Перейти к содержимому

«Черепашки-ниндзя» были жестоким комиксом, но превратились в детскую франшизу. Как это произошло?

История о том, как мульт из вашего детства все разрушил.

Если абстрагироваться от контекста, сложно придумать более глупую идею, чем история подростков-мутантов, которые при этом являются черепахами и ниндзя. Они носят имена итальянских художников, живут в канализации и едят пиццу, а их наставник – крыса. Со стороны звучит как полный бред, но «Черепашки-ниндзя» – одна из самых дорогих поп-культурных франшиз в истории человечества. И важная часть детства нескольких поколений.

Да, в массовой культуре «Черепашки-ниндзя» воспринимаются как детская франшиза. Тем страннее то, какими они были изначально: грубым, жестоким черно-белым инди-комиксом, созданным двумя ноунеймами просто ради развлечения. В оригинальной версии «Черепашек-ниндзя» не было ни грамма детской наивности, по которой известна большая часть современных мультфильмов. Но как из чего-то темного родились те «Черепахи», которых мы знаем?

«Черепашки-ниндзя» начинались как шутка

Создатели «Черепашек» Кевин Истмен и Питер Лэрд не работали в индустрии комиксов, но очень хотели этого. Они познакомились, когда молодой Истмен (на тот момент бедный сотрудник общепита) написал письмо в маленький журнал, издаваемый Питером Лэрдом. Оба были гиками, фанатели от комиксов Джека Кирби и мечтали однажды поработать в Marvel или DC, так что письмо стало началом большой дружбы.

В 1983 году Кевин Истмен нарисовал антропоморфную черепаху с нунчаками и передал лист Лэрду, чтобы его позабавить. Тот дорисовал рядом свою версию той же картинки, написал «Черепашки-ниндзя» и вернул лист обратно. Истмен посмотрел и добавил еще два слова: «подростки» и «мутанты». Так просто! Никакого брейншторма внутри большой студии, заказа и, как тогда казалось, коммерческого потенциала.

Но Лэрд и Истмен, видимо, поняли, что у них на руках нечто особенное. Они решили превратить «Черепашек-ниндзя» в полноценный комикс, все еще воспринимая это как дружеский прикол. И Питер, и Кевин любили комиксы про Сорвиголову, так что «Черепашки-ниндзя» стали своего рода пародией. Тот получил способности случайно из-за радиоактивных отходов, а черепах сделал такими пролившийся в канализацию мутаген. Герой Marvel сражался с организацией под названием «Рука», а Лэрд и Истмен придумали Клан Фут (буквально «Клан Ноги»). Да и старый учитель с палкой – полная калька «Сорвиголовы».

Интересно и то, как сотрудничали Истмен и Лэрд. Обычно дуэт создателей комикса работает так, что один пишет сценарий, а второй рисует. Но эти двое передавали друг другу лист так же, как при первом появлении «Черепашек-ниндзя», дорисовывая и дописывая друг за другом в процессе. А поскольку над ними не было никакого начальства, Кевин с Питером запихивали в комикс все, что казалось им интересным.

На одолженные у дяди Кевина Истмена деньги они распечатали 3 тысячи копий и основали крафтовую студию Mirage Studios. Это действительно был мираж, а не настоящее комиксное издательство. Просто два гика рисуют комиксы в гостиной провинциального городка в Нью-Гэмпшире. Истмен продолжил варить лобстеров в ресторане, а Лэрд чуть позже переехал в другой город, потому что его жена нашла хорошую работу. История «Черепашек-ниндзя» могла закончиться на этом месте. И оба автора были готовы.

Но первый тираж в 3 тысячи копий был почти моментально распродан. Ребята напечатали еще 6 тысяч копий, и их тоже раскупили. Истмен смог отдать дяде все, что тот вложил в Mirage Studios, и начал ездить к Лэрду в гости, чтобы писать второй выпуск. И да, его тираж в 15 тысяч экземпляров тоже раскупили, как и репринт первого выпуска. Продажи «Черепашек-ниндзя» росли по экспоненте, потому что читатели комиксов никогда такого не видели. Ну и потому, что Лэрд и Истмен действительно сделали что-то талантливое.

Комиксы были довольно жесткими

Не сказать, что там были кровавое месиво, кишки и секс, но по меркам 1980-х «Черепашки-ниндзя» – довольно взрослая работа. Черно-белый, мрачный и со следами крови на оружии – не было такого, что катаны Леонардо всегда остаются чистыми. Никаких бросков пиццы в лицо и криков «Кавабанга!», но много отсылок на сай-фай и космических сюжетов.

Помню как я в детстве, будучи фанатом мультиков про «Черепашек-ниндзя», увидел на книжном развале комикс и потратил на него карманные деньги. Но внутри оказались не Рокстеди и Бибоп, а какая-то приближающая апокалипсис секта, мрачные тона и куча личных конфликтов между Рафаэлем, Леонардо, Донателло и Микеланджело. Тогда я не мог понять, кто меня обманывает: комикс или видеокассета. Но шок был самый настоящий.

Лучшим примером мрачности комиксных «Черепашек-ниндзя» можно считать позднюю серию «Последний ронин» 2020 года. Она создана на основе графического романа Истмена и Лэрда, который они по каким-то причинам забыли выпустить в 1980-х. Там последний выживший из четырех братьев (нам долго не говорят, кто именно) ходит с черной повязкой и мстит за смерть остальных. Да, трое из четверых «Черепашек-ниндзя» умерли, а теперь доброй ночи, детишки! Совсем не то, что нам показывали в мультсериалах, правда?

