7 самых странных реалити-шоу в истории российского телевидения. Трэш с Анфисой Чеховой и пародия на «Пацанок»
Есть совершенно бредовые концепты.
Какой образ возникает в голове, когда вы слышите о российских реалити-шоу? Логично предположить, что остальные ассоциации заслоняет монстр под названием «Дом-2» и только потом всплывают современные хиты: от уже переименованной «Адской кухни» до, простите, «Замуж за Бузову».
Но мир реалити на российском телике гораздо шире и страннее. Да, страннее, чем «Замуж за Бузову». Сегодня мы вспомним передачи с самыми странными концептами, где будут как наименования из пыльных архивов, так и абсолютно свежий, но оттого не менее дикий креатив.
«За стеклом – Последний бифштекс» (2002)
Если вы хотите узнать полную историю первого российского реалити «За стеклом», вам сюда. Там и правда было много интересного: от прямых отсылок к роману «Мы» Евгения Замятина до паломничества москвичей к стеклянной стене, где можно было посмотреть на быт участников вживую. Но последний сезон шоу был невероятно странным.
Вместо скандалящих голых людей участниками нового «За стеклом» стали две команды поваров, которые соревновались, чтобы открыть собственный ресторан. Но в отличие от «Адской кухни», формат не взлетел, потому что было непонятно, в чем его суть. Шоу не было красивым фуд-порно с элементами реалити, а стеклянный аквариум и элементы старого «За стеклом» превратили «Последний бифштекс» в какой-то нудный кулинарный артхаус.
«Голод» (2003 – 2005)
Странное, но на редкость удачное реалити с действительно интересным концептом. Двенадцать человек вывезли в Берлин и заселили в неплохую квартиру, но зарабатывать на еду в чужой стране они должны были сами. Звучит не только развлекательно, но и в какой-то мере полезно. А вел «Голод» Василий Уткин, то ли из-за невероятно сытого вида, то ли из-за природной харизмы и пика народной популярности.
Кайф этого шоу в том, что он не зацикливался на формате «ноунеймы живут вместе и выясняют отношения». Вместо этого «Голод» предлагал микс форматов. Это немного конкурсное реалити, немного трэвел-шоу и немного выживач. Кстати, победитель «Голода» явно не голодает. Призом стала не цельная сумма денег, а что-то вроде пожизненного содержания – 1000 долларов в месяц от канала ТНТ. В начале 2020-х договор не нарушался, и победитель по-прежнему получал отчисления.
«Офис» (2006)
Мертворожденный проект ТНТ, который вели Петр Кулешов, Гарик Харламов и Анфиса Чехова. Суть «Офиса» была в том, участники организуют свое предприятие и пытаются заработать на нем деньги в московском офисе. Сейчас это звучит как полнейшая дичь, но в нулевых офисная жизнь была самым мощным трендом.
Судите сами: по телевизору начали крутить «Офис», главными героями шуток стали менеджеры, а группа «Ленинград» успешно гоняет песню об офисном планктоне. И кому-то показалось, что офис – новый секс. Но рейтинги реалити доказали обратное, поэтому оно быстро схлопнулось. Видимо, зрители, придя после работы, меньше всего хотели снова смотреть на работу.
«Спокойной ночи, мужики!» (2010 – 2012)
Безумный проект канала ДТВ. Это реалити с Анфисой Чеховой, основной концепцией которого была ревность. Суть в том, что на пять дней в дом с холостяком заселяют четырех девушек, которые пытаются его соблазнить. Но у трех из них есть парни или мужья, следящие за событиями через скрытые камеры. Задача холостяка – вычислить, у кого из дам нет пары, выбрать ее в конце и поделить приз. В случае ошибки приз доставался девушке из пары и ее парню.
В шоу было какое-то запредельное количество обнаженки, потому что холостяки придумывали самые дикие конкурсы, чтобы смутить занятых участниц. А те моментами заходили слишком далеко, доводя своих парней перед экранами до бессильной истерики. Конечно, можно было нажать кнопку и уйти, но такая опция открывалась только на третий день.
У нас нет никаких данных о том, сколько отношений разрушило участие в шоу «Спокойной ночи, мужики!», но сам концепт был совершенно отпиленным. Наверное, выйди проект на другом канале, он либо стал бы мгновенным хитом, либо его бы с криками закрыли в первый день. А на ДТВ всем было плевать, так что выпусков навыходило много.
«Солдатки» (2020)
Ужасающе несмотрибельный эксперимент ТНТ и попытка угнать славу «Пацанок» у «Пятницы!» Вся концепция уже в названии. Проблемных дам отправляют на перевоспитание, но не в институт благородных девиц, а в казарму, где их гоняют в противогазах и заставляют ползать под проволокой. Но в основном очень лайтово и вежливо просят не шуметь и снять пирсинг.
Проблема «Солдаток», помимо очевидно странной идеи, была еще и в том, что шоу не понимало собственную концепцию. Для садистского реалити с испытаниями оно было слишком легким и отдавало скорее летним лагерем, чем армейкой, а для передачи про перевоспитание в нем не хватало личных историй – того, чем выжимают эмпатию из аудитории «Пацанок».
«Четыре дачи» (2022 – …)
Так «Пятница!» медленно превращается в телеканал «Усадьба». Ядовитый концепт «Четырех свадеб» в 2022 году намазали на тему дачных участков и создали гостевое реалити, где четыре дачника тусуются друг у друга, злобно обсуждая качество рассады и ухоженность зимней теплички. Понятно, что «Пятница!» всегда сочетала домашний уют с трэшем, но тут все совсем пасторально.
Нет, довольно забавно наблюдать за тем, как хипстер-селекционер выслушивает комментарии о своих перцах от строгой подмосковной плантаторши, но передаче часто не хватает нерва, так что сама идея дачной версии «Четырех свадеб» кажется какой-то дикой натяжкой. Но шоу существует, и ядерная аудитория «Пятницы!» вроде как довольна.
«Грешницы на перевоспитании» (2023 – …)
Изначально в этот список могло попасть трэшовое шоу о перевоспитании под названием «Колледж», но на телеканале «Ю» вышло нечто масштабнее. Представьте телепередачу, основанную на сериале «Монастырь» с Настей Ивлеевой. Это оно.
Вот выдержка из официального описания: «В шоу принимают участие восемь молодых содержанок, которые не знают, что такое воздержание, строгий распорядок дня и тяжелый труд». Как вам такое, а? Восемь молодых содержанок на перевоспитании у послушниц в монастыре. Причем проект не стесняется открыто называть героинь эскортницами, а в начале канал предупреждает зрителей специальным дисклеймером, что не поддерживает позицию участниц.
Смотреть на эту интервенцию моментами жутко. Кажется, это самый чудовищный концепт из всех и момент, когда телевидение зашло слишком далеко. Зато «Грешницы» – готовый спящий хит для фанатов трэш-вотчей. Правда, недолгий. Телеканал «Ю» довольно быстро снял проект с эфира. Интересно, почему?
Комментарии