Перейти к содержимому

Почему все уверены, что Starfield провалится? От давления Microsoft до недоверия к Bethesda

Ждем Skyrim в космосе или все-таки нечто новое?

11 июня 2023 года на Xbox Game Showcase глава Bethesda Тодд Говард наконец показал миру, как будет выглядеть Starfield – самый амбициозный проект в истории студии. Космическую RPG ждут с 2018 года, а теперь мы точно знаем, что она выйдет в сентябре 2023-го. Но будет ли Starfield хорошей игрой? На этот счет есть большие сомнения.

Если вы следите за индустрией, то знаете, что над Microsoft и особенно Bethesda принято смеяться на фоне их последних провалов. А Starfield уже несколько называют исключительно словосочетанием «Skyrim в космосе», ожидая, что подлый Тодд в очередной раз обманет ожидания. Откуда взялось такое мнение и преждевременный хейт к Starfield? Вот все причины.

У Bethesda давно не было хороших релизов

В нулевых сотрудников компании считали королями RPG от первого лица, но после выхода The Elder Scrolls: Skyrim в 2011 году у Bethesda началось резкое падение репутации. Нет, сама игра стала гигантским хитом, пусть и не устроила многих ветеранов серии TES, но Тодд Говард из новатора превратился в продавца скайримов, каждый раз анонсируя все новые и новые издания для электрочайников, велотренажеров и наручных часов с Hello Kitty.

И все же Skyrim – последний релиз Bethesda Softworks, который можно назвать большим успехом. Естественно, мы сейчас говорим только о тайтлах, разработанных внутри студии, а не о вещах от Arkane, id Software и Tango Gameworks, где Bethesda просто выступала издателем.

Что они выпустили, кроме Skyrim? Ну, Fallout 4 в 2015-м. И спустя годы он даже кажется не самой плохой игрой, а гигантская фан-база обеспечила топовые продажи. Но вы вообще помните, с каким скандалом выходил Fallout 4? На всю индустрию стояли крики, что это какой-то шутан с элементами The Sims, не имеющий со вселенной Fallout ничего общего. Ругали сюжет, механики и (особенно сильно) диалоговое колесо.

В рунете из-за спорного старта Fallout 4 даже началась музыкальная карьера Юры Хованского. Он записал трек, пародирующий рэпера Pharaoh и рассказывающий о проблемах Fallout. А с фразой «за три тыщи» Юра срифмовал совсем не «великолепную игру на все времена». Так что Fallout 4, при всем коммерческом успехе, не очень любим игроками.

Какой релиз был после? Конечно, Fallout 76, и это уже был провал всех провалов. Все, что могло сломаться, было сломано. Все ожидания обмануты. В игре было нечего делать, кроме ловли багов, а некоторые из них отравляют движок еще со времен TES III: Morrowind. Фанатам подсунули неправильный мерч. Запретили рефанды. Тодд Говард испачкал все штаны в доме Bethesda и окончательно заработал репутацию смешного клоуна на подсосе у злой корпорации ZeniMax Media.

История очень длинная, в ней много смешных деталей, но если вычленить только суть, получится, что Bethesda Softworks к этому моменту потеряла остатки репутации и настроила геймеров против себя. А игру без проблем эти ребята в последний раз выпускали аж двенадцать лет назад. И вот они выходят и говорят, что сейчас покажут самый амбициозный проект за 25 лет. Какая может быть реакция? Аудитория помнит, что прошлым амбициозным проектом был Fallout 76.

Публику напугал провал Redfall

Технически здесь провалилась не Bethesda Softworks, а одно из подразделений Arkane, но факт остается фактом. В 2022 году глава Xbox Фил Спенсер объяснял отсутствие больших релизов у Microsoft тем, что компания просто не хочет выпускать сырые игры, зато на 2023 год были запланированы аж целые Redfall и Starfield.

К этому моменту Redfall уже вышел, и он наверняка попадет в список самых грандиозных провалов в истории игровой индустрии. Вампирский кооп-шутер оказался кривым, бессмысленным, забагованным, скучным и выпущенным непонятно для кого. О многочисленных проблемах игры вы можете почитать здесь.

Появились и теории заговора, что Фил Спенсер специально дал команду выпустить уродливый и слабый Redfall, чтобы британский антимонопольный регулятор разрешил Microsoft совершить сделку по покупке Activision-Blizzard. «Ой, у нас все так плохо, мы так проигрываем Sony. Дайте купить, дядя регулятор, пожалуйста!» Такая конспирология бы ни за что не родилась, будь Redfall хотя бы средним.

А если мы снимем шапочку из фольги, получится, что слова Спенсера сильно разошлись с делом, а одна из двух его мощных ставок уже прогорела. И остался только Starfield. О качестве самой игры это ничего не говорит, но вселяет тревогу и ощущение, что в игровом департаменте Microsoft происходит адский бардак.

Возможно, Microsoft давит на Bethesda

Во всяком случае, такая информация поступала от анонимного инсайдера, ранее рассказавшего много подробностей о Hi-Fi Rush до выхода игры. Согласно утечке, руководство Microsoft требовало от Bethesda Softworks выпустить Starfield как можно раньше, несмотря на сырое состояние игры.