Как появился тот самый мультсериал?

Как только «Черепашки-ниндзя» стали успешным комиксом, к Лэрду и Истмену начали присматриваться различные конторы, чтобы выкупить права на франшизу. Но мужики не хотели лишаться контроля над творением, поэтому агент нашел им удачный контракт с производителем игрушек Playmates. А чтобы фигурки черепах продавались, в 1987 году был запущен (на тот момент) пятисерийный мульт «Черепашки-ниндзя».

Кевин Истмен и Питер Лэрд еще могли влиять на мультсериал, но они разрешили его создателям сделать контент более детским, убрать жестокое насилие и добавить красок. Сглаженная версия должна была обеспечить лучшие продажи, а у дуэта все равно был комикс, где они могли делать правильный вариант «Черепашек-ниндзя».

Проблема в том, что Истмен и Лэрд к тому моменту сильно разругались, а их совместное сотрудничество закончилось на пятнадцатом выпуске. Потом они несколько раз собирались для неких спецпроектов, но в целом вышло так, что и у Питера Лэрда, и у Кевина Истмена в разное время были собственные сольные линии «Черепашек-ниндзя». А мультсериал стал хитом и стабильно выходил аж до 1996 года.

О том, что дети с ума сходили от мультиков про «Черепашек-ниндзя» даже не нужно рассказывать. На постсоветском пространстве популярность пиццы наверняка бустилась тем, что зрители VHS-кассет с «Черепашками» уговаривали родителей сходить в пиццерию. А еще были фигурки, комиксы, раскраски, пиратские неофициальные книжки, игры на Dendy и SEGA, футболки и вообще все, что можно себе представить.

Мультсериал стал главной причиной, по которой франшиза «Черепашек-ниндзя» суммарно принесла более 15 миллиардов долларов прибыли – это больше, чем у «Мстителей» и фильмов про Джеймса Бонда, если что. Но дурашливый тон мульта быстро перевесил чернуху оригинального комикса, а тому было нечем отвечать – Лэрд и Истмен отказывались работать вместе. Комиксы от других авторов тоже были серьезными, но в них не было духа бесконечной свободы двух друзей, которые придумывают все это для себя.

Интересно, что компания Mirage Studios стала успешным комиксным издательством и существовала до 2021 года, но ни Лэрд, ни Истмен не добрались до статуса суперзвезд жанра, если говорить о чем-то кроме «Черепашек-ниндзя». Да и там они работали только над небольшим количеством выпусков.

Но даже несмотря на популярность мульта в 1990-х франшиза могла умереть ближе к нулевым, когда начали выходить провальные полнометражные фильмы с живыми актерами. А еще у «Черепашек-ниндзя» был тур по США, где они пели христианскую музыку, но мы проедем мимо этой печальной остановки. Если интересно, можете посмотреть старый обзор Ностальгирующего Критика и AVGN.

Мультсериал 2003 года был гораздо ближе к комиксам

В 2000 году Кевин Истмен продал свою часть прав на «Черепашек-ниндзя» Питеру Лэрду. И Лэрд активно участвовал в производстве нового мультсериала для Fox Kids. Этот тайтл сделал намного больше, чтобы передать дух оригинальных комиксов. Правда, тоже с оговорками.

Новые «Черепашки-ниндзя» были более мрачными, чем версия 1987 года. Чего только стоила сцена, где Леонардо отрубает Шреддеру голову, а тот встает и уходит вместе с ней в закат! Позже окажется, что все это время злодей был пришельцем с мозгом в голове – такие были в комиксах, а в старом мульте подобную роль исполнял Крэнг. А Бакстер Стокман, ученый-робототехник на службе у Шреддера, регулярно терял конечности и с каждой аркой становился все более жутким.

Изменились и характеры черепашек. Например, Рафаэль, который в 1987 году вообще не имел отличительных черт, тут стал самым жестким участником четверки и конкурентом Леонардо. Мультсериал тоже стал своего рода иконой, особенно для тех, чье детство проходило в начале нулевых. Но того же уровня безумия, что в 1980-х и 1990-х уже не было.

Все следующие версии «Черепашек-ниндзя» снова ориентировались на детскую аудиторию. Это было логично: в 2009 году Питер Лэрд продал права на них компании Viacom, владеющей в том числе каналом Nickelodeon. Франшиза продолжила жить в комфортных условиях: с комедийными гэгами и пиццей, прямо как в старые времена. Да и фильмы Майкла Бэя работали на том же топливе.

Оригинальный мрачный концепт остался контентом для фанатов комиксов, хотя зрители мультсериалов могли познакомиться с его утрированной версией в одном из кроссоверов – мультфильме «Черепашки навсегда». Там персонажи сериала 2003 года встречали и своих предшественников из 1987-го, и нуарных черно-белых черепах из комиксов. Это было, вероятно, последнее напоминание, что развеселая черепашья франшиза начиналась как нишевое дарковое хобби для своих.

5 взрослых фактов о Черепашках-ниндзя. История Шреддера, беспринципный постер и вырезанная сцена с Микеланджело

7 самых уродливых персонажей из мультсериалов. От брата Арнольда до тещи из «Русалочки»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.