Перейти к содержимому

Как и зачем Coca-Cola торговала праворульными «Жигулями»? Это была часть сделки с СССР

Не самая выгодная история.

Когда мы говорим про колу в Советском Союзе, то чаще всего подразумеваем именно Pepsi. Сине-красная PepsiCo зашла на советский рынок еще в 1973 году и стала разливать «Столичную». Уже в 1980-х в СССР появились настоящие заводы Pepsi, а Coca-Cola стояла в стороне и завидовала.

Зависть The Coca-Cola Company к конкуренту не была обусловлена какими-то гигантскими продажами. Pepsi все еще оставалась колой номер два в мире. Однако появился гигантский участок карты, отмеченный логотипом Pepsi, а Coca-Cola в этом сегменте не было. Но Советский Союз постепенно менялся и становился более открытым. И в том, что Coca-Cola найдет способ просочиться туда, сомнений было мало.

Теперь на секунду отвлечемся и поговорим об автопроме. Что может быть более советским, чем старый и не очень добрый «Жигуль»? Эти машины были распространены не только в республиках СССР, но и по многим странам восточнее Берлина. Причины объяснять не нужно – в этом не было ничего странного.

А что удивляет, так это тот факт, что праворульные модели «Жигулей» можно было встретить еще и в Великобритании. Например, слегка переделанные версии ВАЗ-2105, 2104 и 2107 в Англии известны под общим названием Lada Riva. И часть из них даже дожила до момента, когда можно было засветиться в паре выпусков передачи «Топ Гир».

Да, если вы хотите посмотреть, как Джереми Кларксон страдает за рулем «Жигулей», врубайте 6 серию 12 сезона. Факт в том, что более-менее старые британцы точно знают, как выглядит битая «семерка». Но при чем тут Coca-Cola? Она связана с этим явлением самым прямым образом.

В 1986 году The Coca-Cola Company наконец-то зашла в СССР. Лимитированное появление было еще на Олимпиаде-1980, но спустя шесть лет состоялась и полноценная сделка. Монополия Pepsi закончилась, а в советские города потек концентрат Coca-Cola. Была только одна небольшая проблема: в Советском Союзе было запрещено расплачиваться с иностранными компаниями деньгами.

Следовательно, был заключен некий бартер, согласно которому концентрат Coca-Cola меняли на автомобили, которые после переправляли в Британию и некоторые другие страны, слегка переделывали и продавали под брендом Lada. Звучит как абсолютное безумие, но так работали вещи в те времена.

Надо сказать, что сделка не была выгодной для The Coca-Cola Company с точки зрения прибыли. Каждый «Жигуль» нужно было переделывать перед отправкой на европейские рынки, а мегахитом автопрома они там все равно не стали. Зачем тогда было идти на такое убыточное мероприятие?

Ответ очень прост. Как и всегда, Coca-Cola потратила эти вложения, только чтобы осадить конкурентов из PepsiCo. Так что борьба газировочных гигантов продолжилась в том числе на территории СССР, что было заметно визуально. Например, Coca-Cola стала первой иностранной компанией, у которой в Москве появилась настоящая наружная реклама.

Почему вкус Coca-Cola невозможно повторить? Все сложнее, чем вы думаете

Самые странные газировки от Coca-Cola и Pepsi. Запрещенный краситель, бесцветная кола и вранье от 7 Up

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.