Перейти к содержимому

9 лучших игр 2023 года. От Baldur’s Gate 3 и Zelda до неизвестных шедевров

А вот Starfield и Alan Wake 2 в список не попали.

Как же тяжело подводить игровые итоги 2023 года! Никто не жалуется, вы не подумайте – год для видеоигр вышел отличным и даже одним из лучших в истории. В пресном 2022-м можно было просто назвать пару тайтлов, развести руками и сказать: «В принципе, ничего такого и не было». Тут же пришлось выбирать из гигантского ассортимента топовых игр, где только 2-3 пункта гарантировали себе попадание в топ.

Чтобы вам было интереснее, мы постарались включить в список несколько, возможно, недооцененных пунктов и уж точно заслуживающих большего внимания, чем тот же Alan Wake 2, о котором говорили везде. Осторожно: субъективный фактор выкручен на максимум. И если ваша любимая игра в 2023 году сюда не попала, знайте, что это нормально.

Hi-Fi Rush

Удивительный проект, пришедший из очень неожиданного места. Студия Tango Gameworks все-таки известна напряжным мрачняком, а Hi-Fi Rush – ультраяркая ритм-игра в аниме-стилистике и с убойным геймплеем в высоком темпе. Круто, что она получила признание и критиков, и игроков, но на фоне титанов этого года про Hi-Fi Rush все равно забывают. И зря!

Все, что нужно сделать, чтобы понять величие Hi-Fi Rush – поиграть в нее. Мне пришлось преодолеть свои предрассудки по поводу всего, что я знаю о ритм-играх, и я не пожалел ни об одной секунде в Hi-Fi Rush. Она буквально изменила то, как работает музыка в видеоиграх, потому что каждый ее геймплейный элемент завязан на саундтреке, и это реализовано просто снайперски. А еще в Hi-Fi Rush дико приятные персонажи, невероятный темп и уникальная собственная харизма, отличающая ее от других хитов в похожих жанрах, вроде Crypt of the Necrodancer.

The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom

Как вы поняли, список у нас не ранжированный, а хаотичный, потому что новая Zelda никогда бы не оказалась на таком низком месте в топе. Но о ней нужно поговорить раньше, потому что игра вышла в первой половине года, и вы могли забыть, какой дикий пожар зажгла Tears of the Kingdom. Весь интернет в какой-то момент просто разбирал футажи того, что же там еще придумали игроки с местной системой физики и крафта: самораскладывающиеся мосты, роботы-трансформеры, летательные аппараты и катапульты.

Но The Legend of Zelda: TotK гораздо больше, чем просто крутая крафтовая система. Все, что делало предыдущую Breath of the Wild топовой игрой, здесь стало еще приятнее, а сам мир стал больше и разнообразнее. Если хотите, можете собрать тысячу короков по всей карте. Если не хотите, можете строго идти по сюжету. Вот только Tears of the Kingdom построена так, что где бы вы ни находились, в поле зрения всегда будет какая-нибудь интересная локация.

Как бы ни бесились хейтеры Nintendo, но новая Zelda гарантировано стала бы игрой года, если бы не вышла Baldur’s Gate 3. И это был бы совершенно заслуженный статус. Tears of the Kingdom хороша и прямо сейчас, и как историческое событие. Потому что годы спустя игру будут помнить как раз за то, что она сделала с системой крафта и как с ее помощью дала игрокам свободу. 

Final Fantasy XVI

Не очередная, а одна из важнейших в серии. Final Fantasy XVI, наверное, самая доступная для новых игроков часть франшизы. На этот раз нам рассказали историю, явно вдохновленную «Игрой престолов». Она невероятно красочная и размашистая, но при этом и невероятно линейная. Но! Final Fantasy XVI попадает в список лучших игр года не за сюжет и персонажей, а как раз из-за крепчайшего геймплея.

В ней одна из лучших экшн-боевок, которые я встречал за долгое время. И чуть ли не в каждом моменте Final Fantasy XVI чувствуется безумный пафос. Особенно в битвах с гаргантюанских размеров боссами, так что игру можно рекомендовать еще и фанатам «Атаки титанов». А так – это топ-контент для тех, кто любит японщину, эпик и механики из оригинальных игр серии God of War.

Dredge

Возможно, самая недооцененная игра года. На Dredge смотрят как на приятное маленькое инди-приключение, в которое можно поиграть, когда дойдут руки. В корне неправильный взгляд! На самом деле это без всяких скидок один из самых увлекательных тайтлов в году. Что это такое? Если коротко, то рыбацкий лавкрафтианский хоррор на диком стиле. Подчеркиваю каждое слово. Особенно «рыбацкий».

Но серьезно: тот, кто решил соединить симулятор лодочной рыбалки с хоррором, заслуживает награды за самый оригинальный концепт. Первая же ночь в Dredge принесет вам кучу неожиданных впечатлений и, возможно, легкую паническую атаку. При этом рыбалка здесь максимально серьезная – это и не прикол, и не сюжетное оправдание для попадания главного героя на жуткий архипелаг Большая Соль. В Dredge вам хочется заниматься рыбалкой чуть ли не сильнее, чем прокачкой и раскрытием местных тайн.

Если вы еще не играли в Dredge, то, пожалуйста, исправьте это недоразумение как можно скорее. Перед нами самая большая неожиданность видеоигрового года и один из самых атмосферных экспириенсов, а еще игра приятно написана очень талантливыми людьми. Судя по темпам и медитативности некоторых элементов, Dredge еще и идеальный тайтл, в компании которого приятно отходить от новогодних праздников.

