13 худших фильмов от великих режиссеров. Тарантино, Гай Ричи, Спилберг и «Довод» Нолана
Здесь мог быть только Ричи.
Великие не безупречны. Даже у топовых мастеров иногда что-то идет не так, пусть история и не донесла до нас отстойные каракули Леонардо да Винчи. Зато в современности есть музыканты, писатели и кинорежиссеры, чьи провалы мы можем оценить здесь и сейчас.
Иногда бывает так, что громкое имя на постере приносит только разочарование. Стивен Спилберг, Ридли Скотт, Квентин Тарантино – все они снимали неудачные фильмы. Мы собрали случаи, когда хорошие и даже великие режиссеры переживали жесткое падение штанов.
Гай Ричи – Операция «Фортуна» (2023)
Начнем со свежайшего примера от мегакультового в наших краях Гая Ричи. Его «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» в Британии и США, кажется, никогда не имели такого значения, как на постсоветском пространстве. И хоть у Ричи был отличный камбэк с «Джентльменами», лажает он гораздо чаще, чем можно подумать.
Теоретически в этот список могли попасть и «Револьвер», и «Меч короля Артура», и выбивающийся из авторского стиля «Аладдин» для Disney. Но у каждой из этих работ есть оправдания. «Револьвер» – сложный период и завышенные ожидания, «Меч короля Артура» не так плох в качестве эксперимента, а «Аладдин» – классический фильм «для них», ремесленная работа на студию, чтобы получить деньги на кино по своим правилам.
А вот у «Операции «Фортуна»» оправданий нет. Фильм максимальной скучный и пустой, а смотреть на серьезные щи Джейсона Стэйтема в очередной раз уже просто невозможно. Хотя казалось бы, Гай Ричи может дать копирке Джеймса Бонда/«Миссия невыполнима» собственное лицо и фирменный юморок. Но тут нет ни того ни другого. Если не знать, что это Ричи, можно подумать, что «Фортуна» – студийный фильм-очередняра, где в графе режиссер написано «не важно».
Квентин Тарантино – Доказательство смерти (2007)
Гай Ричи много лажал, а вот о Квентине Тарантино принято думать, что вся его фильмография состоит исключительно из платиновых хитов. Возможно, кроме «Джеки Браун». И все же «Доказательство смерти» намного хуже других фильмов режиссера, что не раз признавал и сам Квентин. Нельзя сказать, что история каскадера-убийцы так уж плоха, но она выглядит слабо на фоне всего остального.
Проблема в том, что «Доказательство» скучно смотреть, что для Тарантино немыслимо в принципе. Фильм тратит слишком много времени на подготовку сетапа, в результате чего бодро смотрится только третий акт. Хотя нужно отметить, что насилие категории Б там выглядит чрезмерным даже по тарантиновским стандартам.
Видимо, кино получилось настолько неважным, что никто не озаботился и его русской локализацией. То есть, она была, но перевел death proof («смертенепробиваемый») как «Доказательство смерти», конечно, абсолютный гений. Я с тех пор, как посмотрел фильм, трактую надпись waterproof на одежде как «доказательство воды».
Джон Карпентер – Призраки Марса (2001)
Величие Джона Карпентера бесконечно. Он мог не снимать ничего после «Нечто» и «Побега из Нью-Йорка» и все равно остался бы в истории в качестве гения. Его «Чужие среди нас» действовали на людей в 1990-х так же, как «Матрица». А о влиянии Карпентера на жанр хоррора пишут книги и научные работы – и дело не только во франшизе «Хэллоуин». Но «Призраки Марса» – кошмар не в том смысле, в каком хотелось бы.
Фильм рассказывае, как на колонизированном Марсе на свободу вырвались опасные призраки древней цивилизации, а спасти положение могут только женщина-коп и заключенный, которого она перевозила. И знаете, кто играет этого парня? Рэпер Ice Cube! Вот уж неожиданный выбор. «Призраки Марса» стали таким ужасающим провалом, что Карпентер буквально ушел на пенсию и снял с тех пор только один фильм, и то уже не по своему сценарию.
Ридли Скотт – Исход: Цари и Боги (2014)
Кто-то явно ожидал увидеть на этом месте «Чужой: Завет», но там, несмотря на некоторые проблемы, все-таки был интересный и непонятый фильм с крутыми идеями. А вот дорогущий «Исход» с Кристианом Бэйлом в роли Моисея было физически тяжело смотреть. Библейский эпик тянется нереально долго, в нем удручающе плохой графон и мискаст на всех или почти всех ролях.
Катастрофа. Не говоря уже, что после выхода «Исход» еще и обвинили в том, что всех евреев и египтян играют по-европейски белые актеры. Но главная беда в том, что библейская драма просто не смотрелась как большое кино и напоминала хаотичный набор дорогих, но кринжовых сцен. Скотта спасло, что уже через год вышел «Марсианин», который всем понравился.
