Какими были предшественники «Дома-2» на российском телике? Вспоминаем «Большого брата» и «За стеклом»
Смерть одного из них предсказала «Адскую кухню».
Реалити-шоу любого формата – отдельный вид телевизионного садизма. Не важно, что вы ищете: хруст безе в «Кондитере» у Рената Агзамова, предательства в стиле рустик из «Четырех свадеб» или человека в багажнике на «Битве экстрасенсов». Но в этом пруду нет и не было более жирной и старой рыбы, чем «Дом-2» – кондовейшее реалити про отношения неприятных людей.
Стены «Дома-2» видели многое: от Ксении Собчак печальной эпохи «Блондинки в шоколаде» до праймового Николая Должанского. Но шоу не было единственным таким проектом на российском телевидении. До него можно вспомнить как минимум два аналога – «Большого брата» и «За стеклом». Какими были эти передачи и почему они стерлись из истории большого телика? Давайте вспоминать.
«За стеклом» – первое российское реалити
Настоящий хардкор, по сравнению с которым «Дом-2» – сборище скандальных скромников. Шоу «За стеклом» начало выходить в 2001 году на канале ТВ-6. На телевидение попадали только хайлайты. Зато немногие обладатели интернета в начале нулевых могли следить за жителями реалити хоть 24 часа в сутки, подключаясь к различным камерам. Принцип понятен: вы получаете больше скуки, но с возможностью увидеть что-то шокирующее, что не попадет в эфир.
Но и это не все. Героев «За стеклом» поселили в гостинице «Россия» в Москве, сделав одну стену стеклянной. Зрители могли наблюдать за какими-то частями проекта буквально в реальной жизни. Самые отбитые фанаты постоянно совершали такое паломничество к гостинице и пытались разглядеть быт шестерых участников «За стеклом»: трех парней и трех девушек.
Получался «Дом-2», но без тормозов, с большим количеством обнаженки и абсолютно безумными функциями. Скандалов вокруг «За стеклом» было ну очень много: и РПЦ, и какие-то культурные деятели осуждали реалити-шоу за разврат. Хотя надо отметить, что для телевидения тех лет нагота героев «За стеклом» не была чем-то революционным и шокирующим.
Настоящей революцией было то, что россияне могли буквально в прямом эфире наблюдать за жизнью людей. Не самых умных, да, но им было некуда скрыться от камер. Это уже «Дом-2» поставил на поток скандалы и с неким телевизионным мастерством дозировал трэш-контент, а передача «За стеклом» двигала фронтир дозволенного и позволяла себе безумие. Шок был не в том, что по телевизору кто-то занимается сексом, а в том, что какие-то люди живут напоказ за стеклом, как хомячки.
Создатель шоу Григорий Любомиров придумал «За стеклом», вдохновляясь романом Замятина «Мы». То есть, это было не просто шоу про рандомных людей в трусах, а комментарий на тему антиутопии. Более того, на проект однажды приходил писатель Владимир Сорокин. Он-то явно не скандальчики посмотреть пришел, а социальный эксперимент.
Но в целом такой посыл считывали единицы. Хотя дух экспериментаторства тут был везде. От стеклянной стены, к которой пришлось приставить охрану, и возможности следить за участниками 24/7 до огромного контраста между скучнейшей бытовухой и тотальным безумием.
Есть полное ощущение, что в более поздних шоу продюсеры научились лучше дергать за ниточки, создавая телеконтент. А «За стеклом» – просто шоу-первопроходец. На площадке, конечно, присутствовал некий режиссер, дававший участникам задания, то штрафуя их на деньги за порчу имущества и лень, то вознаграждая за выполнение поручений. Но даже этот элемент не избавлял проект от первобытной дикости.
Для начала нулевых шоу было крайне рейтинговым и громким. По «За стеклом» даже выходила компьютерная игра из тех, которые созданы для маргинальной аудитории, пришедшей только за наготой. А поскольку до этого на российском телевидении такого не было, публика находилась в шоке и гадала, какая из парочек получит квартиру.
Возможно, у «За стеклом» была бы более богатая история, если бы в конце проект не получил судебный иск от создателей голландского формата «Большой брат». Но мы еще обязательно поговорим о том, как проект загнулся. А пока перейдем к «Большому брату», раз уж мы о нем вспомнили.
