Перейти к содержимому

7 игр, которые вы ненавидите зря. Fallout, «Герои 4» и даже The Last of Us Part II

Перебрали с хейтом.

Видеоигры – крайне токсичная среда. Это подтвердит любой геймер. Многие крупные тайтлы превращаются в настоящие иконы для хейтеров: людям просто нравится их ненавидеть. И когда речь идет о полной катастрофе без единого положительного места, как было с недавним Redfall, это в целом оправдано. Но часто ненависть игроков откровенно несправедлива.

Некоторые проекты были плохи на старте, но позже исправились, а другие просто недооценили. Так какие игры ненавидят зря? Мы собрали целый пак: забытый провал от создателя Doom, неканоничная часть «Героев Меча и Магии» и даже Fallout 4, в свое время ставший поводом для дисса и билетом в музыку для Юрия Хованского.

Daikatana (2000)

Зумеры узнали о существовании Daikatana из первого выпуска цикла «Поп-культ» от Димы Сыендука. Но в начале двухтысячных ее релиз был одним из самых ожидаемых, а потом стал одним из самых заплеванных. Создатель Doom Джон Ромеро работал над Daikatana много лет, но самурайский экшн-шутер в итоге никого не впечатлил. Геймерам не зашли устаревшая графика, долгие кат-сцены и, конечно, баги.

Тогда это был безусловный провал с до смеха агрессивной маркетинговой кампанией, где было сказано, что Джон Ромеро сделает игроков в Daikatana (внимание!) его сучками. Но если на минуту забыть о кринже, Daikatana во многом опередила свое время. Это был шутер от первого лица с элементами RPG, что уже безумно для 2000 года. В ней чуть ли не впервые были задействованы напарники главного героя, а боевка на мечах работала как в намного более поздних тайтлах.

Можно сказать, что Ромеро пытался придумать сиквелы франшизы Shadow Warrior на движке Quake II. К сожалению, большинство обещаний выполнил не сам геймдизайнер, а моддеры, превратившие Daikatana в нормальную игру и исправившие, например, ИИ напарников. Но Джон Ромеро все же заглянул в будущее, так что Daikatana сейчас уже можно воспринимать как интересный эксперимент, а не просто неудачный релиз из прошлого.

Heroes of Might and Magic IV (2002)

Только не бейте, ладно? Понятно, что «Герои III» – бессмертный релиз, лучший в своем жанре, и многие тридцатилетние чуваки играют в это до сих пор. Но ненависть к четвертой части просто абсурдна. По сути, ее уничтожили только потому, что она – не «Герои III», а сама игра была хороша. И она предложила много новых механик.

Например, вместо линейного развития замка, где слабые существа тупо становятся сильными, «Герои IV» дали разветвленный выбор между разными юнитами. И застройка замка одной и той же фракции могла сильно отличаться в зависимости от предпочтений игроков. Да и дерево развития героя перестало полагаться на рандом и стало сильно лучше.

Самое крутое нововведение «Героев IV» – то, что игра начала оправдывать свое название. Она стала единственным тайтлом в серии, где герои не просто стоят и кастуют заклинания, но и участвуют в бою вместе с остальными юнитами. И это ведь просто шикарно! Четвертая часть была не только пошаговой стратегией, но и тактической RPG. А это (вместе с новой системой клеток на карте) сделало бои более комплексными. Но фанатам «Героев III» не понравилось, что продолжение ушло далеко от старых идей. В итоге четверку забыли, а пятая часть стала кастрированной версией третьей с модными синематиками. И на нее никто не злился. Обидно.

Mass Effect 3 (2012)

У триквела серии Mass Effect одна из худших концовок в истории. Выбор Шеппарда на деле почти ни на что влияет и только бесит своей иллюзорностью. А еще тем, что BioWare так криво завершили историю протагониста серии. Но иногда процесс намного приятнее результата – и Mass Effect 3 как раз про это. 

Персонажные арки, музыка и общая сюжетная линия вообще не уступали Mass Effect 2, а новая комплексная боевка сильно превосходила прошлую игру в серии. Не говоря уже, что у Mass Effect 3 были очень достойные DLC, включая необязательную, но милую Citadel – буквально признание в любви к игрокам от BioWare.

Да и выглядит игра 2012 года до сих пор довольно неплохо. У нее никогда не было кучи геймплейных проблем, как у Andromeda. И все равно многие фанаты предпочитают ненавидеть Mass Effect 3 только за то, как он закончился. Что ж, концовка действительно была плохой. Но не настолько, чтобы не заметить, что к ней была привязана еще и хорошая игра.

Resident Evil 6 (2012)

Один из тех случаев, когда тайтл изменился до неузнаваемости. Первые части Resident Evil еще претендовали на то, чтобы называться напряженными survival-хоррорами. Хотя экшн присутствовал всегда. Начиная с Resident Evil 4 франшиза стала менее дарковой, но более динамичной и безумной. Простите, но по сюжету мы спасаем дочь президента – о какой напряженной атмосфере тут вообще говорить?

