Перейти к содержимому

Почему Baldur’s Gate 3 – одна из лучших RPG в истории. Конкуренты ныли и искали оправдания

Почему получилось только у Larian?

Релиз Baldur’s Gate 3 получился успешнее, чем кто-либо предсказывал. Каждую неделю мы слышим о новых завоеваниях игры: пиковый онлайн с 500 тысяч поднялся до 800 тысяч игроков, а 30% всего наигранного времени в Steam в эти недели приходится на RPG от Larian Studios. Не говоря уже, что люди просто делятся своими историями и тем, как они идут к одной из заявленных 17 тысяч концовок. Душнит только Илья Мэддисон, но это нормально.

Но почему же это такой шок? От Larian ведь и ждали хорошей игры, правда? Да. А они взяли и выпустили, возможно, лучшую RPG в своем жанре. Шикарно написанную, красивую, мегавариативную и, что важнее всего, предоставляющую лучший ролевой опыт на видеоигровом рынке. О том, как хороша BG3, написали уже все. Непонятно только, почему весь этот кайф считался невозможным, и ни одна студия не пыталась сделать ничего подобного. Вы пришли, чтобы разобраться, а мы приготовили ответы.

Baldur’s Gate 3 – полноценная AAA-игра на уровне «Ведьмака» и GTA

И это важно проговаривать. Постоянно. Потому что у изометрических RPG в последние годы репутация харизматичных, но все-таки нишевых проектов. Жанра, у которого есть фанаты-олдскульщики, выросшие на Neverwinter Nights, Planescape, Icewind Dale и, собственно, Baldur’s Gate. Но в то же время жанра, который нельзя продавать широкой аудитории.

Baldur’s Gate II (2000)

Почему нельзя? На это отвечала куча стереотипов. Публика не поймет. Публика не любит вид от третьего лица. Публика хочет смотреть интерактивное кино, а не копаться в умениях персонажа. Все это теперь звучит очень и очень глупо, но таковы были представления, и они подтверждались релизами. Pillars of Eternity от Obsidian, Pathfinder от Owlcat Games – харизматичные и милые игры, но заранее не претендующие на статус мирового мегахита.

Следовательно, ни одна игра в жанре по бюджету, масштабу разработки и возможностям не была AAA. А Larian Studios решила сделать игру, которая бы соответствовала критериям первого эшелона и в какой-то мере их задавала. Ту же проблему с интерактивным кинцом Baldur’s Gate 3 решила, превратив каждый диалог в синематик, но оставив под капотом механики Dungeons & Dragons. И сработало.

Но важнее масштабность и сам подход. Основной сюжет Baldur’s Gate 3, даже если не пылесосить каждую локацию, в несколько раз длиннее, чем у Diablo IV. Все персонажи озвучены. От выбора расы и класса не просто варьируются реплики, а иногда появляются и исчезают целые сюжетные ветки. Способов проходить квесты – гигантское количество, а любое ваше прохождение будет уникальным.

Вот моя любимая деталь. В игре есть необязательные заклинания «Разговор с мертвецом» и «Разговор с животным». И знаете что? Все белки, кабаны, птицы, собаки, коровы озвучены хотя бы на одну реплику. Озвучено гигантское количество трупов на случай, если вы хотите их допросить. А то, сделали вы это или нет, может дать много дополнительной информации. Контента тут больше, чем в любой другой RPG в истории. И почти всегда это не просто записочки с бессмысленным лором, а нечто, имеющее значение. В такое просто невозможно поверить.

Игра похожа на старые RPG, но делает все по-новому

Проблема всех предыдущих попыток воссоздать классические RPG была в том, что они пытались воссоздать классические RPG. Нет, тут нет никакой ошибки. Посмотрите хотя бы на Pillars of Eternity 2015 года. Она понравилась многим фанатам жанра, вроде меня, но объективно это очень серая и непробиваемая дичь для гиков.

Pillars pf Eternity (2015)

Невозможно объяснить человеку, не выросшему на Neverwinter Nights, почему он должен идти играть в Pillars of Eternity. Игра без спросу кидается лором, говорит непонятные вещи, в ней нет фаст-трэвела и синематиков. В 2001 году это был бы разрыв и кандидат на Game of the Year. Но в 2015-м это корм для ностальгирующих по старью. Великому, но старью. 

Pathfinder: Wrath of the Righteous (2021)

А вот Pathfinder: Wrath of the Righteous 2021 года. Тут ситуация сильно лучше, потому что в игре шикарный сюжет и около 10 путей его пройти, каждый из которых меняет стиль геймплея. Еще есть элементы стратегии в духе «Героев», на которые можно забить, если хочется играть только в RPG. Круто! Но Pathfinder слишком математичный и страдает редкой формой аутизма. Из-за этого он не в состоянии общаться с обычными людьми. А боевка в какой-то момент (очень быстро) становится душной работой, и ее терпишь, потому что хочется сюжет.