«Большой брат» – мировая лицензия
Удивительное совпадение. Григорий Любомиров создал «За стеклом», начитавшись «Мы», а создатель формата «Большой брат», голландец Джон де Моль, сделал большую отсылку к Оруэллу. Но будем считать, что все это из-за того, что антиутопии тоже связаны между собой, потому что и Оруэлл читал Замятина. Но в целом «Большой брат» появился, конечно же, раньше, чем «За стеклом», а именно в 1999 году.
Формат стал мегахитом в Нидерландах и пошел по миру. Например, «Большой брат» оказался настолько успешен в Великобритании, что пародия на него попала в финальные серии первого сезона перезапуска «Доктора Кто».
В Россию «Большой брат» пришел в 2005-м и сразу попал на ТНТ, где к тому моменту уже транслировался «Дом-2». Видимо, канал в те годы решил превратиться в главный реалити-хаб на российском телике. Суть проекта практически не отличалась: участники живут в замкнутом пространстве, выгоняют конкурентов и разговаривают с камерой-исповедалкой, а победитель получает десять миллионов рублей. Забавно, что канал вообще не проводил кастинг на шоу «Большой брат» и тупо набрал участников из тех, кто не попал на «Дом-2».
Ведущей была Ингеборга Дапкунайте, а от «Дома-2» передачу отличали чуть более жесткие правила. Горячая вода один час в сутки. Никакой бумаги. Никаких часов. За мелочи вроде книг или мыла участникам приходилось выполнять задания Большого Брата. Говоря проще, «Большой брат» казался миксом «Дома-2» и «Последнего героя».
Но главным отличием было то, что единственный сезон «Большого брата» все-таки закончился, а победительница Анастасия Ягайлова забрала приз в 10 миллионов рублей. И все же мировой реалити-хит не был так популярен среди российской публики, как другие похожие передачи.
Да, в год запуска «Большого брата» обсуждали широко и разнообразно. Одни издания выпускали заголовки «Нас превращают в дебилов», а в других местах выходили большие диалоги о том, что «Большой брат» – способ противостоять внешнему насилию и выработать новые поведенческие практики. Но интерес фанатов закончился вместе с самим шоу.
Почему загнулись «Большой брат» и «За стеклом»?
Как мы и говорили, у программы «За стеклом» могло быть действительно большое будущее, если бы не иск от создателей «Большого брата». После него проект переехал с ТВ-6 на ТНТ и изменился. Даже не так. Новое-старое шоу «За стеклом – Последний бифштекс» началось на ТВ-6, но после закрытия канала уехало на ТНТ. А вот сам формат было не узнать.
Да, участники снова жили за стеклом, но теперь у них была другая задача. Две команды героев «За стеклом» соревновались в попытках открыть собственный ресторан. Кажется, кое-кто предвосхитил «Адскую кухню», но получилось плохо. Публике гораздо больше нравились скандалы и обнаженка, чем соревнования каких-то скучных поваров. Рейтинги обвалились, и шоу бесславно загнулось.
Что же касается «Большого брата», то он слишком поздно ступил на проклятую землю российского телевидения. К тому моменту она уже была как следует отравлена «Домом-2», а прародитель всех подобных реалити воспринимался как калька, несмотря на официальную лицензию. Видимо, на ТНТ закономерно решили, что не стоит оплачивать то, что приносит меньшую прибыль.
Победила, как обычно бывает, простота. Скандалы, сплетни и кухонные обжимашки неприятных людей в «Доме-2» оказались сильнее, чем гнетущее чувство изоляции и искусственности в «Большом брате». А дальше продюсеры поняли, что к чему, и превратили «Дом-2» в бесконечный проект. Ну, почти бесконечный – на ТНТ он закрылся еще 18 декабря 2020 года, забрав с собой последнее дыхание гламура и реалити нулевых. На телеканале «Ю» шоу продолжается до сих пор, но уже не гремит.
Как снимают «Дом-2». Бузова грубит, камеры в душе и туалете, зарплата – 15 рублей в день
Комментарии