Перейти к содержимому

Саша Сулим – королева тру-крайма. Кто она такая и почему канал журналистки так популярен?

Авторам роликов про маньяков пришлось жестко подвинуться.

Тру-крайм всегда был и будет одним из самых популярных документальных жанров. Прохладные истории про маньяков и психопатов кормят бесчисленное количество каналов, подкастов и блогов, не говоря уже о культовом статусе телепередач «Криминальная Россия» и «Следствие вели». И ничего удивительного: публика любит слушать страшные, но при этом реальные истории, особенно если там много шокирующих деталей.

Но как бы ни цвел русскоязычный тру-крайм, до появления Саши Сулим в нем не было биг боссов. Каждый документальный разбор на ее канале собрал больше миллиона просмотров, а видео про зюзинскую маньячку Марию Петрову за два месяца подобралось к шести миллионам. Почему такие показатели набирает именно Саша Сулим, а подкаст с комиками «Дела» без нее оказался никому не нужен? Пришло время получать ответы.

До тру-крайма Саша работала во многих медиа

Начнем с того, что у журналистки из Беларуси Саши Сулим очень нехилое образование. Изначально она училась на киноведа в парижской Сорбонне, но после выбрала другую специальность и окончила школу журналистики. Во Франции Сулим работала в информационном агентстве AFP, телеканале iTele и других медиа, а в 2011-м переехала в Москву и стала редактором российской версии The Hollywood Reporter.

С 2016 года Сулим работала в «Медузе»* в качестве специального корреспондента. Многие материалы Саши соприкасались с криминальной темой. Например, у нее были репортажи о движении «АУЕ» (признано экстремистским в РФ), частных детективах, иркутских следователях и различных маньяках, включая большой текст о поимке Михаила Попкова – знаменитого ангарского маньяка.

Как вы поняли, у Саши Сулим есть мощный бэкграунд по части образования и журналистской работы. То есть, звездой тру-крайма она впоследствии стала не внезапно. Наоборот: складывается ощущение, что Сулим как будто специально нарабатывала идеальный набор навыков, чтобы разорвать в этой нише.

Сулим стала звездой после интервью с ангарским маньяком

Это интервью для ютуб-канала «Редакция»*, где Саша Сулим работала и параллельно с «Медузой», и после увольнения оттуда. Но, по сути, ролик стал своеобразным продолжением текста о «маньячной группе». Фильм Саши про Михаила Попкова вышел в 2020 году и до сих пор остается вторым по популярности роликом «Редакции» с 12 миллионами просмотров.

В отличие от многих репортажей на канале, интервью с ангарским маньяком изначально позиционировалось и представлялось как авторская работа Саши Сулим. В других медиа о выпуске писали именно так, а у Саши появилась персональная репутация. Это крайне важно, потому что с этого момента все знали, что какой-нибудь материал выпустила не просто команда профессионалов, а Саша Сулим – та, кто разговорила маньяка.

Собственно, после этого журналистку начали звать в разные места уже в качестве спикера, чтобы послушать про маньяков в целом и про Попкова в частности. Оказалось, что у Сулим очень правильная для этого дела фактура, если можно так выразиться. Тонкая деловая леди в строгом костюме. Темные волосы. Темные глаза. Светлая кожа. Холодная и строгая, в тон костюма, харизма. Многим нынешним зрителям Сулим наверняка представляется королевой царства мертвых, что делает ее идеальным рассказчиком этих историй.

Репутация подкрепилась в момент, когда Саша выпустила книгу «Безлюдное место: Как ловят маньяков в России». После этого Сулим ездила с лекциями, где рассказывала, например, как нужно писать о маньяках. То есть, она сконцентрировалась на узком профиле тру-крайм журналиста и сильно от этого выиграла. Сулим стала первой и, по сути, единственной журналисткой, чья фамилия моментально всплывает в голове, когда разговор заходит про серийных убийц.

Подкаст «Дела» – самый странный проект Сулим

Но показательный. Слава Саши стала настолько большой, что ее позвали вести и курировать тру-крайм подкаст от Medium Quality, а это явный признак, что журналистка давно прошла нишевый статус. Еще продюсеры, ответственные за канал Labelsmart, создавая «Дела», явно хотели запрыгнуть на поезд популярности тру-крайма как такового. О ком они подумали в первую очередь? Конечно, о Саше Сулим.

