Перейти к содержимому

5 современных детективов, которые стоит прочитать. От дагестанского нуара до аналога «Тетради смерти»

Помогут с кайфом убить время.

За последнее время на «Палаче» вышло сразу несколько подборок с качественными детективными сериалами. Одни проекты не хуже «Настоящего детектива», а другие рвут «Шерлока» от BBC.

А какие есть варианты для тех, кто предпочитает чтение просмотру фильмов и сериалов? Классические произведения в счёт не берём — про Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро вы знаете и без нас.

Другое дело — современные детективы и триллеры. Они занимают в книжных магазинах кучу полок, неплохо продаются и даже имеют экранизации от российских стриминг-сервисов. Есть куча сомнительных произведений, которые не хочется брать даже с полок Fix Price за копейки. Но никто не отменял и крутые томики, с которыми точно стоит ознакомиться. Ниже — 5 современных детективов/триллеров, которым можно дать шанс.

Жоэль Диккер — «Правда о деле Гарри Квеберта»

Швейцарец Жоэль Диккер начал писательскую карьеру ещё в начале 2010-х, но не особо успешно. Роман «Последние дни наших отцов» о Второй мировой войне не стал хитом, а на русском языке дебют вышел лишь пару лет назад.

Зато вышедшая позже «Правда о деле Гарри Квеберта» до сих пор держится в списках бестселлеров, плюс по книге ещё и сняли неплохой мини-сериал. По сюжету легендарного американского писателя Гарри Квеберта арестовывают и обвиняют в том, что много лет назад он убил пятнадцатилетнюю девушку и закопал её тело рядом со своим домом в провинциальном городке. В это не верит Маркус Гольдман, бывший студент Квеберта, который сам стал популярным писателем — разумеется, он начал собственное расследование.

Книга кажется внушительной по объёму, но на практике она читается очень легко и быстро. Диккер использовал много приёмов, но самое главное, что все они вписаны крайне органично и текст не кажется громоздким. В «Правде о деле Гарри Квеберта» есть крутой броманс, нераздражающие флэшбеки, нормальные твисты и временами даже неплохой юмор. Это ещё и книга о поиске себя, но детективная линия тут гораздо сильнее философской, потому что мотивационная часть в основном сводится к утомившим смыслам о том, что надо не бояться быть собой и не скрываться годами под чей-то маской, ожидая разоблачения. Так что воспринимайте эту работу как качественный аттракцион на один раз, а не как что-то потенциально культовое. Тогда не разочаруетесь.

Ислам Ханипаев — «Холодные глаза»

Ислам Ханипаев — автор, который пробует себя в разных жанрах. Сначала он опубликовал повесть «Типа я», написанную от лица восьмилетнего ребёнка. Позже появились фэнтезийная антиутопия «Луна 84» и сатирический роман «Большая суета» в духе книг Бакмана. Это тоже неплохие работы.

Но больше всего впечатляют именно «Холодные глаза» — жёсткий детектив про убийство в дагестанском горном селе, которое молодой журналист из Махачкалы пытается расследовать вместе с местным полицейским. Запоминается даже не столько детективная линия, сколько общая нуар-атмосфера и чудовищное напряжение, в котором автор держит читателя на каждой странице. За героев реально страшно. Плюс радует отличный современный русский язык и колоритный кавказский сеттинг. А ещё внутри довольно много мата, но поверьте — там он точно к месту.

Чжао Хаохуэй — «Письма смерти»

Сама задумка не новая — все уже читали и видели кучу произведений, где есть философы-убийцы, одержимые идеей об очистке общества от преступности путём использования методов самих преступников. По крайней мере, многие из читающих этот текст на этом моменте точно вспомнили про Ягами Лайта из «Тетради смерти».

Но «Письма смерти» – скорее история в стиле «Мстителей», когда большая команда из разных персонажей собирается вместе, чтобы победить одного врага. Только в этом случае объединяются не супергерои, а полицейские. И увлекательно следить за тем, как они коллективно пытаются разоблачить антагониста, но получается это всегда по-разному.

И это, кстати, только первая часть из цикла. На русский переведены продолжения — «Знаки судьбы» и «Элегия смерти». Если нравится азиатская литература, вам точно зайдёт.

Джон Маррс — «Добрая самаритянка»

Существует уже достаточно камерных фильмов-триллеров, где сюжет сводится к тому, что сотрудник службы спасения пытается удалённо спасти звонящего ему похищенного человека. Это уже не удивляет.

Джон Маррс пошёл от обратного и написал книгу, по сюжету которой на телефоне доверия работает женщина по имени Лора, которая не хочет, чтобы её депрессивные собеседники жили дальше. Но всё начинает идти не по плану в тот момент, когда некий Стивен просит Лору, чтобы она лично увидела, как он сводит счёты с жизнью. Собственно, повествование и ведётся поочередно от лиц двух главных героев.

Тот случай, когда читатель ненавидит обоих главных персонажей и даже не понимает, кому из них можно пожелать лучшего или худшего исхода. Этот приём отлично работает, так как держит в напряжении — хочется поскорее узнать, чем всё закончится.

Крейг Рассел — «Аспект дьявола»

Исторический детектив, где действие происходит в предвоенной Чехословакии. «Исторического» тут на самом деле мало, если не считать периодических отсылок к международной обстановке того времени. Зато в романе полно мистики и сверхъестественного — неудивительно, учитывая название книги.

О чём книга? В Праге случается куча жутких убийств, которые совершает один и тот же человек, а психиатр по имени Виктор пытается понять, кто убийца, и заодно исследует феномен зла. Для этого он приезжает в психбольницу и беседует с пациентами. И всё происходящее безумно настолько, что иногда хочется отложить книгу и отдохнуть от неё — слишком нервирует. Но дочитать все же стоит.

Шамиль Газибегов
Редактор отдела «Гаджеты»
Биография
21 год. Пишу о гаджетах и скидках, изучаю историю в универе и люблю рассказывать о ней другим. А ещё читаю слишком много книг.