Киновселенная Marvel переживает худший год в своей истории. Почему все разваливается?
Назвали все причины.
Как быстро меняются эпохи! Киновселенная Marvel, начиная с выхода «Железного человека» и заканчивая последними «Мстителями», была мегауспешной франшизой. Казалось, что так будет продолжаться вечно. А потом вышли «Вечные», и все задумались. Теперь супергеройская мыльная фабрика переживает самый настоящий кризис, достигший своего пика в 2023 году.
Провалов стало слишком много. «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и «Секретное вторжение» не понравились почти никому, а успешная третья часть «Стражей Галактики» была прощанием студии с Джеймсом Ганном и еще одной пачкой старых персонажей. Не говоря уже о том, что успешных релизов Marvel в 2020-х было меньше, чем провальных. Что происходит с MCU?
Киновселенная Marvel так и не отошла от «Мстители: Финал»
И неудивительно. История камней бесконечности была гигантской и тянулась через все фильмы первых трех фаз Marvel. «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» стали невероятно эпичным итогом десятилетнего повествования. Старые линии закрылись, герои ушли, а глобальный сюжет нужно было выстраивать заново. Никто и не ожидал, что это будет легко.
При этом четвертая фаза оказалась значительно более разочаровывающей, чем можно было подумать. В ней вышли одни из самых низкооцененных фильмов в истории киновселенной Marvel: «Вечные», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и «Тор: Любовь и Гром». И если «Стрэндж» был в целом не так плох и пострадал от других обстоятельств (о них чуть позже), то «Вечные» и четвертый «Тор» провалились очень громко.
Тогда же вышла запоздавшая и отвратительно снятая «Черная Вдова» и крепкий, но мало на что влияющий «Шан-Чи». Единственными двумя хитами во всей фазе стали «Человек-паук: Нет пути домой» и «Черная Пантера: Ваканда навсегда», но первый был большим фан-сервисом, а второй – точно не контент уровня «Мстителей».
И даже если считать их мегахитами и добавить сюда же «Стражей Галактики. Часть 3», окажется, что у нас есть три безусловно удачных фильма из девяти, которые Marvel Studios успела сделать с тех пор, как упали титры «Мстители: Финал». Сериалы мы пока даже не трогаем, хотя там все, кажется, еще хуже. Среднее качество Marvel никогда еще не падало до таких низких отметок. А времени прошло достаточно, чтобы родить хотя бы что-то обнадеживающее. Да и аргумент, что нельзя так сразу вернуться на уровень «Мстителей», с каждым годом работает все хуже и хуже. Возможно, уже и не работает.
Сериальная вселенная полностью провалилась
Вот уж куда действительно не хочется смотреть. У Marvel вышло уже девять сериалов, являющихся полноценной частью киновселенной на равных правах с фильмами. Но сколько там хороших сериалов? Вопрос интересный. Однозначной удачей можно назвать только «Локи», на второй сезон которого Кевин Файги и компания сейчас сильно надеются.
Еще был бодрый и даже недооцененный «Соколиный глаз» с камерной, но в то же время крутой историей. Засчитано. Про остальные релизы так не скажешь. «Ванда/Вижн» начался с крутой концепции, но выдал ужасающий финал. «Лунный рыцарь» какой-то затянутый и как будто вообще не связанный с остальной киновселенной. А про «Женщину-Халк» лучше не вспоминать в приличном обществе.
Но хуже всего выступило «Секретное вторжение». Историю про скруллов-доппельгангеров ждали долго, а она оказалась невероятным отстоем, который не смогла спасти даже харизма Сэмюэла Л. Джексона. Плюс скандал на скандале. Уродливые нейросетевые титры и бредовая идея, что Роуди все это время был скруллом.
Теперь самое смешное. В октябре 2023 года Marvel объявила о начале полной перестройки сериального бизнеса. «Сорвиголову» перепишут с нуля, «Воителя» сделают полнометражным фильмом, а еще какие-то релизы, очевидно, пока зависли в воздухе. Все потому, что боссы студии вдруг обнаружили большую проблему в том, как создаются их сериалы.
Они больше похожи на растянутые фильмы, которые нарезали на отдельные куски, а не на что-то, что изначально создавалось для многосерийного формата. Исключения – «Ванда/Вижн» и альманах «Что, если..?» Но что это, если не очевидное признание провала на сериальном направлении?
За киновселенной Marvel стало невозможно следить
Отчасти в этом виноваты сериалы. Например, многие зрители не поняли сюжет фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», потому что не включали ни одной серии «Ванда/Вижн», где были все необходимые контексты. То же может произойти с фильмом «Марвелы», который на русском называют «Капитан Марвел 2», потому что «Мисс Марвел» – проект с худшими цифрами просмотров во всей сериальной ветви франшизы.
Грубо говоря, сейчас зритель нового фильма Marvel должен знать слишком много контекста, а раньше было достаточно просто прийти в кинотеатр или зайти на стриминг. Да, фильмов все равно было много. И дело не в том, что многие из них были первой историей о конкретном персонаже. Просто сама киновселенная подавала себя эффективнее.
