Перейти к содержимому

Аналог «Слабого звена» – самое слабое шоу на СТС. В нем неуютно даже Марии Киселевой

«На выход!» – «Добрый Cola» от мира телешоу.

Оригинальная версия «Слабого звена» – один из символов телевизионных нулевых. Нельзя сказать, что программа занимает верхние строчки ностальгического чарта хитов, но ее знали все. И цитировали. И обыгрывали в комедийных передачах – в основном в КВН, где, кажется, было не менее десятка пародий от заметных команд. Причем каждая из них фокусировалась на холодной харизме Марии Киселевой, чье присутствие и сделало «Слабое звено» великим.

Все было бы отлично, если бы проект так и остался памятным артефактом нулевых – программой, покупку лицензии на которую санкционировал лично Сергей Супонев. Но вышло так, что «Слабое звено» неоднократно умирало и воскресало с ухудшением качества. В последний раз совсем недавно, на СТС. Правда, под другим названием – «На выход!» Получилось, мягко говоря, не очень, но чтобы понять это, сначала вспомним о прошлых воскрешениях.

Первое воскрешение «Слабого звена» с Фоменко – дикий провал

В 2001 году, когда программа запускалась, Мария Киселева была идеальным выбором для «Слабого звена». Известная, но не медийная, зато уверенная, харизматичная и запоминающаяся. Киселева создана для «Слабого звена» так же, как и для слова «доминатрикс». Но его в начале нулевых не знал никто, в отличие от фразы: «Вы самое слабое звено. Прощайте».

Программа успешно жила на ОРТ («Первом») с 2001-го по 2005 год, пока не истек срок лицензии британского оригинала The Weakest Link. Возможно, канал бы продлил права, но так совпало, что в 2005 году Мария Киселева забеременела и взяла небольшой декретный отпуск. Реально небольшой – железная тетя вела шоу и на восьмом месяце. Так вот, возвращение в эфир затянулось, у «Первого» появились другие важные вещи в сетке, а права закончились.

Вернул «Слабое звено» в эфир уже «Пятый канал» с Николаем Фоменко в роли ведущего. Было это в 2007 году, но такая версия почему-то ни у кого не отложилась в памяти, что явно не похоже на критерий грандиозного успеха. И правильно: возрожденная передача потеряла все, чем был славен первый заход – Марию Киселеву.

Да, игроки все еще отвечали на вопросы по цепочке и складывали деньги в банк, а ведущий лениво подкалывал выбывающих участников. Но кому какое дело до этого? Суть «Слабого звена» всегда была только в давлении Киселевой на участников. Добряк Фоменко с этим просто не справлялся. Было видно, что Николай просто зачитывает написанный кем-то текст, но он явно плотно позавтракал и не собирался откусывать игрокам головы, понимаете?

«Где были ваши уши, когда звучали вопросы? И почему вы ими так громко хлопали вместо того, чтобы слушать?» – вот вам случайная цитата из «Слабого звена» с Фоменко. Даже написано как-то избыточно и неряшливо. У Киселевой всегда были хлесткие и короткие реплики: «Кто пришел сюда, чтобы проиграть?», «Кто отправится домой ни с чем?» и так далее. Просто, но эффективно. Так что формат с Фоменко закономерно и бесславно сгинул, не продержавшись в эфире и года.

В 2020 году «Слабое звено» снова воскресили

Но уже с оригинальной ведущей. На этот раз телепродюсеры четко поняли, что без Киселевой проект «Слабое звено» выглядит гораздо бледнее. И уж точно на месте ведущей не должно стоять случайной селебы, которую завели за руки из соседнего павильона. Мария Киселева давала проекту не только стиль и атмосферу, но и ностальгию. Так что в полноценном перезапуске 2020 года смогли вернуть и ее.

Удивительно, но это сработало, даже несмотря на то, что третья версия «Слабого звена» выходила на телеканале «Мир» – доме таких проектов, как «МосГорСмех», «Слово за слово» и «Слава за минуту», а также сериалов «Пелагия и белый бульдог», «Наши соседи» и «Тещины блины». Короче, «Мир» не похож на фабрику хитов. И это еще мягко сказано. А тут – целое «Слабое звено» с Марией Киселевой!

Команда, ответственная за камбэк «Слабого звена», подошла к вопросу с большим пониманием дела. Нулевые закончились, появился ютуб, и нужно было как-то нестыдно вписаться в это дело, не испортив оригинал. Ключевых изменений было два. Первое – в «Слабое звено» начали звать звезд интернета.

Многие помнят выпуск со стендап-комиками, где были Иван Усович, Дима Гаврилов, Гарик Оганисян, Руслан Халитов, Даниил Слободенюк и другие. Обратите внимание: не лица вечерних эфиров ТНТ, а именно люди с ютуба.