Pathfinder: Wrath of the Righteous (2021)

Поймите правильно – обе игры хорошие, и они с любовью сделаны фанатами жанра, но они смотрят в прошлое. Baldur’s Gate 3 же, с другой стороны, тоже сделана фанатами жанра, но она смотрит в будущее вместо попыток воскресить олдскул для тех, кто его помнит. В Larian Studios не забыли о красоте и зрелищности, но в то же время позаботились, чтобы каждый выбор имел значение.

Вместо того, чтобы копировать старые приемы, тут подумали, как сделать ролевой экспириенс действительно крутым. Поэтому если вы играете за барда-хохмача-извращенца, то атмосфера и дух игры подстроятся. Если вы тупой варвар с максимальной силой, игра позаботится о том, чтобы вы могли решать проблемы только кулаками. Почти все квесты и ситуации содержат в себе варианты, учитывающие ваши класс, расу и предыдущие решения.

А учитывая, что каждый диалог становится кат-сценой, вы никогда не утонете в цифрах, скиллах и так далее. Более того, Baldur’s Gate 3 еще и немного Disco Elysium, потому что в ней вы всегда падаете вперед. Не бывает такого, что вы запороли квест, потому что не нашли правильное решение. Любой результат, даже провальный, двигает вас вперед и будет иметь последствия. Это и есть ролевой отыгрыш, которого даже приблизительно нет в играх Bethesda или серии Dragon Age после первой части.

Larian Studios долго шла к жирному релизу

Важно понимать, что самую обсуждаемую игру момента нам подарила не Rockstar, Obsidian, Bethesda или BioWare, а относительно неизвестная студия, которая много лет развивала вселенную Divinity. Их первая Divine Divinity в 2002 году была безродным ноунеймом в тени Neverwinter Nights и Baldur’s Gate. Но в каждой игре Larian пытались внедрять новые механики и делать чуть больше. Так продолжалось больше пятнадцати лет.

Divine Divinity (2002)

Их пиком до BG3 стала Divinity: Original Sin II – великолепная RPG 2018 года с интереснейшей боевкой, уникальным юмором и топовым сюжетом. Лично я понял, что влюбился, когда встретил ведро, и оказалось, что если надеть его на голову, игра засчитает это как шлем с первым уровнем защиты.

Divinity: Original Sin II (2018)

Огромное количество интерактивных элементов, ветвистый сюжет и скрытые возможности на каждом шагу. Вот что такое DOS II. В ней, в отличие даже от Pathfinder, боевая система реально учитывала трехмерное окружение и его особенности. Чтобы лучше стрелять, нужно занять высоту. Если вокруг противника мокро, неплохо бы использовать электричество. Потушишь огонь – пар закроет тебя от стрел. Каждый бой был интересным приключением, а не просто просчетом вероятностей.

Поэтому глава Larian Studios Свен Винке сейчас и ходит, задрав нос. Он имеет на это полное право. Человек двадцать лет шел к тому, чтобы перевернуть игру в мире компьютерных RPG. И его команда точно смогла это сделать, потому что нарабатывала правильный опыт и развивала собственный движок. Так что можете считать, что Baldur’s Gate 3 разрабатывалась не пять лет, а двадцать один год – прямо с выхода Divine Divinity.

У Baldur’s Gate 3 был отличный маркетинг

Мы разделим этот пункт на два. Официальная часть и медведь. Да, вы все хотите услышать про медведя, но для начала поговорим о прямом маркетинге. Ниже вы можете заценить трейлер Baldur’s Gate 3. Интересно, сможете ли вы заметить нечто любопытное?

В нем практически нет изометрии, зато довольно много тех самых кат-сцен. Очевидно, это было сделано специально, чтобы люди увидели отличную визуальную часть Baldur’s Gate, а не что-то, что ассоциируется у них с задротской игрой в циферки. Пишу эти строки как большой любитель задротских игр в циферки, слышавший много панчей от друзей-казуалов.

Короче, Larian Studios хотела показать, что их Baldur’s Gate 3 большая, красивая, вариативная и такая, какой вы ее не видели. А не «та самая RPG в духе 90-х». На то, помнит ли аудитория первую и вторую части Baldur’s Gate, так вообще закономерно забили, потому что сразу знали правильный ответ и его коммерческий потенциал.

Но это официальная часть продвижения. Была ведь и вторая. Baldur’s Gate 3 долго лежал в раннем доступе с открытым первым актом, и многие могли заценить смелость игры по части наготы, секса и прочего. И только перед самым релизом мир сотрясло чудовищное известие: «В Baldur’s Gate 3 можно (вы сами знаете что) с медведем!»

Во-первых, с друидом в форме медведя, а не с медведем как таковым, что большая разница с точки зрения законодательств всех стран. Но скандал был дичайший. Куча мемов, гневных и смешных комментариев, криков про повесточку и заинтересованных просмотров на том самом видосе. Внимание к Baldur’s Gate 3 это, конечно, привлекло.

Но вот в чем прикол: вас никто не просто не заставляет романсить медведя (друида!), чтобы увидеть этот момент. Вы как игрок должны сознательно потратить на это большое количество времени и усилий. Идти туда напрямую. Захотеть. Задаться целью. Теперь вопрос: кто тут на самом деле по медведям – разработчики или все-таки игроки? Мне кажется, второй вариант ближе к истине. 

