Перейти к содержимому

10 самых надоевших песен из кино. От AC/DC до Stayin’ Alive

Часть из них пора запретить.

Хороший саундтрек – не самая важная часть кино, но о ней точно не стоит забывать. Культовые фильмы не только смотрятся, но и звучат впечатляюще. Имперский марш из «Звездных войн», саундтрек «Крестного отца» и даже звонок телефона из «Бумера» – узнаваемые вещи, задающие атмосферу. Так, в «Очень странные делах» на слух вайба 1980-х больше, чем в настоящих 1980-х. И все благодаря музыке.

Важен не только оригинальный саундтрек, но и выбор песен. Фильм «Рокки III» нельзя представить без монтажа под Eye Of The Tiger, а My Heart Will Go On в исполнении Селин Дион закреплена за «Титаником». Но есть набор песен, встречающихся в кино так часто, что они перестают производить эффект и только раздражают. Вместо того, чтобы зарядить что-то мощное в напряженный момент, авторы выбирают самые банальные треки на свете. Что же это за песни и почему они так надоели?

AC/DC – Back In Black

Вообще Highway To Hell тоже мегатривиальный вариант, но в кино Back In Black используется гораздо чаще. Классика хард-рока врубается каждый раз, когда кому-то за кадром хочется подчеркнуть крутость сцены. Песня играла в таких фильмах, как «Железный человек», «Человек-паук: Вдали от дома», «Карате-пацан», «Кунг-Фу Панда 3», «Мегамозг», а еще в «Сверхъестественном», «Гриффинах», «Кобра Кай» и «Эше против зловещих мертвецов». 

Не пора ли остановиться? Тем более, группа AC/DC широко известна тем, что практически все их песни звучат более-менее одинаково. Эффект узнавания группы произойдет и с другим хитом, но восприниматься это будет как что-то более оригинальное, чем очередное появление Back In Black и Highway To Hell.

Steppenwolf – Born To Be Wild

Похожий случай. Вы видели это бесконечное количество раз: стоит персонажу сесть на тяжеленный чоппер, как врубится байкерский шлягер на все времена – Born To Be Wild. Но мотоцикл необязателен. На самом деле песня Steppenwolf может сопровождать любую поездку с оптимистично-крутым настроением.

Сложно найти более потасканную песню, потому что Born To Be Wild использовали более чем в сотне фильмов и сериалов. И какой там разброс! От «Беспечного ездока» до «Паддингтона», от полнометражки по мульту «Ох уж эти детки!» до «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Надо ли говорить, что уместно это было только в тех случаях, когда кинопоездки пародировались, как было в «Симпсонах»?

Leonard Cohen – Hallelujah

Аллилуйя! Алли-луйя! Да, у Леонарда Коэна был прекрасный голос, и если бы не его песня, во втором сезоне «Настоящего детектива» не было бы вообще ничего хорошего. Но как же Hallelujah зачастила в кино! Мне на ум приходит три памятные сцены, но их, конечно, в разы больше.

Первая – это «Шрек», где кавер на Hallelujah играет, когда Шрек, Осел и Фиона разошлись в разные стороны. Второе – «Клиника», где Джей Ди под эту песню наблюдает смерть пациентки. И третье – сцена секса Шелкового Призрака и Ночного Филина в «Хранителях» Зака Снайдера. Надо сказать, сцена довольно кринжовая, но песня точно сделала ее лучше.

Проблема не в том, что Леонарда Коэна не хочется слушать еще раз. Хочется! Но когда песню используют так часто, как это было с Hallelujah, она становится красным флажком. Зрители видят надпись «Аплодисменты» и начинают хлопать. Точно так же мы слышим Hallelujah и понимаем, что это сигнал от создателей фильма: «Чувствуйте эмоции, чуваки, вот теперь можно». И это не дополняет экспириенс, а, наоборот, вырывает из него.

Carl Douglas – Kung Fu Fighting

Окей, окей. Камеди-диско про кунг-фу от Карла Дугласа – действительно смешная песня. Не просто так под нее происходят неожиданные дурашливые врывы в половине ситкомов, которые я смотрел. Но дело в том, что это каждый раз одно и то же банальное решение. Если кино не очень серьезное, и кто-то начинает глупую драку, звукарь тут же дополняет сцену. И начинается – эврибади воз кунг-фу файтинг! Тарара-тарара-тарара-тарара! 

Очень весело, замечательно. А что, еще раз? Ну хорошо, второй раз тоже смешно было, но может… Окей, снова, понятно. Шутка с песней Kung Fu Fighting тянется с середины 1970-х. И она перестала быть настолько смешной. Можно было остановиться где-то в районе «Кунг-Фу Панды», которому эта песня была как раз.

Bee Gees – Stayin’ Alive

Если Kung Fu Fighting врубается часто, но все-таки при специфических обстоятельствах, то Bee Gees с их Stayin’ Alive тупо плевать на контекст. Хоть драма («Виртуозность»), хоть комедия («Голый пистолет»), хоть детский мультфильм («Мадагаскар») – зайдет абсолютно везде. Но глобально порно-фанковая музыка Bee Gees стала мемом благодаря «Лихорадке субботнего вечера» с Джоном Траволтой.

