Щербаков не прав в атаке на Дусмухаметова. Алексей привел странные аргументы и обесценил продюсера «Что было дальше?»
Комик повторяет ошибки певцов из 1990-х и звезды Black Star.
Главный скандал года в русском юморе случился на ютуб-канале с 90 тысячами подписчиков и за 1,5 дня набрал всего 47 тысяч просмотров. Стендап-комик Алексей Щербаков рассказал о конфликте с продюсером Вячеславом Дусмухаметовым – и это стало суперсенсацией. Если коротко: Дусмухаметов годами недоплачивал звездам, особо ничего не сделал для создания «Что было дальше?», тормозил развитие шоу, а теперь вовсе выставил Леху из Stand Up на ТНТ.
О разводе основателя Medium Quality и «ЧБД» говорили половину лета и всю осень – слухи просачивались в телеграм-каналы, намеки находили в истеричных подводках пабликов Дусмухаметова, коротко о расставании говорили Тамби Масаев и Нурлан Сабуров. Но так прямо, практически с упоминанием всей разницы в гонорарах, о конфликте вокруг главного ютуб-хита 2020-х громыхнул только Алексей Щербаков.
В интервью сооснователю Stand-Up Club #1 Владимиру Бухарову Щербаков выставляет себя чуть ли не борцом за социальную справедливость в русской телевизионной комедии. «Я сейчас могу зарабатывать столько, сколько 12 лет со Славой бы работал. Просто я работаю и наконец-то оцениваюсь по достоинству – так, как это принято нормально в мире», – похлопал глазами юморист.
Весь спич Щербакова выглядит так, как будто на наших глазах рушится империя Дусмухаметова. У продюсера сейчас и правда непростые времена – его выжимают с ТНТ, проекты уезжают из телевизора во «ВКонтакте», какие-то шоу переходят на СТС, а находить дорогостоящих заказчиков за пределами «Газпром-Медиа» все сложнее.
Но по факту из всей вселенной Medium Quality взбрыкнули только создатели «Что было дальше?» Катастрофой для Дусмухаметова станет, если за «ЧБД» последуют суперлояльные продюсеру Мигель и Азамат Мусагалиев (плюс суперлояльный Азамату Денис Дорохов). Но даже в 2023 году у Вячеслава появлялись успешные проекты («Большое шоу» и «Натальная карта») и потихоньку оживают старые (вроде «Внутри Лапенко») – забастовок и массовых отказов пока нет.
Щербаков же кажется не Робин Гудом, а, скорее, самураем, присягнувшим другому сёгуну. Он публично выбрал сторону Тины Канделаки, враждующей с Дусмухаметовым, – остался на ТНТ, получил от нее жирный эксклюзивный контракт с «Газпром-Медиа» и сел в жюри имиджевой для Тины «Лиги городов». Что это, если не дорогая продажа своих услуг новому хозяину?
Леха в громком интервью Бухарову сделал главную логическую ошибку, и ее легко проследить через сравнение с Томом Холландом из «Человека-паука». «[Холланд] получил 2 млн долларов – гигантские деньги, но фильм собрал что-то около 200 миллионов (на самом деле $880 млн – прим. «Палача»). Весь фильм на нем, он суперзвезда, все обожают – на тебя лично, а не на продюсеров идут дети в масках. Ты все делаешь, и тебе дают сколько – 2%, 1%?» – возмущался комик.
Но если Алексей так глубоко погрузился в карьеру Холланда, то почему же его не смутили сборы фильмов Тома до «Человека-паука»? И почему, если все ходят в кино строго на актера, не каждый блокбастер зарабатывает миллиарды в прокате и становится суперхитом? Том – не создатель идеи, а исполнитель. Да, очень важный, но все равно не гарантия успеха с девятью нулями.
Щербаков забыл, что без Дусмухаметова не было бы ни Stand Up на ТНТ (а фактически всего коммерческого стендапа в стране), ни «Что было дальше?» Леха сам продюсировал лишь элементарные проекты типа «Перелезаем через заборы» и поэтому не осознает, как сложно найти концепцию популярного шоу.
Для Лехи «ЧБД» – это сесть в кресло, пошутить два часа и уйти, в то время как для остальных «ЧБД» – это придумать декорации, уговорить гостей и понять нужную интонацию. Конечно, Щербаков мог бы сделать весь нехитрый формат в одиночку, но съемочную бригаду ему пришлось бы нанимать на зарплату сотрудника метро, а не на деньги крупного телевизионного начальника. И об этом в интервью Щербаков почему-то не вспомнил, хотя стоило бы.
История конфликтов продюсера и артиста в России всегда была длинной (от группы «Технология» и Юрия Айзеншписа до Кристины Си и Black Star), и Алексей Щербаков в ней далеко не первый. И если у Толстого все несчастные семьи несчастны по-своему, то все обделенные творцы грустят об одном и том же – что гадкие менеджеры ничего не делают, а лишь гребут процентики и зажимают в контрактные тиски.
Вот только ни группа «Технология» без Айзеншписа, ни Кристина Си без Black Star почему-то не написали равноценных хитов, как при продюсерской диктатуре. Получается, авторитарный режим больших лейблов на деле оказывался поддержкой и промоушном. Да, наверное, на пике карьеры гонорары все же лучше пересматривать (и в этом Дусмухаметов не прав), но в атаке на Славу Щербаков совершил ровно ту же ошибку, что и остальные – забыл вообще все, что для него сделали.
Комментарии