Перейти к содержимому

7 кинофраншиз, которым пора умереть. «Форсаж» нужно оставить, а Джеймса Бонда закрыть

Есть даже «Звездные войны», но с оговоркой.

Не нужно быть слишком умным, чтобы понять, что мы живем в эпоху франшизации культуры. Выйдите в медиаполе и посмотрите по сторонам: у нас есть киновселенные Marvel и DC, расширяется мир «Гарри Поттера», выходят спин-оффы и приквелы к «Властелину колец» и постоянно воскресают тайтлы из прошлого – от «Топ Гана» до «Зловещих мертвецов».

Почему это происходит? Есть много причин, но важнее всего монетизация ностальгии – знакомые названия приносят больше денег. И все же есть несколько популярных кинофраншиз, которым уже нет места в современности. Им давно пора умереть, несмотря на культовый статус. О каких фильмах мы говорим?

Терминатор

Прочувствуйте, насколько это слово пропитано батиным вайбом и запахом пластика VHS из видеосалонов. Первые два «Терминатора» от Джеймса Кэмерона – легендарные боевики, а сиквел и сейчас смотрится отлично. Но все, что выходило после, можно смело отрезать. Неудачные продолжения, сериал с Сарой Коннор и особенно самые свежие фильмы франшизы – «Терминатор: Генезис» и «Терминатор: Темные судьбы».

В последнем так вообще произошла настоящая катастрофа, когда молодого Джона Коннора убили в начале фильма, тем самым обесценив сюжеты классических частей. Старые фаны были в бешенстве, а новые… Они вообще существуют? Да, главная проблема «Терминатора» в том, что этот IP никому не нужен.

Старичкам не нравится, во что превращают хиты их молодости. Видеть постаревшего примерно на шесть тысяч лет Арнольда Шварценеггера просто больно. А молодой аудитории наплевать на «Терминатора». Они не росли на этих фильмах, не грустили о смерти T-800, не боялись Роберта Патрика и даже не знают мем про I’ll be back. Вы можете оспорить попадание в наш список других пунктов, но «Терминатору» точно пора в могилу.

Индиана Джонс

Еще одна старенькая франшиза и флагман приключенческого кино на все времена. Но после двух с половиной отличных фильмов («Храм судьбы» был как минимум спорным) в 2008 году вышло продолжение, о котором никто не просил –  «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», где холодильник спасал от ядерного взрыва, а концовку изгадили пришельцы.

Тогда казалось, что это конец. Стивен Спилберг и Джордж Лукас зачем-то испортили одно из лучших своих творений, но аудитория старого «Индианы Джонса» решила игнорировать существование четвертой части. А уже 30 июня 2023 года мы увидим пятую – «Индиана Джонс и Колесо судьбы». Возможно, она будет лучше прошлой версии, но само существование этих продолжений лишено смысла.

Харрисону Форду уже 80 лет, но нас пытаются заставить поверить, что его сморщенное тело все еще способно скакать на лошадях и выпрыгивать из одной машины в другую. А что будет, когда не станет Форда? Немедленный перезапуск с новым актером? Прямое продолжение с наследниками? Тут нет хороших вариантов. Стоило просто отстать от бедного Инди.

Сама идея фильмов про Индиану Джонса возникла у Спилберга с Лукасом, потому что они читали палповые приключенческие романы. Герой Форда стал лицом этого жанра в кино, но были ведь и другие попытки: «Мумия», «Копи царя Соломона» и даже относительно свежая экранизация Uncharted – все по-своему успешные. Да, если снять новый фильм про другого археолога-авантюриста, то его неизбежно будут сравнивать с «Индианой Джонсом». Зато без запаха старости.

Пираты Карибского моря

Когда Гор Вербински снимал первых «Пиратов», в кино с Джонни Деппом не верил никто. Критикам и простой публике казалось абсурдным, что Disney пытается экранизировать аттракцион из парка развлечений. Но это удалось! Во многом благодаря харизме Деппа в роли Джека Воробья. Так в Голливуде появилась первая и единственная пиратская франшиза.