Учитывая, что Stayin’ Alive считается одной из самых прилипчивых песен в истории человечества, ее появление в кино может не только создать запоминающуюся сцену, но и отвлечь зрителя. Выкинуть ее из головы просто невозможно. И этот эффект с каждым годом закрепляется все сильнее, потому что Stayin’ Alive играет реально везде.

Marvin Gaye – Let’s Get It On

Представьте сцену, где персонажи очень заигрывающе смотрят друг на друга, но с комедийным вайбом. Скорее всего, фоном играла Let’s Get It On. Она была в «Остине Пауэрсе», «Клинике», мультике «Вперед», «Докторе Хаусе», «Зачарованных», «Симпсонах», «Гриффинах» и сиквелах «Дневника Бриджит Джонс».

Сложно даже вообразить мелодию, более подходящую для недвусмысленного намека. Так же сложно, как найти хоть один случай, где Let’s Get It On использовалась бы всерьез, а не в качестве шутки. Может, «Беверли Хиллз»? Поскольку контекст всегда один и тот же, а сцены как будто копируют друг друга, песню уже можно считать отдельным гэгом, гуляющим по разным произведениям. Но он тоже приелся.

Jefferson Airplane – White Rabbit

Важный хит 1960-х стал музыкальным клише в кино еще в 1990-х, но с тех пор White Rabbit – песня, обыгрывающая сюжет «Алисы в стране чудес» – используется только в одном конкретном контексте. Если персонаж вдруг решил употребить в кадре что-нибудь запрещенное и вот-вот начнет видеть всякое, вы можете угадать мелодию до ее начала. И в 80 процентах случаев окажетесь правы!

Впрочем, достаточно и обычных галлюцинаций. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Запрещенный прием», «Легион», «Очень странные дела», «Клан Сопрано», «Рассказ служанки», «Готэм», «Матрица: Воскрешение», «Тайная жизнь домашних животных 2» и большая часть пародий на хиппи-культуру в «Симпсонах», «Гриффинах» и «Футураме». Список далеко не полный, но его хватает, чтобы задаться вопросом: может, найдем для этих сцен другую песню? Хотя бы одну, просто чтобы был какой-нибудь второй вариант.

The Rolling Stones – Gimme Shelter

Выдержка из учебника кинозрителя: «Если вы слышите на фоне песню Gimme Shelter, значит, в кадре происходит что-то напряженное». Причем напряжение может быть как романтическим, так и драматическим. «Фанат», «Декстер», «Отряд самоубийц», «Форд против Феррари». У Gimme Shelter очень неплохое резюме. Песня ведет себя как хороший актер и не снимается где попало. 

На самом деле мы бы не придирались к Gimme Shelter так сильно, если бы не главный фанат этой песни – Мартин Скорсезе. Кажется, режиссер не может выбросить ее ни из головы, ни из плейлиста. Песня играла у него и в «Отступниках», и в «Казино», и в «Славных парнях». Хороший выбор, никаких вопросов, но нужно знать меру. Представьте, если бы Stuck In The Middle With You звучала не только в «Бешеных псах», но и в половине фильмов Тарантино. Сцена с отрезанием уха бы сильно упала в цене.

Creedence Clearwater Revival – Fortunate Son

Как ни странно, лучше всего об этой песне пошутили в «Гриффинах». Куагмайр, вспоминая о Вьетнаме, говорит: «Я слышу эту песню каждый раз, когда сажусь в вертолет». Так и есть. Если фильм касается войны во Вьетнаме, там наверняка звучит Fortunate Son. Хотя чаще всего это пародия на «Форреста Гампа».

Но даже без Вьетнама хит CCR можно услышать в «Счастливчике Логане», «Парнях со стволами», «Большой маленькой лжи», четвертой части «Крепкого орешка» и «Отряде самоубийц», собравшем все музыкальные клише. Да, она в меру пафосная и узнаваемая, но тут ровно та же ситуация, что и с AC/DC. Важный и популярный рок-хит просто истрепался из-за слишком частого использования в кино. 

George Thorohood and The Destroyers – Bad To The Bone

Б-б-б-бэээээд! Это не цитата из песни, а скорее реакция на то, как часто ее врубают, чтобы передать невероятную крутость сцены. Серьезно. Можно простить что угодно. Stayin’ Alive надоела, но ладно. Highway To Hell? Ну, они снова не придумали ничего оригинального. А вот включение Bad To The Bone вызывает бессильную ярость.

Кажется, наиболее громко она прозвучала в «Терминаторе 2», когда Арни уезжал на мотоцикле. С тех пор Bad To The Bone нагоняла пафоса тупо везде – в «Трудном ребенке», «Майоре Пэйне», «Мегамозге», «3000 миль до Грейслэнда» и еще тонне пародий. Как это обычно бывает, песня была серьезной один или два раза, а после стала саундтреком для пародийных сцен. И это случалось так часто, что Bad To The Bone превратилась в самый банальный выбор для моментов комедийной крутизны. С огромным отрывом от ближайших конкурентов.

10 самых раздражающих персонажей из мультсериалов. От Морти до Лизы Симпсон

Каким был и куда делся канал Jetix? Топовые мульты, странный перевод «Наруто» и смерть от рук Disney

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.