Те, кому заниматься такими вещами не интересно, а их большинство, не увидят этой сцены. Зато вопли про медведя стали отличным напоминанием миру о том, что 3 августа 2023 года Baldur’s Gate 3 выходит из раннего доступа и становится полноценной игрой.

Кстати, о раннем доступе. Он ведь тоже сделал Baldur’s Gate 3 хорошую рекламу. Да, многие бесились от того, что игра буквально несколько лет валялась с пометкой early access, но такой долгий тест помог Larian улучшить механики, избавиться от багов и не стать Cyberpunk 2077. А еще люди смогли увидеть, что это красиво, написать хвалебные рецензии и пополнить вишлисты, так что к моменту релиза Baldur’s Gate 3 уже была долгожданной.

Так почему никто больше не сделал такую крутую RPG?

Ответ на поверхности. Никто и не пытался. У многих крупных издателей и разработчиков были нужные ресурсы. Larian Studios, конечно, поставила на Baldur’s Gate 3 все и собрала команду из 400 человек. Огромный плейтест, официальная поддержка механик и мира пятой редакции Dungeons & Dragons. Всего этого не могло быть у инди-студии, но смогли бы при желании так раскошелиться Bethesda, EA, Ubisoft и даже Obsidian? Конечно! Однако никто этим не занимался.

Почему-то жанр классических вариативных RPG в какой-то момент был объявлен пропавшим без вести, но прикол в том, что ни одна студия не пыталась сделать в нем AAA-игру. Ноль не то что игр, а ноль попыток с момента выхода Neverwinter Nights 2 в 2006 году. Поэтому лояльная фан-база, когда выходило что-то вроде Tyranny или Pillars of Eternity, мочила штаны от радости, ведь появилось ну хоть что-нибудь новенькое в этом мире.

Тем смешнее наблюдать, что в момент выхода Baldur’s Gate 3 разработчики из Obsidian, Blizzard, Epic Games и других студий начали синхронно ныть и оправдываться, рассуждая о том, что из-за качества BG3 с ней теперь будут сравнивать все RPG в мире. Еще как будут, ребята! Они приводили аргументы, что у Larian Studios якобы было много преимуществ, которых нет у других разработчиков. Например, большой опыт, команда в 400 человек и коллаб с владельцами Dungeons & Dragons в разгар ее популярности.

Это нытье смехотворно. Потому что Larian Studios, как мы уже говорили, шла к этому релизу невероятно долго и сознательно двигала жанр, пока не пришла в точку, когда его можно перевернуть. Кто мешал остальным студиям так делать? Особенно смешно слышать это от людей из контор, которые и сейчас богаче, чем Larian, и уж точно были намного больше, когда те только начинали франшизу Divinity.

А уж аргумент про D&D вообще какой-то стыд, потому что скорее Baldur’s Gate 3 приведет людей в настольно-ролевой мир, чем наоборот. Более того, автор изначального треда с нытьем еще и добавил, что все это происходит «в момент выхода фильма». Речь о фильме «Подземелья и Драконы: Честь среди воров», который провалился в прокате, и в названии которого нет словосочетания Baldur’s Gate. Думаю, многие игроки до сих пор не знают, что под капотом у игры механика Dungeons & Dragons. И ничего страшного.

Конечно, глупо ожидать, что из воздуха теперь начнут появляться другие RPG с таким же уровнем детализации, свободы, свежести и качества во всех аспектах. Проблема в том, что в индустрии не было даже малейшего движения в эту сторону за пределами офиса Larian Studios. Ну разве что у Owlcat Games с Pathfinder, но они начали сильно позже. Перспективное инди и воскрешение старой школы мы сейчас не берем.

Такие RPG просто не рассматривали как перспективное направление для флагманского проекта. А теперь рассказывают, что у Larian было какое-то там уникальное преимущество. Чушь! Ну и лучше уж так, чем жить в мире, где золотым стандартом жанра RPG в головах людей считается Skyrim, у которого надо бы отобрать букву R за полное отсутствие ролевой системы.

Baldur’s Gate 3 действительно уникальный проект, потому что он вышел, а поверить в его существование трудно до сих пор. Не так уж часто нюансные сложные игры становятся мейнстримом и со старта получают такую дикую любовь. Гораздо привычнее история, где игра выходит сломанной во всех местах, плохо продается, банкротит студию и становится великой постфактум. Привет, Vampire: The Masquerade – Bloodlines.

Что ж, зато теперь мы знаем, почему эти события случаются так редко. Потому что еще до попыток сделать что-то в больших студиях начинают ныть и оправдываться: «Ой, а если не получится!», «Ой, игроков напугает вид от третьего лица!», «Хотелось бы, но аудитории нет». Могли бы просто сказать: «Мы думали, что это не сработает, и ошиблись». Baldur’s Gate 3 удалось сломать стереотип. Может, благодаря ей другие конторы тоже станут смелее. Но пока в это слабо верится.

Почему все уверены, что Starfield провалится? От давления Microsoft до недоверия к Bethesda

Почему The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom точно станет игрой года? Nintendo переиграла всех

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.