Вторая перемена коснулась тех самых злобных реплик Киселевой. Их сделали более острыми и обидными. Теперь Мария устраивала гостям полноценную прожарку, что очень правильно. Теоретически нарезка с удачными подколами могла бы вывести «Слабое звено» за пределы гетто телеканала «Мир».

Запуск получился удачным, потому что «Слабое звено» обсуждали. Развлекательным теликом, как и раньше, заправляли ТНТ, СТС и «Пятница!», но мемная передача из прошлого перешла в настоящее без особых потерь качества. Уже большое достижение. Однако в 2022 году (с началом известных всем событий) BBC предсказуемо отозвал лицензию на «Слабое звено». Так проект умер уже в третий раз. Пока его не подобрал СТС.

«На выход!» смотрится как пиратская версия «Слабого звена»

Есть что-то одновременно циничное и уморительное в том, что в российских кинотеатрах даже перед показом очевидно нелицензионной копии западного фильма, демонстрируют предупреждающие надписи о том, что пиратство – зло. Простите, а вы сами фильм-то откуда взяли?

«На выход!», номинально новый проект с Марией Киселевой, вызывает примерно те же ощущения. Программа поменяла название и логотип, студию подсветили желтым вместо синего, но в остальном суть осталась той же. Участники отвечают на вопросы, серия правильные ответов дает больше кэша, деньги кладут в банк, а самого слабого в каждом раунде отцепляют. Как будто бы все должно быть хорошо, да? Но шоу не работает!

Каким-то мистическим образом «На выход!» производит впечатление стыдливой подделки. Особенно в моменты, когда Киселева произносит не легендарную фразу, а «Георгий, мне больше нечего вам сказать, кроме как… Вперед – на выход!» Да, это всего лишь слоган и мем. Но не стоит недооценивать силу таких вещей.

Одна из самых важных составляющих успеха «Слабого звена» 2020 года – ностальгия. А значит, программе было важно соблюдать ритуалы. Никто не смотрел ее, чтобы понять, знает ли Денис из Москвы столицу Эквадора и писателя Островского. Все хотели, чтобы Мария Киселева говорила: «Вы самое слабое звено. Прощайте».

Можете провести аналогию с любым мемом из прошлого. Пацан, который рассказывал анекдот про повара, не залетел бы с другим видео, где слесарь спрашивает слесаря. А Дед Бом-Бом, оставшись тем же человеком, разочаровал бы публику, если бы сказал: «Пам-Пам». Глупо, но это действительно так работает.

Попытки освежить проект смотрятся не так уж здорово. Помните программу с комиками? Так вот, в четвертый выпуск «На выход!» продюсеры СТС позвали команду «КликКлака» – Эльдара Джарахова, Андрея Старого, Руслана Усачева и других. Заход правильный, но антураж не располагает. Чего-то важного не хватает, как в «Добрый Cola».

В новом проекте даже Киселева выглядит неуверенно

И угадайте почему? У нее тоже работают ностальгия и сила привычки. Уж кто-кто, а Мария Киселева, прозносившая фразу «Вы – самое слабое звено» тысячи раз, точно понимает, какое именно шоу она ведет. В результате первые выпуски «На выход!» состояли из моментов, где ведущая начинает произносить ту самую фразу, но в последний момент исправляется и говорит стерильное «На выход!» 

Количество неловких пауз просто запредельное, а из-за них сильно страдает флоу передачи. Когда Киселевой приходится активно следить за языком, чтобы сказать именно «На выход!», она уже не кажется уверенным айсбергом. И это душераздирающе для тех, кто помнит «Слабое звено».

К тому же, на СТС решили продолжить традицию с более острой прожаркой, но зашли слишком далеко и написали для Марии целую серию молодежных приколов. А они ей просто не идут. Ну не может Мария Киселева сказать «Кому нужна инструкция даже от симпл-димпл?» и не потерять лицо. Не говоря уже, что симпл-димпл и 2023 год явно не сочетаются. Наверняка, если смотреть внимательно, можно найти и момент, где она произносит «Хагги-вагги». 

Но даже шутки без зумерского уклона написаны как-то лениво. «На кого следует написать заявление в полицию разума?», «Для кого игра ума – это камень-ножницы-бумага?» Ну что это вообще такое? Чувствуется почерк нового, квази-молодежного СТС! А вот вайб «Слабого звена» куда-то улетучился. Видимо, говоря о возвращении передачи, мы недооценивали то, какую громадную роль в ней играла ностальгия.

Недооцененные телевикторины из нулевых. Жуткий сосед «Слабого звена» и шоу с призом в одну копейку

ТНТ официально помирился с Масляковым и КВН. В эфир вернут новую «Игру»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.