Первые фильмы были вполне нормальными для мейнстримного кино, а история Джека получила странный, но логичный финал в третьем фильме – «Пираты Карибского моря: На краю света». В феврале 2023 года начались съемки уже шестой картины, а если бы не суд Джонни Деппа с Эмбер Херд, она вышла бы раньше. Как так, а?

Новые части «Пиратов» уже никого не возбуждают, оценки все ниже с каждым фильмом, а образ Джека Воробья давно приелся и стал своего рода проклятием для Деппа из нулевых. Пора остановиться. А если Голливуду так сильно нужны пираты, можно придумать что-то еще – например, вольные экранизации Роберта Стивенсона и Рафаэля Сабатини. Но нет, с этими продолжениями Disney буквально противоречит названию пятого фильма про Джека – «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

Джеймс Бонд

Окей, это сложная тема, но хоть кто-нибудь понимает, почему миру кажется, что всегда должен быть новый Джеймс Бонд? Агент 007 в кино стартовал аж в 1962 году с «Доктора Ноу», а два года назад мы проводили уже шестого киношного Бонда в лице Дэниела Крэйга. И все это время ни на минуту не останавливается обсуждение, кто будет следующим Джеймсом.

Честно говоря, уже фильмы с Крэйгом потеряли вайб классического Бонда. Меняющий женщин альфа-агент в смокинге пахнет ветошью и в современных декорациях кажется нелепым. Настолько, что пародии, вроде «Кингсмана», выглядят в сотни раз свежее. Но Бонд с его пафосом – настолько легкая мишень, что справился бы и старина Остин Пауэрс.

Конечно, Джеймс Бонд – часть британского и мирового культурного наследия, но его постоянное присутствие и повторы одних и те же сюжетов уже раздражают. И не только потому, что современный шпион будет скорее похож на Джейсона Борна. Зрители не успевают соскучиться по франшизе 007, потому что знают, что всегда будет следующий фильм. Это как минимум обесценивает усилия того же Крэйга, игравшего Бонда пятнадцать лет и в пяти картинах. Франшизе нужна если не окончательная смерть, то хотя бы серьезный перерыв.

Пила

Первая часть «Пилы» была убийственным бэнгером. Фильм собрал более сотни миллионов долларов с бюджетом в 1,2 миллиона. Так ведь не бывает! Клаустрофобная атмосфера, концепт с игрой, а также изобретательное насилие и фигура Джона Крамера – великий рецепт успеха. И наследие первой «Пилы» живет до сих пор даже в таких неожиданных местах, как российский сериал с Игорем Верником

Но десять фильмов об одном и том же – перебор по любым стандартам. Поздние части «Пилы» на чистой инерции от старых заслуг собирали какой-никакой кэш, но лишь обесценивали статус культовой хоррор-франшизы. Теперь «Пила» – что-то вроде пародии на себя же. Она больше похожа на «Очень страшное кино», чем на очень страшное кино. И это плохо.

Все-таки оригинальная «Пила» и ее первые сиквелы – не «Крик», где все было выстроено вокруг безумного повторения и пост-мета-приколов. Но в этом вечная беда хорроров и слэшеров. У тайтлов-одиночек всегда есть риск провалиться, поэтому и «Кошмар на улице Вязов», и «Пятница 13-е», и «Хэллоуин» так растянулись. Но в 2004 году казалось, что «Пила» гораздо изощреннее. Не-а. Обычный скатившийся хоррор, попавший в классическую ловушку.

