Перейти к содержимому

«Большая разница» с Ургантом и Цекало была хитом, но быстро сдулась. Что убило пародийное шоу?

Отчасти виноват «Вечерний Ургант».

Пародии – очень старый и сложный жанр комедии. Когда-то он был в моде, о чем свидетельствует интерес к франшизе «Очень страшное кино», миниатюрам Comedy и так далее. Но часто грань между кривлянием и тонким подмечаловом нарушалась. Тогда получался «Самый лучший фильм». Сегодня жанр в чистом виде представляет, пожалуй, только блогер Satyr, до сих пор пародирующий хиты ютуба. 

Последним настоящим шоу пародий на российском телевидении была «Большая разница» с Иваном Ургантом и Александром Цекало. Намного более осторожная и безопасная, чем «Куклы», но в то же время более современная и продвинутая, чем «Мульт личности». Какой она была и почему так быстро закрылась? Давайте вспоминать.

В чем была суть «Большой разницы»?

Главную фишку шоу, как ни странно, тизерило слово «Большая». Проект «Первого канала» в премьерном 2008 году поражал масштабом. «Большая разница» делала полноценные скетчи, пародируя все до мельчайших деталей. Если объектом пародии становилось какое-то телешоу, авторы проекта копировали персонажей, стиль монтажа, антураж и перебивки, а не только очевидные вещи, вроде интонации ведущего.

Пересмотрите хотя бы пародию на шоу «Необъяснимо, но факт» с Сергеем Дружко. Скопированы и странные повороты в камеру, и безумие монтажера, и знаменитая машина, и чудилы в детдомовских свитерах, и стремный инопланетный закадровый голос. Очень подробно и узнаваемо.

Да, сам юмор в «Большой разнице» был поверхностным – передача все же создавалась для широкой аудитории «Первого канала». Но это отчасти компенсировалось качеством подмечалова. Ни одна другая передача того времени не производила такой эффект, а у «Большой разницы» был еще и хороший дуэт ведущих Цекало-Ургант, где Иван был альфа-харизматиком, а Александр омега-мишенью. Как обычно.

Пожалуй, единственной передачей со схожей концепцией раньше была «О.С.П.-Студия» – гораздо более смешное шоу с комедийной точки зрения. Но там все-таки не было бюджетов и продакшна «Первого» конца нулевых, так что они с «Большой разницей» в любом случае разъезжаются по разным историческим нишам.

Несмотря на успех, у «Большой разницы» быстро закончились идеи

В первом выпуске были спародированы «Дом-2», «Большие гонки», «Фабрика звезд», «Ночной дозор», «Малахов+», «Ледниковый период», «Наша Russia» и группы t.A.T.u. и Serebro. Во втором – «Спокойной ночи, малыши», «Своя игра», «Модный приговор» и «Секс с Анфисой Чеховой». И это неполные списки пародий на один выпуск. Плотность «Большой разницы» на старте была невероятной – программа стреляла во всех хитовые наименования сразу.

И это работало. «Большая разница» моментально стала одним из главных хитов «Первого канала». Проблема была в том, что ящик с темами не был бездонным. Рано или поздно топовые объекты для пародий должны были закончиться, а сценаристы обязаны были попасть в ловушку «Симпсонов», когда на каждую хорошую идею можно сказать, что она уже была.

В поздних сезонах все было именно так. Вместо хитовых шоу и популярных людей «Большая разница» пародировала клипы Александра Градского и Любови Успенской, сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», песни двухлетней и фильмы двадцатилетней давности. А еще сценаристы пытались читерить, засовывая уже спародированные шоу в другие сеттинги. Например, «Контрольную закупку» отправили во времена дефицита в СССР, а «Жить здорово» в декорациях Хэллоуина превратилась в «Жить коротко».

Но было не очень смешно. Мой любимый антихайлайт «Большой разницы» из пятого сезона – «Дом-2», но с Куклой Билли из франшизы «Пила». Отвратительная идея, которая не должна была быть придумана. Но так выглядит творческий кризис команды, которая стартовала слишком амбициозно. Поверхностный юмор перешел ту самую грань и превратился в кривляния от Олешко, Манучарова и других постоянных артистов «Большой разницы».

На самом деле проект убил «Вечерний Ургант»

Иван покинул «Большую разницу» в 2012 году. Один из ведущих актеров проекта Вячеслав Манучаров уже тогда говорил, что, по его мнению, шоу больше не встанет. Фактически его продлили еще на один сезон, где единственным ведущим остался Александр Цекало. Но это просто не сработало. В кадре не хватало харизмы Урганта, кризис идей никуда не делся, и у «Большой разницы» посыпались рейтинги.

Момент реальной смерти «Большой разницы» удивительным образом совпал с рождением «Вечернего Урганта». И в этом был смысл. Иван Ургант тогда уже окончательно сформировался в качестве телеведущего топ-класса. Он был одним из лучших на «Прожекторперисхилтон», но не ассоциировался ни с КВН, ни с Comedy. У него был опыт на MTV Russia, уникальная харизма и большая узнаваемость.

Ургант 2012 года созрел для чего-то большего, чем какая-то комедийная жвачка по телику. А «Большая разница» в тот период уже была именно комедийной жвачкой. Абсолютно логично, что Иван сделал выбор в пользу карьеры и ушел в более перспективный сольный проект, да еще и с фамилией в названии. Сложно представить, что для него не было очевидно, что пародийное шоу себя полностью исчерпало.

Получается, «Большая разница» в целом – громадная, памятная, но уж точно не культовая передача. До статуса «Городка», «О.С.П.-Студии» и «Каламбура» ей всегда было далеко из-за среднего юмора. Но для своего времени это было нечто действительно большое и уникальное. Проблема в том, что у таких форматов всегда ограниченный потенциал, и в них всегда вшит некий срок годности.

Вернемся к Илье Шабельникову, блогеру под псевдонимом Satyr. В отличие от «Большой разницы», он мог позволить большие перерывы. Подождать, пока произойдет что-то важное, а уже потом выпускать очередную пародию. Но даже у ютубера со свободным графиком заметен такой же кризис идей, потому что пародия на «Игры Габара», какой бы забавной она ни была, резонирует намного слабее, чем старые ролики про (теперь уже) иноагентов. Кажется, кому-то тоже следует пойти по пути Урганта и найти что-то более свежее.

«Натальная карта» – самое смешное шоу момента. Комики с ТНТ идеально уловили тренд

Что можно говорить на ТНТ и нельзя – на СТС? Михаил Галустян назвал одно запретное слово

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.