Перейти к содержимому

Эндрю Гарфилд может вернуться к роли Человека-паука. Что убило его франшизу в прошлый раз?

Деньги, обиды и киновселенная Marvel.

После успеха кроссовера «Человек-паук: Нет пути домой» с Холландом, Магуайром и Гарфилдом мир внезапно вспомнил, что паук в исполнении Эндрю был не так уж плох. Уж точно лучше, чем о нем говорили в моменте. Паук Тоби Магуайра в начале нулевых стал сенсацией. Паук Тома Холланда органично вписался в киновселенную Marvel. А Гарфилд – ну, было и было. А потом все изменилось.

В недавнем интервью актер намекнул, что история его «Человека-паука» может продолжиться. Интересно, что ранее он это отрицал. Ничего конкретного не было – только фраза, что у этого персонажа все еще бесконечный потенциал. При том, что самому Гарфилду уже 39 лет, слухи о возможном возвращении начали ходить сразу же после выхода «Нет пути домой», а теперь, на волне бешеного успеха мульта «Человек-паук: Сквозь вселенные», Гарфилд снова разогревает публику. Самое время вспомнить, как он потерял роль Питера Паркера.

Сиквел «Нового Человека-паука» не смог заработать миллиард

Да, первая причина – деньги. Но послушайте эту формулировку: «не смог заработать миллиард». А ведь от сиквела «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» в 2014-м действительно ждали именно миллиардных сборов. Об этом писали в Variety за месяц до релиза фильма. Если что, мировые сборы первого «Нового Человека-паука» перевалили за 700 миллионов, что было довольно неплохо. Но почему же от сиквела ожидали большего?

Дело в конкурентной среде. В 2013 году у конкурентов Sony из киновселенной Marvel вышел «Железный человек 3», собравший 1,2 миллиарда долларов по миру. В 2014 году, но перед заходом Гарфилда в кинотеатры, отлично выступили и «Стражи Галактики» Джеймса Ганна – почти 800 миллионов. И чтобы «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» мог считаться хитом, ему нужно было выстрелить хотя бы с той же громкостью.

Мир тогда уже видел собравших полтора миллиарда «Мстителей», а простенький и сделанный по старым блокбастерным схемам «Человек-паук» Гарфилда на их фоне не слишком-то впечатлял. Поэтому ожидания были огромными. Но нужно вчитываться в формулировки. В том же материале Variety говорилось не о том, что паучий сиквел с Гарфилдом, скорее всего, соберет миллиард, а о том, что ему нужно собрать миллиард, иначе дела у Sony плохи. И это не сработало.

Злодей Электро в исполнении Джейми Фокса странно выглядел и получился очень невыразительным, не говоря уже про Носорога, сыгранного Полом Джаматти. Одного из лучших драматических актеров в Штатах запихнули в дурацкий костюм и превратили в клоуна. Ну куда это годится? В результате «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» собрал меньше ожидаемого.

Да, сумма по миру все еще была неплохой – 700 миллионов, пусть это и меньше, чем у первой части. Но в США фильм собрал 202 миллиона при бюджете в 200 миллионов. То есть, второй заход Гарфилда провалился в домашнем прокате. Впереди или на уровне были все важные конкуренты того года: «Малефисента», «Планета обезьян: Революция» и, собственно, «Стражи Галактики». По домашним сборам все они выступили чуть лучше, хотя Человек-паук все еще оставался самым популярным супергероем Marvel. Неудивительно, что у Sony появилось желание начать все заново.

Версию Гарфилда сильно критиковали в момент выхода фильмов

Разумеется, часть этой критики была стандартным ворчанием из серии канон/не канон, но не стоит обращать на это слишком много внимания. Когда создатели фильмов по комиксам или книгам делали удачные отступления, мало кто говорил о сравнении с оригиналом. Тот же «Человек-паук» Сэма Рэйми с Тоби Магуайром был очень далек от комиксного первоисточника, что никак не помешало ему стать мегахитом.