Звездные войны

Тут совсем сложно. С одной стороны, «Звездные войны» – гигантская вселенная с почти бесконечным потенциалом. За узнаваемым тайтлом и музыкой Джона Уильямса можно прятать любые фантастические сюжеты. С другой – франшиза уже долгое время варится в одной и той же мутной воде. Трилогия новых эпизодов от Disney паразитировала на наследии Лукаса. Вернули и Скайуокера, и Чубакку с Ханом Соло, и Звезду Смерти, и даже Императора со штурмовиками. Ни одной новой идеи в принципе.

Положение на какое-то время спас «Мандалорец». Почти вестерновая история от Джона Фавро впервые за долгое время дала «Звездным войнам» свежее дыхание. Как же им распорядились? Превратили экспериментальный сериал в фундамент «Звездных войн» – увязали на нем десятки старых линий и опять усложнили все ту же сюжетную линию, которая тянется с оригинальной трилогии.

Вместо постройки новых «Звездных войн» Disney расширяет старые, разбивая вселенную на очередные эпохи. И как быть в этой ситуации новым зрителям, далеким от уже накопленного лора? Непонятно. И не то, чтобы «Звездные войны» должны умереть в принципе, хотя их правда слишком много. Умереть и закончиться должны все старые линии: Скайуокеры, Татуин, Дарт Вейдер, Боба Фетт и так далее. Болезненное обновление в стиле Marvel лучше, чем весь этот выстраданный ностальгический капустник, который никак не дойдет до финальной точки.

Парк/Мир Юрского периода

Уникальная ситуация. Из шести фильмов медиафраншизы про воскрешенных генетиками динозавров – всего один можно назвать хорошим. Да, самый первый «Парк Юрского периода» 1993 года. С доктором Грантом, москитами в янтаре и гигантскими куклами, благодаря которым визуал до сих пор выглядит достойно. Два его сиквела в рамках «Парка» – полный трэш. Но и продолжение под названием «Мир Юрского периода» вышло очень слабым.

У «Мира Юрского периода» отсутствует харизма, а вместо рабочей фабулы про остров с динозаврами он подкидывает нам дрессированных рапторов, распространение рептилий по всему миру и нашествие гигантской саранчи. Емкая история о противостоянии человека и законов природы явно не шла в эту сторону.

К сожалению, уже одного наличия динозавров в дорогом блокбастере достаточно, чтобы «Мир Юрского периода» собирал гигантские деньги (больше миллиарда долларов у третьей части) и продолжал бессмысленное существование. Так одно из самых интересных поп-культурных приключений 1990-х опустилось на уровень «Трансформеров». Очень печальная ситуация.

Почему в списке нет «Форсажа»?

Казалось бы, идиотизм киновселенной «Форсажа» с мемами про семью и «один последний заезд» достиг пиковых значений. И франшиза Вина Дизеля – идеальный пример растянутой до нелепости истории, которая должна была умереть пять фильмов назад. Дело в том, что какое-то время все действительно было так. Но потом случился «Форсаж 9».

Герои «Форсажа» в девятом фильме буквально отправляются в космос. То есть, это уже не просто история банды невероятно удачливых грабителей, а дубовая вселенная супергероев на колесах. И это меняет все. «Форсаж» разогнался и пробил стену адекватности так, что теперь франшизу уже невозможно и, что важнее, не нужно воспринимать всерьез.

Вселенная «Форсажа» – идеальный тест на душнилу. Тупой, но безумно амбициозный проект с мультяшной логикой. И ему можно все: динозавров, путешествия во времени, воскрешения персонажей, погоню за Святым Граалем. Любой сюжет возможен. Нет никаких ограничений. Такое должно было случиться хоть с чем-то в массовом кино – желательно со вселенной, которую не жалко. «Форсаж» – идеальный кандидат, потому что он никогда не был сильным. И наблюдать за тем, как Вин Дизель и команда становятся все безумнее, интересно, потому что планки ожиданий не существует. Пусть балуются.

«Черепашки-ниндзя» были жестоким комиксом, но превратились в детскую франшизу. Как это произошло?

Почему герои фильмов нереалистично едят? Брэд Питт – единственное исключение

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.