Тот факт, что Starfield выйдет только осенью, а не в июне, означает, что у Тодда Говарда и компании получилось выбить дополнительное время на разработку. Но срок все-таки небольшой, а Bethesda давно известна привычкой выпускать игры в сыром виде и допиливать их уже по ходу жизненного цикла проекта.

Учитывая амбициозность Starfield с полностью новой вселенной, большим открытым миром и свежим для Bethesda сеттингом, количество потенциальных проблем на старте может быть большим. Мы помним историю CD Projekt Red и Cyberpunk 2077, когда успехи «Ведьмака» никак не помогли польской студии со стартом нового гигантского проекта. Так что многие опасаются не столько за Starfield в целом, сколько за его релизное состояние.

В отличие от TES и Fallout, у Starfield нет фундамента

Bethesda уже 25 лет не делает игры с нуля. Когда компания приобрела права на Fallout, в их распоряжение попала готовая вселенная с уникальным сеттингом, внутренней мифологией и прочими вещами, созданными в стенах Black Isle Studios и Interplay Entertainment. Нужно было только пересадить все это на свой движок и внести изменения, но основа у Fallout уже была.

Что же касается серии The Elder Scrolls, то в 1990-х она действительно родилась внутри Bethesda и развивалась постепенно. Но дело было так давно! Одним из важнейших источников успеха той же TES III: Morrowind был тот факт, что сюжетом, мифологией, лором и внутренними связями занимался великий Майкл Киркбрайд. И последовавшие Oblivion и Skyrim во многом опирались на его работы, не придумывая все с нуля, а используя уже готовые идеи.

Но Киркбрайда в студии нет уже очень давно. Он не работал даже над TES IV: Oblivion, отвечая только за крошечное DLC под названием Knights of the Nine. А Skyrim так вообще разрабатывался без его участия, но почти весь лор серии TES так или иначе упирается в то, что создал Киркбрайд. Поэтому эти игры тяжелее испортить.

Что же касается Starfield, здесь совсем другая ситуация. Весь космический сеттинг писался с нуля авторами студии, известной низким качеством текста и сюжетов со времен Fallout 3. Контраст заметили, наверное, все, кто играл в Fallout: New Vegas от студии Obsidian. И если Bethesda не обзавелась вдруг топовыми сценаристами, скрипт-докторами и так далее, у мира Starfield могут быть большие проблемы.

По трейлеру видно, что студия застряла в прошлом

Многие уже ругают Starfield за устаревшую графику и отсутствие модных кинематографических кат-сцен, но это очень странные претензии. Даже в лучшие годы Bethesda не шла в эту сторону. Их философия – большие открытые миры, где игрок может идти куда-угодно и делать, что ему нравится. Тогда как синематики в стиле Naughty Dog уместны только в более-менее линейных играх. 

Графика – тоже мимо. Ни Skyrim, ни Oblivion, ни Morrowind и ни одна из частей Fallout в год выхода не была флагманом по части визуала. Можно, конечно, привести в пример революционный редактор персонажа в Fallout 4, но все-таки за графоном тут всерьез никто не гнался.

Но игровые механики – совсем другое дело. А Тодд Говард на Xbox Game Showcase показывал именно их. Стрельба, переключение видов, получение опыта и прокачка навыков – все, что уже десятки раз было в «Симпсонах». И тут внезапно понимаешь, почему Starfield еще до выхода первых роликов называли «Skyrim в космосе», а Fallout 3 в свое время был известен как «Oblivion со стволами».

Время идет, тренды меняются, а Bethesda продолжает выпускать экшн-RPG без реальной ролевой системы, но в большом и как бы открытом мире. Fallout – ретроамериканский пост-апок, TES – хай-фэнтези, но эти серии все равно механически ощущаются не просто как родственники, а как близнецы. И такой амбициозный и дорогой проект как Starfield, наверное, должен стать чем-то большим, чтобы восприниматься как отдельный феномен.

А он этого не делает. Во всяком случае, если судить по пятнадцатиминутному ролику с Xbox Game Showcase. Да, теперь тут космос, но Starfield похож на все сразу. Визуально на Mass Effect и No Man’s Sky, а механически на Fallout и Skyrim. Нет ощущения, что это флагман 2023 года. Наоборот: есть чувство, что выйди ролик (и игра) году в 2015-м, ощущения были бы абсолютно такими же. Один в один.

Чтобы Starfield стал большим самостоятельным явлением, он должен делать что-то другое. Что-то, помимо возможности кастомизировать космический корабль и путешествовать по разным планетам. В нем должна быть интересная история или истории, раз уж мы говорим про открытый мир. В нем должны быть комплексные персонажи. А решения игрока должны реально влиять на вещи, а не быть, как обычно у Bethesda, фикцией. И пока у нас нет намеков на реализацию хоть чего-нибудь из этого списка.

Нельзя перешагнуть через репутацию «очередной игры от Bethesda», которая ждет даже красивый и избавленный от багов Starfield, все еще работая по геймдизайнерской модели 2006 года. Возможно, игра и не будет таким провалом, каким ее видят многочисленные хейтеры, но шансов стать мегапрорывом у нее тоже немного. Потому что Starfield (во всяком случае, пока) выглядит как игра, направленная в прошлое, а не в будущее.

Redfall – худшая игра 2023 года. Она превратила Microsoft в посмешище

7 игр, которые вы ненавидите зря. Fallout, «Герои 4» и даже The Last of Us Part II

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.