Другое дело, что концепт у проекта был весьма спорный. Саша Сулим рассказывает про маньяков? Отлично, заверните все меню, пожалуйста. Но что в кадре делают комики, не вполне понятно. Потому что пошутить-то там особо негде, а за пределами своей профессиональной среды далеко не все комедианты оказываются интересными или эрудированными людьми.

Поэтому «Дела» почти всегда выглядели как странная сказочка на ночь, где подготовленная и заряженная Сулим рассказывает жуткие истории дилетантам, которые просто голословно делятся мнениями. Но циничный расчет Medium Quality все равно сработал – у «Дел» были хорошие просмотры. С одной стороны, продюсеры позаботились о качестве тру-крайма, снабдив проект главной звездой жанра, а с другой – забустили просмотры с помощью комиков. 

В общем, «Дела» шли хорошо, но в них не было настоящего документального размаха. По сути, от других подкастов/ютуб-шоу в тру-краймовой нише проект отличало только наличие Саши Сулим, которая умеет готовиться, работать с источниками, отделять правду от вымысла и вести внятное повествование. Уже неплохо, но по динамике это все равно перечисление и обсуждение фактов о каком-то убийце.

К счастью, Сулим не застряла на Labelsmart. Когда Medium Quality стала собственностью VK, Саша отказалась переходить на новую платформу. Жест получился сильный – он четко показывал, что журналистка не любит все мертвое, а просто о нем рассказывает. Сулим завела собственный канал, и на его фоне осиротевшие «Дела» кажутся шуткой. О, теперь понятно, зачем там комики!

Почему ролики Сулим собирают так много просмотров?

Дело не только в статусе. Ответы уже содержатся в пути Саши, по которому мы сейчас прошлись. Ни у кого больше в этом субжанре нет такого микса из правильных навыков, опыта и известности. Сулим пришла, чтобы втоптать унылых тру-краймеров в пыльный ковер с пятнами крови. И они по сравнению с ней выглядели как натуральные варвары.

Типичный тру-крайм на ютубе выглядит так

Как выглядел типичный блог/подкаст в жанре? Ведущий томным голосом зачитывает криво переписанную вики-инфу, время от времени показывая фотографии из раздачи поисковика. Все. Их унылая фактура не в состоянии расплачиваться по чекам, выписанным пафосными подводками в начале выпуска. На канале Сулим все по-другому: мы ярко увидели это в момент, когда она роскошно приложила «Дела» с новым ведущим Василием Бейнаровичем.

Так получилось, что первый выпуск на новом канале Саши тематически совпал с новым выпуском «Дел». И Сулим, и Бейнарович рассказывали о так называемой зюзинской маньячке. Но если в «Делах» была очередная статичная беседа с комиками, то выпуск Сулим был насыщен спикерами, в числе которых были как следователи, занимавшиеся этим делом, так и приглашенные психологи. Естественно, уникальной фактуры и сильной аналитики было гораздо больше, чем в открытых источниках.

Сулим не просто запрыгнула в ведро с тру-краймом, чтобы стать нишевой селебой. Нет, она стала первым человеком на ютубе, кто начал заниматься этим профессионально. По качеству подготовки и уровню спикеров это крепчайшая документальная журналистика. Помимо самих тем, в ней не было ничего общего с домашней самодеятельностью авторов соседних каналов.

Успех был неминуем. С одной стороны, канал Сулим превосходил конкурентов по качеству. А выбор между статичным пересказом открытых источников и хорошо смонтированным выпуском, где живые участники расследования дают эксклюзивные комментарии, очевиден для любого зрителя. С другой же – Саша Сулим отлично воспользовалась своим участием в «Делах».

Каким бы унылым ни был проект с комиками, он дал журналистке кое-что важное, а именно узнаваемость у широкой публики, которая включает любой контент с лицами ТНТ. Сейчас Саша Сулим – очевидный флагман тру-крайма, и у нее банально нет сильных конкурентов. Да, в последнее время даже Сергей Сергеевич Минаев занялся этим жанром, но у него это разбор истории, а у Сулим – все-таки криминальная журналистика. То, чем она давно и успешно занималась и так.

* – признано иноагентом в РФ

Как появилась фраза «Мама ама криминал»? Баста придумал строчку, облетевшую весь мир

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.