За первые десять лет и три фазы в MCU вышло 23 фильма. Но почти каждый из них был бэнгером – хотя бы по меркам сезонных блокбастеров. У вас было время посмотреть их и обсудить, как следует разобраться. За прошедшие четыре с лишним года с тех пор вселенная родила уже 18 релизов, включая сериалы. И этого слишком много! Люди просто не успевают их смотреть и, соответственно, больше не чувствуют, что новый фильм Marvel – важное событие. Так бывает, если выпускать релизы каждые сорок минут.
Из-за такого количества релизов, большинство из которых, как мы уже выяснили, сильно упали в качестве, у аудитории размылось понимание, что вообще происходит в киновселенной Marvel и как это связано между собой. Полный хаос. Особенно на фоне вполне четкого нарратива первых фаз.
Спецэффекты становятся все хуже
Не будем долго задерживаться на этой теме, потому что по ней у нас есть отдельный текст. Но если вкратце, Marvel недоплачивала CGI-художникам, ставила им нереалистичные дедлайны и вносила безумные правки в последний момент. В результате такой политики спецэффекты стали не просто хуже, а моментами превращались в настоящее позорище.
Лучшим примером тут будет костюм Тони Старка. Присмотритесь к нему в первом и во втором «Железном человеке», где все реалистично и детально, а потом сравните это с мультяшной версией из поздних появлений героя. Конечно, все это заметно и в последних релизах. «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» здесь особенно отличились.
У Marvel так и не появились новые центральные фигуры
Самая большая проблема. В ранних итерациях киновселенной тоже было довольно много супергероев, но кого-то можно было выделить в качестве главных действующих лиц. В первую очередь, это, конечно, Капитан Америка и Железный человек. Они выступали в качестве сюжетного клея франшизы и основы для тех же «Мстителей».
Но теперь оба персонажа мертвы. Как и Черная Вдова. Как и Черная Пантера, хотя это и не планировалось. Халк ушел в тень. Тор тоже. Стражей Галактики мы теперь долго не увидим. И как-то так получилось, что ни один из новых супергероев Marvel не похож на достойного сменщика. У киновселенной больше нет основных действующих лиц, на которых зрителю было бы не наплевать.
Да, щит и костюм Кэпа отдали Сэму Уилсону, но рейтинги его сериала были очень средними, и его точно не воспринимают с той же симпатией. Единственный топовый актив Marvel в этом смысле – Человек-паук, сыгранный Томом Холландом. Вот уж кто молод, силен и любим зрителем. Но часть прав на него все еще принадлежит Sony.
То есть, Кевин Файги просто не может отдать корону центрального персонажа Питеру Паркеру, даже если ему сильно захочется. А вдруг в отношениях с Sony что-то пойдет не так, и Паучка заберут? Будет полная катастрофа. Но кандидатуры лучше у Marvel сейчас все равно нет.
Вот и получается, что остались только Доктор Стрэндж, Человек-муравей и Капитан Марвел – уже состоявшиеся, но все-таки не самые любимые герои фан-базы, особенно последние два. А из новичков никто себя не проявил либо потому, что у них было очень времени, либо в принципе. И как с таким вакуумом заходить на новый виток «Мстителей»? Непонятно.
Мир слишком привык к супергероям
Не будем развивать этот тейк в сторону «зрители наконец-то устали от суперов», потому что это чушь. Все, кто писал об этом пятнадцать лет, ошибались. Человек-паук в кассах и оценочных сервисах доказывает обратное уже в трех обличиях: киношном, анимационном и игровом. И что-то не кажется, что мир вдруг взял и устал от полетов на паутине.
Но в том, что зрители уже привыкли к большому количеству супергероев в кино, сомнений нет ни у кого. Marvel в этом смысле сама создала ситуацию, которую теперь не получается вывозить. С учетом всех перечисленных нами проблем, у публики сложилась планка требований к тому, что они хотят видеть в этом жанре. И там точно нет слова «очередной».
Значит ли это, что эпоха Marvel завершилась? Наверное, нет. Но кризис затянулся и не думает заканчиваться, а Кевину Файги и другим продюсерам следует пересмотреть свое видение будущего киновселенной, если они хотят еще раз оказаться на пике, куда их в свое время затащила «Сага Бесконечности».
До выхода новых «Мстителей» остается еще целых (или всего лишь) три года. Делать глобальные выводы, хороним мы Marvel или просто перечисляем симптомы, по большому счету можно будет только тогда. Или в том случае, если все прививки и пилюльки Джеймса Ганна сработают так хорошо, что MCU начнет проигрывать киновселенной DC. Пока же мы просто констатируем то, насколько грустно выглядит состояние Marvel прямо сейчас. Хуже эта вселенная себя еще не чувствовала.
Почему в новых фильмах Marvel тоскливые спецэффекты? Есть два неприятных ответа
Комментарии