Но почему-то именно Resident Evil 6 считают неправильной частью. Capcom сбалансировали ее вокруг того факта, что вам просто очень весело отстреливать зомби. И это действительно так! Но олдскульных фанатов Resident Evil такой подход смертельно обидел. Вообще в геймерской среде считается дурным тоном признаваться в том, что тебе нравится шестая часть.

И это просто неправильный подход к игре. Критики Resident Evil 6 зачем-то оценивают ее как хоррор, а потом ругаются, что им не страшно. Но на самом деле Capcom выпустили великолепный веселый шутан от третьего лица. И рекомендовать его нужно не фанатам первой Resident Evil, а скорее аудитории Max Payne.

Fallout 4 (2015)

С выходом Fallout 76 люди будто перестали пинать четвертую часть. Но в моменте это было очень заметно. Причем во многих моментах Fallout 4 объединил даже фанатов Fallout 3, Fallout: New Vegas и оригинальных частей. Все они признавали, что Bethesda ушла в сторону от вайба серии и вместо RPG выпустила шутан с элементами The Sims. Хованский даже записал на игру успешный дисс/пародию на Pharaoh. Ну и времена, правда?

Правы ли те, кому не зашел Fallout 4? Сложный вопрос. Если смотреть с позиции фаната изометрических RPG, какими были первые части, то да. Но по сравнению с ужасающе некомпетентной Fallout 3 – это шаг вперед. Да, система V.A.T.S. теперь не ультимативное решение. Да, в игре почти нет ролевых элементов. И да, колесо диалогов ужасно. Но Fallout 4 не лишена шарма.

Пару раз игре удавалось создать очень качественные сцены. Например, прибытие Братства Стали выглядело шикарно. А если принять новый геймплей и оценивать по стрельбе, тут тоже все не так уж плохо. Вероятно, если бы на игре не было написано слово Fallout, ее бы приняли как вполне нормальный шутер от Bethesda. 

No Man’s Sky (2016)

В 2016-м No Man’s Sky был разочарованием года. Hello Games не выполнили ни одно из дорелизных обещаний. Никакого мультиплеера и одинаковые планеты, где тупо нечего делать. В 2023 году No Man’s Sky – пример игры, полностью искупившей грехи. Изменились инвентарь и квесты, планеты стали отличаться друг от друга, и в них есть чем заняться вместе с друзьями.

Конечно, No Man’s Sky так и остался космической песочницей, где игроку нужно самому придумать, чем себя развлечь. Но теперь для этого есть инструменты. И примерно такой No Man’s Sky все ждали в 2016 году. С опозданием, но Hello Games удалось выйти из неудобного положения. Изящнее было бы в него не попадать, но пример все равно уникальный.

Те, кто ненавидит No Man’s Sky сейчас, скорее всего, делают это по инерции. Ну, либо этим людям не близки песочницы в принципе. Но есть хорошие шансы, что позиции игры только усилятся, когда Bethesda наконец выпустит свой Starfield. Если он всех разочарует, уходить геймеры будут в том числе в No Man’s Sky.

The Last of Us Part II (2020)

Так, а почему мы вообще говорим о второй части The Last of Us? Разве это не крайне успешный и увешанный наградами тайтл, который облизали все критики? Так и есть. Но в геймерской среде очень многие ненавидят Part II, хотя оригинальный The Last of Us им нравится. Тут невозможно обойтись без спойлеров, так что будьте осторожны.

Основная причина недовольства The Last of Us Part II – смерть Джоэла, протагониста первой игры. И он не просто умирает в самом начале. Эбби, его убийца, становится вторым играбельным персонажем, помимо Элли. И нам показывают историю с ее перспективы, где Джоэл – человек, хладнокровно убивший ее отца в концовке первой The Last of Us. Причем отец Эбби был всего лишь врачом, который собирался спасти человечество, пусть и ценой жизни одной Элли. Фанатов это не устроило.

С их точки зрения Джоэл – хороший парень. Как вы вообще могли его так убить? А с точки зрения студии Naughty Dog Джоэл – не хороший, а скорее сложный и сломанный персонаж, который совершал ужасные поступки и между шансом спасти мир и возможностью загладить вину перед умершей дочерью выбрал второе. Понять его можно, но у всего есть последствия. А еще есть второй взгляд, иногда от не менее сложных и сломанных людей. От Эбби, например.

С точки зрения сценарного искусства и смысловых слоев – это гениальный ход. The Last of Us Part II зашла дальше, чем большинство игр до нее. Но для рядовых геймеров это было чем-то вроде личного оскорбления. Вот они и кинулись кричать, что Джоэла убили ради по-вес-точ-ки. Классика. И пример того, что бывает, когда ожидаемый сопливый хэппи-энд заменяют на более важные и сложные вещи.

Почему The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom точно станет игрой года? Nintendo переиграла всех

7 ужасных забытых игр по российским фильмам. «Ночной дозор», «Брат» Балабанова и Гоша Куценко

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.