Перейти к содержимому

Почему никто не слышал про «Марию. Спасти Москву» – фильм из нового обзора BadComedian?

«Мария. Спасти Москву» – один из самых неизвестных фильмов в карьере Баженова.

Новый обзор BadComedian на фильм «Мария. Спасти Москву» стал одним из самых длинных и серьезных в карьере Евгения Баженова. Два часа и двадцать две минуты. На полчаса длиннее, чем оригинальный фильм. Не рекорд по длительности на канале, но все равно внушительно. Но одно дело, когда Бэд так распыляется об успешном «Движении вверх», а кто вообще слышал о фильме «Мария. Спасти Москву»?

Вообще-то явно никто, потому что это кассовый провал космических масштабов. Мы не будем пересказывать содержание гневной рецензии Бэда, но интересно поговорить о том, почему настолько разозливший его фильм до обзора был неизвестен вообще никому. Что же случилось?

Что это за фильм?

Коротко о сюжете. «Мария. Спасти Москву» – религиозно-военная история о дочери священника, которая в 1941 году привозит с оккупированной немцами территории чудотворную икону по совету ясновидящей, с которой консультировался лично Сталин. По сути, во вселенной фильма Москву буквально спасло присутствие иконы.

Зная об особой страсти Баженова к сравнению кинореальности и фактологии, можно было предположить, что такая история может привлечь его внимание. Но обычно в таких случаях речь шла об известных фильмах. О «Сталинграде» Бондарчука говорили в контексте эффектов, об «Утомленных солнцем» Михалкова тоже слышали все. Тут же нужно было копнуть, чтобы вообще узнать о существовании кандидата на обзор.

«Мария. Спасти Москву» чудовищно провалилась в кинотеатрах

В прокат «Мария. Спасти Москву» попала в январе 2022 года, но на нее никто не сходил. И вот тут начинаются странности. При довольно большом бюджете в 180 миллионов рублей в касте «Марии» практически нет известных актеров, а режиссер Вера Сторожева до этого снимала слабый телевизионный сериал «Шифр» и еще несколько неизвестных работ.

Собственно, сразу получаем одну из причин провала – отсутствие по-настоящему громких имен, чтобы привлечь зрителей. Насколько мы понимаем, прокат у «Марии. Спасти Москву» тоже был не очень широким. Еще раз обратите внимание на дату выхода. Фильм Сторожевой попал в кинотеатры в тот момент, когда из России еще не ушли никакие компании, дистрибьюторы и лицензии.

Из январских премьер конкурентами в тот момент были новый «Крик», «King’s Man: Начало» и мультик «Зверопой-2». Еще из кинотеатров никуда не делись четвертая «Матрица» и мегахитовый «Человек-паук: Нет пути домой». Учитывая отсутствие звезд в составе и специфическую тему у «Марии» заранее не было шансов. Как и у вас не было шансов заметить существование этого фильма. Да, была реклама на федеральных каналах, но это исторически никогда не было гарантией коммерческого успеха.

И вот теперь мы наконец-то подходим к бюджету. Заявленные затраты на «Марию» – 180 миллионов рублей. Это много, но не безумные деньги. Скажем, на то же «Движение вверх» потратили 450 миллионов рублей, а принес фильм больше трех миллиардов. «Мария. Спасти Москву» при своем бюджете в 180 миллионов смогла собрать только 3 миллиона 800 тысяч рублей. Представляете, какая это катастрофа?

Еще раз. Фильм собрал в 47 раз меньше своего бюджета. Но даже собери «Мария» те же 180 миллионов, это все еще была бы лажа. Чтобы отбить деньги из кинотеатров (рекламу мы не считаем), как правило, нужно удвоить цифру бюджета. То есть, «Мария. Спасти Москву» принесла в 95 раз меньше денег, чем нужно было, чтобы не считаться кассовым провалом. Даже по меркам проблемного российского кино это ужасающий показатель.

При этом на сайте Фонда кино (до этого были данные «Википедии» и «Кинопоиска») цифры другие. Там бюджет «Марии» составил около 70 миллионов рублей, а сборы пять миллионов. Что, разумеется, тоже очень и очень слабо. Но отношения фильма с Фондом кино – уже другая тема.

Фонд кино отсудил у создателей фильма часть денег

Очень небольшую часть. По заголовкам новостей об этом событии в декабре 2021 года можно было подумать, что у создателей забрали вообще все деньги. Но нет. На самом деле из выделенных государством 45 миллионов рублей возвратными были только пять. То есть, их создатели фильма «Мария. Спасти Москву» должны были вернуть автоматически.

А через суд у компании «Дженнекс Медиа» забирали уже субсидию с процентами. То есть, к пяти миллионам докинули еще 250 тысяч рублей. Но это все равно явный показатель неуспеха. Тем более, что, помимо новостей об изъятии денег через суд, информации о «Марии» у рядового зрителя не было. Разве что несколько новостей о том, как трейлер в 2021 году утопили в негативных комментариях.

Теперь «Мария» просто валяется на YouTube

Забракованные фильмы и сериалы после смерти попадают на специальные ютуб-каналы, чтобы их посмотрели хотя бы бесплатно и в открытом доступе. Обычно вместо нормального заголовка там сентенции из серии «НОВЫЙ ФИЛЬМ СМОТРЕТЬ КАЖДОМУ ОТЛИЧНОЕ КИНО». Не верите? Да вот же!

С «Марией» произошло примерно то же самое. Да, фильм попал в библиотеки некоторых стримингов, но его полная копия абсолютно спокойно валяется на ютубе. Самый заплюсованный комментарий – таймкод с моментом, где в кадр попал оператор.

Получается, «Мария. Спасти Москву» – возможно, самый неизвестный зрителю фильм в истории канала BadComedian. Во всяком случае, в новейшей истории канала, потому что ранний Женя Баженов частенько знакомил аудиторию с неизвестными хитами трэш-кинематографа. Но в последние 5-6 лет в фокусе у Бэда было только более-менее известное кино.

Что BadComedian сказал о «Непосредственно Каха 2»? Обзор первой части собрал 20 млн просмотров

На что живет BadComedian без монетизации ютуба? Блогеру помогают старые обзоры

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.