Скорее публике не понравилось то, как Эндрю Гарфилд выглядел в роли Питера Паркера в целом. Посмотрите еще раз на версию Тоби Магуайра: задрот в огромных очках, бесконечно неловкий и стеснительный. Такому парню реально нужен был костюм супергероя, чтобы стать примером для подражания. А вот о Питере Гарфилда так не скажешь.

Вместо того, чтобы сыграть задрота, Эндрю показал нам скорее гика-хипстера. С модной стрижкой, подтянутого, остроумного и по-своему успешного даже без костюма. Он тоже был странным и неловким, но в каком-то другом смысле, и это явно зашло не всем. Конечно, были и жирные плюсы – например, шикарная линия отношений Питера с Гвен Стейси, гораздо более живая, чем у старого Питера с Мэри Джейн. Но этого просто не хватило.

Возможно, «Человек-паук» с Эндрю Гарфилдом смог бы устояться, найти собственное лицо и аудиторию, но у него не было на это времени. А сильное падение качества сиквела по сравнению с первым фильмом только усугубило ситуацию. Но ведь Sony все равно планировали снять с Эндрю еще два фильма – что помешало?

На Гарфилда обиделся лично глава Sony

Об этой истории стало известно уже после того, как Гарфилда уволили с должности Человека-паука. Оказывается, в 2014 году актер не явился на официальное мероприятие с участием генерального директора Sony Кадзуо Хираи, где тот должен был объявить о планах выпустить триквел «Нового Человека-паука» в 2017 году. Сам Гарфилд утверждал, что не смог появиться, потому что заболел. Но, возможно, у Хираи остался осадочек.

Так или иначе, третий фильм с Эндрю Гарфилдом так и не превратился в конкретный анонс, хотя слухи ходили и о продолжениях, и даже о спин-оффах, вроде отдельного фильма о «Зловещей шестерке», злодеях из вселенной Человека-паука от Sony. Но все могло бы разрулиться по-другому, если не бы Disney и Кевин Файги.

«Человека-паука» с Гарфилдом убила Marvel

Более успешная киновселенная сильно давила на Sony, у которых никак не получалось идти на одном уровне с MCU. И не получается до сих пор, как мы можем судить по «Веному» и «Морбиусу». Безумный успех «Мстителей» в 2012 году и стартовавшая за ним эра доминирования киновселенной Marvel в кинотеатрах просто не оставила франшизе с Гарфилдом шансов на нормальное существование.

В 2015 году состоялась сделка, после которой киновселенная Marvel стала собственностью Disney. Как только она завершилась, в мир начали проникать слухи, что мышиная контора очень хочет заполучить еще и самого популярного героя – то есть, Человека-паука. В те годы начались переговоры с Sony о возможности завезти Питера Паркера в MCU. И все мы знаем, чем это закончилось.

Паук Тома Холланда сначала появился в фильме «Первый мститель: Противостояние», а после получил и сольное воплощение в киновселенной Marvel. При этом Человек-паук оставался проблемным героем, потому что Sony могла в любой момент отозвать права. То есть, Кевин Файги теоретически мог бы выстроить киновселенную вокруг Паркера, но у этого мероприятия до сих пор слишком большие риски. 

Можно сказать, что «Новый Человек-паук» в целом вышел в неудачное время – в один год с «Мстителями», под самый прайм киновселенной Marvel и с достаточно спорной концепцией. Многие были рады видеть возвращение Эндрю Гарфилда в фильме «Человек-паук: Нет пути домой», но по части полноценного камбэка у нас долгое время были только слухи и намеки.

Более того, весной 2022 года Эндрю Гарфилд приостановил актерскую карьеру, чтобы «немного пожить обычной жизнью». Что означают его новые заявления о том, что история его Питера Паркера не закончена, непонятно. Может быть, актер просто сжалился над фанатами и дал им какую-то надежду. Но все мы помним, как неправдоподобно Эндрю отрицал свое участие в «Нет пути домой», так что все еще может случиться. Например, Marvel и Sony могут договориться на очередное камео. Но пока Паук Гарфилда – самый неудачливый на нашей памяти.

Почему Человек-паук приносит больше денег, чем другие супергерои Marvel? Собрали все причины

В «Стражах Галактики 3» прозвучало первое матерное слово в истории Marvel. Как это случилось?

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.