Перейти к содержимому

Почему «Слово пацана» – сильно переоцененный сериал? Его раздули мемы и хитрости Жоры Крыжовникова

Но он все еще хорош.

Открыли этот текст? Вы почти с гарантией относитесь к одному из двух лагерей. В первом – те, кто смотрит «Слово пацана. Кровь на асфальте» и с радостью запрыгнул на поезд его популярности. Во втором – те, кто не смотрит, и чье желание смотреть падает с каждым услышанным словом «чушпан». Обе позиции хороши, а безумный успех проекта глупо отрицать.

«Слово пацана» действительно отличный сериал. Он крепко написан, хорошо сыгран и поставлен, его хочется смотреть дальше. Но успеху пора слегка подкрутить громкость, потому что количество упоминаний, рейтинги и новости создают видимость, будто случилось какое-то вселенское откровение. Революция. То, без чего нас теперь будет невозможно представить. А это не так. И вот почему.

В России уже выходили сериалы того же уровня

Можно по глупости решить, что «Слово пацана» – величайший проект в истории российской индустрии, потому что остальные не обгоняли в рейтинге Кинопоиска «Клан Сопрано» и «Шерлока». Но это все-таки ложное ощущение. Да, сериал хорош, но ведь были и другие проекты сопоставимого качества. Разница только в том, что о них никто не орал. А если орали, то тише.

Первый очевидный пример – «Мир! Дружба! Жвачка!» Тоже поколенческий, тоже проблемный, тоже с подростками и тоже со стабильно высокими рейтингами. Даже герои похожие есть. Ну, чем Алик (Юра Борисов) из «МДЖ» отличается от Вовы Адидаса (Иван Янковский) из «Слова пацана»? Оба – проблемные персонажи, вернувшиеся из Афгана. Оба сыграны мощными актерами. И оба представляют примерно один и тот же спектр проблем. Вообще с точки зрения бытописания эпохи у сериалов много общего.

«ЮЗЗЗ» – тоже отличный сериал о криминальных окраинах. Правда, действие там происходит в наши дни, а сюжет не настолько драматичен. Но готовы ли вы, посмотрев оба проекта, твердо и четко сказать, что «Слово пацана» лучше? И если да, то настолько ли лучше, насколько громче? Сомнительно.

Еще были «Чики», был «Последний министр» с отличным сценарием, были абсолютно потрясающий «Капельник» и душераздирающий «Хрустальный». Если же мы говорим о смелости, оригинальности и революционности, то точно не обойдемся без «1703» и сериала «Happy End». С точки зрения качества съемок, сценария и актерской игры ни один из них не уступает «Слову пацана». Если хотите менее радикальную формулировку, они точно играют в одной лиге. Но ни у одного из них не было достаточного рекламного потенциала, чтобы наделать столько шума. У «Короля и Шута» он был, хотя там очевидных провисаний все-таки больше.

«Слово пацана. Кровь на асфальте» стал популярным за счет шокирующей темы, мемов и уникального сеттинга в виде криминального Татарстана поздних 1980-х. О последнем мы еще поговорим. Но сценарий, диалоги и визуал, будучи крутыми, не превосходят многие другие проекты. То есть, ощущение, что нам показали нечто совершенно новое или иное, лучше отгонять.

В сериале работает эффект Жоры Крыжовникова

Сложно сказать, был бы сериал таким популярным, если бы «Словом пацана» занимался другой человек. Но Крыжовников – особый случай. Он знает, что нужно делать, чтобы о проектах говорили в народе, и всегда старается использовать максимально безошибочные приемы.

Например, фильм «Горько!» строился на эффекте узнавания и заходил публике как раз потому, что очень удачно копировал знакомые элементы трэш-праздников, маргинальные архетипы и так далее. Караоке-комедия «Самый лучший день» работала точно так же. Народное увлечение, хитовая фраза в заголовке и приемы из учебника внутри. Но всегда с очень качественным визуалом и исполнением.

«Слово пацана», конечно, сильно отличается по духу, но в остальном работает так же. Крыжовников наверняка был очень доволен неймингом книги Роберта Гараева, на историях из которой основан сериал. Все-таки тут вам и острая тема подростковых банд, и название хита Макса Коржа. Очень удобно.