Даррен Аронофски – Ной (2014)
И еще один гений, который надорвался на библейском сюжете в 2014 году. Честно говоря, похоже на какой-то заговор. До «Ноя» репутация у Аронофски была очень солидная: «Реквием по мечте», «Пи», «Рестлер», «Черный лебедь» – чувак умел рассказывать драматичные истории и делать так, чтобы персонажи говорили без слов.
«Ной» – не тот случай. В фильме с Расселом Кроу есть отличные визуальные моменты, но библейская драма тонет в пафосе и, как и «Исход» Ридли Скотта, разваливается на отдельные части. Некоторые критики по привычке поставили «Ною» хорошие оценки, но зрителей фильм явно не впечатлил. Низкие рейтинги и даже потеря доверия к Аронофски – вот результат.
Стивен Спилберг – Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа (2008)
Стивен Спилберг заслуживает максимального респекта. Старик уже пятое десятилетие доказывает, что умеет снимать отличное кино. Хотя между «Челюстями» (1975) и «Фабельманами» (2022) культурный положняк менялся гигантское количество раз. И многие великие авторы, вроде Джона Карпентера и Брайана Де Пальмы, не пережили эти перемены и ушли в прошлое. А Спилберг все еще в игре.
Конечно, можно было найти и менее банальный пример, вроде неудачного фильма «1941», прервавшего топовый поход Стивена по 1970-м. Но все же четвертый «Индиана Джонс» – провал на века. Дурацкая линия с сыном, сыгранным молодым Шайей Лабафом, противоядерный холодильник и пришельцы в конце. Как будто Спилберг не замечал, что хоронит великую франшизу.
Лучше всех на эту тему высказался «Южный Парк». В эпизоде «Китайская проблема» была линия, где Стэн, Кайл, Кенни и другие мальчишки переживают травму из-за того, что видели как их друг подвергся сексуальному насилию. В процессе оказывается, что друг – Индиана Джонс, а преступники – Джордж Лукас и Стивен Спилберг, изображенные маньяками-реднеками. И перед этой слезливой историей не устоял даже юрист, принявший заяву на Спилберга с Лукасом.
Джордж Лукас – Звездные войны: Праздничный спецвыпуск (1978)
Ну, раз уж мы коснулись Лукаса, грех не вспомнить его величайшие провалы. Кому-то могло показаться, что тут должны быть приквелы «Звездных войн», но новые части от Disney ловко выписали Джорджу индульгенцию. А вот «Праздничный спецвыпуск» – другое дело.
Лучшее наблюдение о нем было, как ни странно, у Дага Уокера, известного как Ностальгирующий Критик. Он указал, что Лукас, которого полностью устраивал «Говард-утка» 1986 года, пытался уничтожить все упоминания спецэпизода «Звездных войн». Значит, ему было стыдно. И правильно!
«Звездные войны: Праздничный спецвыпуск» включает в себя ситком про говорящую рычанием семью Чубакки, инопланетное телевидение с приготовлением блюд, Люка Скайуокера с пошлым загаром и худший юмор на свете. Строго говоря, это даже не фильм, а нагловатая попытка Лукаса заработать деньги на самом успешном творении.
Тут невольно задумаешься, а такой ли хороший из Лукаса режиссер? Он создал величайшую франшизу поп-культуры, это правда. И начинал неплохо с фильмом «Американские граффити». Но все его величие упирается исключительно в кино про джедаев и ситхов. А Джордж ухитрился опошлить и этот элемент.
Кристофер Нолан – Довод (2020)
«Довод» нельзя назвать провалом, но после этой работы широкая публика начала замечать то, о чем хейтеры Нолана говорили еще со времен «Престижа». Кристофер умеет придумать интересную идею, но просто путает аудиторию вместо того, чтобы показывать кино. У особо впечатлительных зрителей «Начала» и «Интерстеллара» это даже оставляло ощущение, что они посмотрели что-то умное.
Да, обычно, говоря о худшем фильме Нолана, вспоминают «Бессонницу» с Аль Пачино и Робином Уильямсом. Но нет. «Бессонница» – вполне крепкий, пусть и проходной триллер. Там нет игры со структурой и временем, снов внутри сна и толкающего книги Макконахи. Вот и все. Не будь режиссером Крис Нолан, «Бессонницу» бы хвалили, а не ругали. А вот с «Доводом» все гораздо сложнее.
Он впечатляет, но раздражает. Тут вы не просто строите неправильные версии, как в «Престиже». И не ищете объяснений в экшн-сценах, как в «Начале». Нет, тут вы просто пытаетесь понять концепт с реверсивным временем, но до начала третьего акта у вас нет шансов. Так что «Довод» получил значительно больше негативных отзывов, чем прошлые громкие работы Нолана. Хотя если рассматривать это как очередной перфоманс, все, конечно, удалось.
Джеймс Кэмерон – Пиранья 2: Нерест (1981)
Эй, а разве Джим Кэмерон – не ходячий синоним мегауспеха? Из ничего он сделал «Терминатора». «Титаник» побил все рекорды по сборам, пока Кэмерон сам не сместил его «Аватаром». У него получается все. Если Джеймс придет в офис любой студии с однострочным сценарием про медведя, который сел и сгорел, ему дадут любые деньги. Так как же мог облажаться Кэмерон?
