и все остальное, но еще Стас делает мегаподробные документалки об истории автопрома.

Если он рассказывает историю BMW, то обязательно приводит контекст эпохи в мельчайших деталях. О чем тут можно говорить, если выпуск про экологию, задачей которого было ответить на вопрос «Спасут ли нас электрокары?», длится почти четыре часа. Так что Асафьев – это на победу, потому что автоблогеры-интеллигенты встречаются не так уж часто.

Академик – автоэксперименты

Вообще у Академика есть разный контент, но его страсть к странным автомобильным опытам выделяется на фоне всего остального. Например, он создавал Bentley на гусеничном ходу, что уже, согласитесь, звучит хайпово. «Ультратанк» (так назвали результат) до сих пор можно считать главным проектом Академика, но в целом он постоянно экспериментирует и с малыми формами.

Например, пытается добавить «Матизу» лошадиных сил, ставит турбированный двигатель на «Запорожец» или заставляет «Волгу» практически летать, как будто фильм «Черная молния» был хорошей идеей. Как и Ильдар Автоподбор, это контент для технарей, но в данном случае он намного ближе к развлекательному, чем к практичному.

Булкин – автомобильный геймер

Еще один ветеран ютуба, которого зрители часто видят с руками на руле. Но Булкин, в отличие от остальных, большую часть времени находится не в реальной машине, а в геймерском кресле. Причем успешую карьеру летсплеера Александру в свое время принесли GTA Online и Counter-Strike, а не условные гоночные симуляторы.

Но, опять же, если и есть на российском ютубе король жанра видеоигр про автомобили, то это однозначно Булкин. При этом он часто появляется в роликах других автоблогеров и мутит коллабы, например, с Жекичем Дубровским, о котором мы расскажем ниже. Контент о настоящих машинах у Булкина тоже присутствует, но в целом он занимает нишу главного автогеймера.

Жекич Дубровский – перекуп и автомобильный MrBeast

Идет в комплекте с организацией Syndicate. Этот человек перепробовал гигантское количество форматов: от классических обзоров до мини-сериала о том, как перекуп доходит от «Жигулей» до люксовых машин. Но, в первую очередь, контент Дубровского на нынешнем этапе – развлекательный. И он, как многие ютуберы, решил скопировать лучшие практики, а именно ролики Джимми Дональдсона, известного как MrBeast. Мы утрируем, но они правда чем-то похожи.

Да, на канале Жекича выходят шоу, где участники играют в разнообразные игры, чтобы выиграть машину. Топовый формат – «Угадай контейнер». Название саморазоблачающее: гости Дубровского должны выбрать контейнер и забрать машину, которая находится внутри. В основном внутри ужасающий трэш, но в одном контейнере находится действительно крутой автомобиль – а главное, дорогой, поэтому участники могут оказаться и в минусе. У Жекича полно коллабораций с другими звездами рунета. К нему приходили стример Бустер, комик Сергей Орлов, тренер Леонид Слуцкий, блогер Эльдар Джарахов и еще очень много известных людей.

Михаил Литвин – самый спорный персонаж

В каком-то смысле Литвин – Mellstroy от мира автоблогеров. У него плохая репутация, вы точно слышали о нем даже против своей воли, и он разбрасывается деньгами. По сути, Литвина можно назвать автоблогером только с большой натяжкой, но многие его достижения связаны с тачками. Литвин – тот человек, который сжигает и разбивает дорогие машины ради роликов. И это работает, потому что о нем начинают говорить.

Еще он устраивает различные гивы, опять же, с машинами, а в остальное время, как и все, пытается копировать MrBeast и устраивать экстремальные конкурсы на деньги. Но по репутации Литвина бьет не манера снимать трэш и разбивать машины, а то, что Михаил долгое время занимался капперством и продавал людям якобы выгодные ставки на спорт. Еще он плотно сотрудничал с Эдвардом Билом, что уже должно говорить о многом.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.