Весь сериал режиссер только и делает, что умело выдавливает из зрителей эмоции. Лучший пример здесь – история с персонажем по кличке Ералаш, о чьей предсказуемой кончине мы уже писали. Ничего хитрого – только классические приемы. Милаха-герой попадает в плохую компанию, сообщает свою мотивацию с покупкой утюга, выполняет цель и максимально жестоко уходит из сюжета.

Так Крыжовников построил душераздирающую сцену с походом в морг на опознание, а проклятый утюг и суп бабушки Ералаша из обычных деталей превращаются в драматические кнопочки. Давишь на них, и из зрителя льется эмоция. И ведь работает! Сценарных тонкостей никаких, только приемы из лекции 101, а каков эффект! Жора Крыжовников на таких вещах карьеру построил.

То же можно сказать и про эпизод с похоронками, когда мы узнаем судьбы различных персонажей «Слова пацана»: кого в каком году убили и при каких обстоятельствах. Простенькие, зато яркие образы, только подчеркивающие то, зачем все собрались – жестокость криминального мира казанских подростков. Есть ли в этом что-то особенное? Нет. Просто иногда классика подается со вкусом.

И за этими очевидными, но рабочими приемчиками, очень легко не заметить легкие сценарные косяки, которые тут есть. Чего только стоит мгновенное превращение Пальто из примерного парня в карьерного стритфайтера, из-за чего персонаж быстро перестал быть глазами зрителя. Но это уже детали.

Мемы про чушпанов сделали «Слово пацана» громче

А вот это уже действительно уникальная отличительная черта. Еще в первоисточнике Роберта Гараева описываются все эти характерные термины: «асфальт», «с добрым утром» и, конечно, красивое татарское слово «чушпан». Из-за этого у «Слова пацана» появился узнаваемый язык, ассоциативно отделяющий мир сериала от «Мира! Дружбы! Жвачки!», «ЮЗЗЗа» и бесконечного количества бандитских сюжетов.

Мемный потенциал «Слова пацана» был очевиден с первой же серии. И он же сделал сериал таким большим в медиапространстве. Конечно, зрители с радостью начали тиражировать этот лор, обзывать друг друга чушпанами и веско сообщать, что пацаны не извиняются, а слово пацана дают только пацанам. В прогретом волчьими цитатами социуме работает шикарно.

«Слову пацана» нужно было только стартовать. Дальше все понеслось само собой. Так, мемы из самого сериала в телеграм-пространстве мутировали в какой-то кромешный ужас, когда в помойных каналах начали постить что-то вроде «Марат из сериала «Слово пацана» завел свой канал! Поддержим парня подпиской!» Чем-то напоминает баннеры про невероятно мерзкую тварь, которую поймал рыбак.

Что дает нам эта информация? Да то, что «Слово пацана» за кадром превратилось в отдельное большое мем-пространство, никак не связанное с содержанием самого сериала. Не говоря уже о том, что спустя короткое время после выхода «Слову пацана» повезло еще раз: включались Екатерина Мизулина, и пошли разговоры о возможном запрете. А это лучший множитель популярности из возможных. Но ни он, ни форсы мемов не добавляют ничего к самому проекту, зато кое-что забирают.

Сейчас сериал уже сильно перегрет – это ему мешает

Мы не зря начали этот текст с разговора про лагерь зрителей и лагерь хейтеров. В комментариях к посту с любым упоминанием «Слова пацана» начинаются собственные войны за асфальт. Одни с удовольствием шутят про чушпанов, а других уже тошнит от каждого упоминания сериала, потому что он везде.

Из-за этого складывается ситуация, при которой начать смотреть «Слово пацана» и проникнуться им становится сложнее, чем когда только-только вышел первый эпизод. Вы либо подойдете к проекту с неоправданными ожиданиями величия, а после обнаружите, что это хороший, но обычный сериал. Либо заранее подрубите предвзятость и воспримите его хуже, чем следует. А строгие нонконформисты и включать не станут.

Конечно, это не убавит популярности сериала. Этот поезд уже давно уехал на скорости погони из четвертого эпизода. Но с адекватными оценками «Слова пацана» мы точно попрощались. Потому что фанаты мем-вселенной сериала уже сделали все, чтобы мнения разочарованных утонули в бесконечных десятках на «Кинопоиске». Даже высокий рейтинг «Слова пацана» – уже мем. Видимо, нормально об этом проекте мы поговорим только спустя год-два после его финала. Тогда все станет понятно хотя бы потому, будут его вспоминать или нет. Пока же ярлык «крепкий, но переоцененный» подходит в самый раз.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.