Подлец выкрутился и тут. Дело в том, что «Пиранья 2» – его ранняя работа, снятая до мирового успеха «Терминатора». Но от этого она не менее плоха. «Пиранья 2» выглядит как дешевый косплей на «Челюсти» с уродливыми модельками рыб, худшими актерами и сюжетом категории Ж. Неудивительно, что Кэмерон стыдится этой работы и называет полнометражным дебютом «Терминатора».
Том Хупер – Кошки (2019)
Начнем с оговорки: Том Хупер – не великий режиссер, но в начале десятых он справедливо считался новой суперзвездой. «Король говорит!» взял «Оскары» за лучший фильм, лучшую мужскую роль, лучший оригинальный сценарий и лучшую режиссуру. А «Отверженные» были самым громким мюзиклом поколения и (при многих проблемах) содержали кучу сложнейших с точки зрения постановки сцен.
Видимо, тогда Том Хупер решил, что ему нужно стать главным по мюзиклам в Голливуде. И наверняка он с завистью смотрел на «Ла-Ла Ленд». «Кошки» – давний топ на Бродвее, но уникальный провал в кино. Тот случай, когда над фильмом смеялись вообще все, хотя так не было задумано.
Актеры в кошачьих образах выглядели смехотворно глупо и моментами даже жутко, а чтобы вспомнить CGI хуже в кино с сопоставимым бюджетом, нужно было серьезно напрячься. А недавний фаворит критиков Хупер собрал обильный урожай «Золотых малин», в том числе за худшую режиссуру. «Кошки» – выдающийся кринж, который нужно увидеть хотя бы раз.
Фрэнсис Форд Коппола – Джек (1996)
А вот об этом провале вы, наверное, даже не слышали. Но признанный всеми на свете Фрэнсис Форд Коппола, снявший «Крестного отца» и «Апокалипсис сегодня», тоже умеет мощно падать. Причем в этот конкретный раз маэстро поскользнулся на банановой кожуре. «Джек» – неудачная попытка Копполы снять комедию.
На самом деле «Джек» – драмеди в стиле Спилберга. Главный герой страдает от редкого заболевания, из-за которого он уже в десять лет выглядит, как взрослый мужчина. Естественно, из-за этого у него много проблем с социализацией и неловких ситуаций, а Робин Уильямс снова играет наивного и доброго персонажа. Проблема в том, что вся его веселость выглядит неуместно. И вместо меланхоличной драмы «Джек» вышел крайне неловкой комедией и маркером конца большой карьеры Копполы-режиссера.
Братья Коэны – Игры джентльменов (2004)
Ремейк отличной комедии 1955 года от Джоэла и Итана Коэна, о существовании которого все постарались забыть. Сюжет в том, что команда грабителей собирается осуществить проект всей жизни, но для этого им нужно внедриться в доверие к хозяйке одного очень важного подвала. Нехитро, но в руках Коэнов и с отличным составом (Том Хэнкс, Дж. К. Симмонс, Марлон Уайанс) «Игры джентльменов» казались перспективной историей.
Кто же знал, что Коэны воспримут идею ремейка старой комедии слишком буквально и вместо фирменного юмора наполнят сценарий ужасающе стыдными гэгами. Некоторые шутки строились вокруг задницы старой женщины, а другие как будто пришли из мультиков Looney Tunes. В итоге «Игры джентльменов» в год выхода казались дико устаревшим фильмом и ничто в нем даже не намекало на стиль Коэнов.
Тим Бертон – Планета обезьян (2001)
На этом месте могли быть и другие промахи Бертона, а их у него хватает. Например, полное разочарование под названием «Мрачные тени» и безумный «Марс атакует!» Но с точки зрения силы удара и высоты падения «Планета обезьян» все же важнее. Бертон взялся за ремейк классики, а после «Бэтмена» у него была солидная репутация в плане больших тайтлов.
К самому фильму можно относиться по-разному, хотя по динамике и стилю он явно проигрывал лучшим работам Бертона. А вот финал разочаровал всех. В оригинальной «Планете обезьян» герой в конце узнавал чудовищную правду: на самом деле он попал не на другую планету или в параллельную вселенную, а в будущее после ядерной войны. Увидев, что произошло с человечеством и осознав, что он остался совсем один, персонаж бессильно кричит: «Маньяки! Вы все взорвали!»
Неожиданный и действительно сильный финал. Чем же ответил на него Тим Бертон? Марк Уолберг будто бы вернулся в реальность, но экстренно приземлился у монумента Авраама Линкольна, который вдруг оказывается обезьяной. Тут же приезжает обезьянья полиция. А? Что?
10 самых раздражающих персонажей из мультсериалов. От Морти до Лизы Симпсон
7 лучших сериалов про тюрьму. От «Побега» до популярного ситкома
Комментарии