RoboCop: Rogue City

Представьте, как было бы смешно, если бы какой-нибудь инди-шутер по кинолицензии бумерского боевика от ноунейм-разработчиков был бы написан и придуман лучше, чем дорогущие Starfield и Alan Wake 2. Вот это прикол получился бы, правда? Хорошо, что такого не случилось, а то пришлось бы включать этот выдуманный шутер в список лучших игр года. А, стоп. Мы в этом таймлайне… Тогда заново.

RoboCop: Rogue City по всем канонам похожа на игру, у которой не должно было получиться ничего. Ну, кому в 2023 году не плевать на «Робокопа»? Но оказалось, что польская студия Teyon взялась за игру всерьез. И теперь Rogue City, видимо, одна из лучших игр по кинолицензии в истории. Она смешная, в ней крутой мир и побочные задания, а уровень языка тела и анимации персонажей раз в тысячу круче, чем в любой игре от Bethesda.

Что же касается стрельбы, то она тут другая. Не такая, как в шутерах, к которым вы привыкли. Вы играете за громоздкую медленную тумбу, передвигаетесь строго шагом и вообще не шкеритесь за укрытиями. Но и здоровье ваше просто так не восстанавливается. Взамен вам дали жирную броню, возможность креативно использовать окружение и разрабатывать совсем новые боевые привычки. Ощущения крутейшие, а RoboCop: Rogue City – потрясающая игра, о которой никто не просил и даже не мечтал.

Marvel’s Spider-Man 2

Кажется, что Marvel’s Spider-Man 2 немного не догнала ожидания фанатов. Но нужно понимать, что это за люди. Это очень сытые Sony-геймеры, разбалованные в том числе качеством первой части и дополнением Miles Morales. Если не считать бесшовных полетов, Spider-Man 2 не сделала ничего выдающегося. И все равно это огромный хит и один из главных релизов в году.

Воздушные комбо, снова крутая история от сценаристов из Insomniac и голливудское качество постановки всех сцен – вот, что такое Marvel’s Spider-Man 2. Короче, отгоняйте от себя ощущения дежурного релиза, потому что игра, даже не будучи революционной, сделана отлично, и вам теперь есть чем заниматься на мощностях новой PlayStation. Аудиторию Xbox, например, порадовать в этому году было нечем.

Wartales

Еще один неожиданный пункт с игрой, о которой слышали не все. Между тем, Wartales – идеальная тактическая песочница. Если вы инди-геймер с опытом в Battle Brothers, то это она же, но с крутой графикой. Если нет, представьте Mount & Blade, построенный не вокруг массовых сражений, а вокруг тактической боевки со своей RPG-пати наемников.

И несмотря на то, что Wartales условно считается инди-тайтлом, игра громадная и в нее можно очень сильно закопаться. Здесь есть куча приятнейших мелких деталей. Например, если ваш лучник промахнулся и зарядил в бедро кому-то из милишников, то у них испортятся отношения между собой. Мелкая штучка, но сколько она добавляет жизни в Wartales – не передать!

Чуть подробнее о составляющих. Что тут есть? Социальные механики, крафт, рыбалка, воровство, выживач, прокачка персонажей, выполнение заданий, немного головоломок, метасюжет, тактическая боевая система и менеджмент лагеря. Довольно жирно для релиза, учитывая, что Wartales, как и все подобные игры, становится богаче с каждым DLC. А из жестких минусов можно выделить разве что отвратительный нейминг, потому что я люблю игру, но все еще проверяю в гугле ее дико серое название. Шикарный тайтл, который вы легко могли пропустить.

Sea of Stars

Обещаем, что это последний инди-проект в нашем списке. Тем более, если вы хороший арифметик, то уже догадались, какая игра будет следующей. Так вот, Sea of Stars от Sabotage Studio прежде всего огромный ностальгический аттракцион для фанатов ретро-хитов. Если вы любили или любите Chrono Trigger или старые Final Fantasy, то однозначно будете пищать так же, как пищал я. А я очень сильно пищал.

Sea of Stars не только здорово воссоздает атмосферу классических JRPG, она еще и делает это с помощью невероятно красивого пиксель-арта и саундтрека. Кому стоит держаться от нее подальше? Наверное, у вас не выйдет мэтча с Sea of Stars, если вы всей душой ненавидите тактические бои и головоломки. А вот остальные должны заценить.

Baldur’s Gate 3

Покончим с объективностью раз и навсегда: Baldur’s Gate 3 – лучшая игра, к которой я когда-либо прикасался. Возможно, ее успех изменил индустрию навсегда, и теперь разработчики перестанут бояться, что тупая публика ничего не поймет, а комплексные RPG купят только гики и ностальгирующие старики. Возможно, такой игры больше не будет никогда. Но ни то ни другое сейчас не имеет значения. Мы в любом случае стали свидетелями исторического релиза.

В отличие от игр, пытающихся воскресить трупики старых механик, как это делали Pillars of Eternity или Pathfinder, Baldur’s Gate 3 наконец-то обновила прошивку. Каждый диалог в ней – красивая кат-сцена с motion capture анимацией и великолепной озвучкой, а сюжетная режиссура не уступает студиям в подчинении Sony. Но это все еще полноценная RPG с космически огромным количеством вариантов всего на свете. Персонажи – топ. История – топ. Квесты – топ. Боевка – топ. Что вам еще нужно?

Самое главное в Baldur’s Gate 3, что ни одна игра до нее не подходила так близко к реализации идеи RPG. Она по-настоящему ролевая. От вашего отыгрыша зависит все, а самые мелкие выборы в самых мелких квестах будут возвращаться и иметь последствия. Да, это не песочница и не совсем открытый мир. Но такого вариативного путешествия из точки А к финалу у нас еще не было. Отдельный привет тем, кто считает, что Baldur’s Gate 3 – это Divinity: Original Sin. Они похожи, и студия Larian использовала все лучшие наработки, но ощущения в процессе совершенно другие.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.