8 провальных напитков от Coca-Cola. Ужасная кола с кофе и позорная минералка
Есть и газировка, чуть не убившая бренд Coca-Cola.
Coca-Cola – не просто напиток, а маркетинговый феномен. Не зря в России после ухода бренда его попытались импортозаместить буквально все, но не получилось это ни у кого. Но если в грандиозном успехе оригинальной колы сомнений нет, то другие продукты The Coca-Cola Company часто сливались в раковину истории сразу после выхода на рынок.
Некоторые напитки из этого списка существуют до сих пор. Другие же стали вечными маркетинговыми байками о том, как не нужно запускать новый продукт. А кое-что провалилось так уморительно, что в это почти невозможно поверить. Одно точно: вы вряд ли стали бы фанатом этих газировок.
New Coke
Начнем с классики. Все знают, насколько The Coca-Cola Company ценит свою секретную рецептуру. Есть куча выдуманных историй о том, что людям, знающим формулу, запрещено летать одним рейсом, как президенту и премьер-министру. Есть знаменитое хранилище с гигантским сейфом, куда водят экскурсии. И есть регулярные опровержения от спикеров из Coca-Cola, когда кто-то заявляет, что разгадал секретный состав.
Несмотря на всю эту мифологию, в 1985 году The Coca-Cola Company решила отказаться от классического рецепта и пафосно презентовала миру New Coke – «Новую колу». Это было сделано, чтобы освежить бренд, который неожиданно начал плохо чувствовать себя в борьбе с Pepsi. Но публика оказалась консервативнее, чем можно было подумать.
Компанию завалили письмами, петициями и телефонными звонками с требованиями вернуть старую Coca-Cola, а New Coke выкинуть на помойку. И это сработало. После того, как The Coca-Cola Company вернула старый рецепт, продажи колы выросли так сильно, что это стало поводом для появления конспирологических теорий. Якобы New Coke изначально придумали, чтобы создать скандал и таким образом поднять продажи. Так это было или нет, неизвестно, но даже если The Coca-Cola Company реально облажалась, им стоило придумать эту теорию заговора. Благодаря ей компания выглядит как дальновидная и хитрая корпорация, а не сборище дурачков, принявших тупое решение.
Coca-Cola Blak
Именно так. Blak, а не Black. Интересно, почему в США продукт не назвали Blak Coke? Надо бы разобраться с этим, но позже. Сначала расскажем историю напитка. Черная версия Coca-Cola запустилась в 2006 году. И цвет был основой рекламной кампании, что странно, потому что обычная кола тоже практически черная. Идея была в том, чтобы сыграть на резком росте кофейного рынка. Да, Blak – Coca-Cola с добавлением кофе.
Проблема в том, что вкус кофейной колы не понравился никому. Рецензенты сравнивали Coca-Cola Blak с лекарствами и почему-то с фломастерами. Не то, что вы хотите от газировки, правда? Провал Blak заставил Coca-Cola на много лет отказаться от идеи заигрывания с кофейным вкусом. Аж до 2019 года, когда напиток вернули в некоторых странах под названием Coca-Cola Plus Coffee. Но уже с другой формулой.
Dasani
Так, погодите, это ведь не газировка, верно? Dasani – бренд бутилированной воды от The Coca-Cola Company. И в США вода неплохо конкурировала за место на полочках. Но запуск Dasani в Великобритании в 2004 году обернулся целой серией невероятно комичных провалов. Что же могло пойти не так?
Оказывается, очень даже многое. Во-первых, британцы были разочарованы, когда узнали, что Dasani – просто фильтрованная вода. Ее не добывают в далеких горах или глубоких артезианских источниках, а в обыкновенном кране на юге Лондона. А у столичной воды из под крана в целом не лучшая репутация, да и зачем платить за бренд Dasani, если можно купить фильтр?
Но вторая причина гораздо смешнее. Слоганом Dasani выбрали сентенцию «Bottled Spunk». И здесь сыграла разница культур. Дело в том, что в американском английском звонкое слово spunk означает что-то вроде куража, мужества или пыла. А в английском дворовом варианте spunk означает «сперма». Впрочем, как и большинство других слов в английском сленге. И в таком контексте британцам еще сильнее не захотелось покупать spunk в бутылках.
Tab Clear
Еще один напиток с конспирологической историей. Tab Clear был выпущен в 1992 году и был, по сути, просто прозрачной колой. Согласно популярной теории, The Coca-Cola Company запустила его, только чтобы подорвать продажи Pepsi Crystal – прозрачной версии Pepsi. Разница была в том, что Tab Clear, в отличие от Crystal, был низкокалорийной колой. Но без отталкивающего публику слова «диетическая».
Tab Clear вышел чуть раньше, чем Pepsi Crystal и, кажется, полностью выполнил миссию по размытию рынка. Ни одна прозрачная кола не смогла завоевать популярность и в течение года оба напитка были сняты с производства. Так что сложно сказать, чем нужно считать Tab Clear – провалом или успехом.
Coca-Cola C2
Ужасная концепция из 2004 года. Coca-Cola C2 придумали для мужчин от 20 до 40 лет, которые хотели бы пить диетическую колу, но стесняются, потому что напиток недостаточно мужественный. Уже звучит слишком сложно и надуманно для успешной кампании. Грубо говоря, C2 был гибридом обычной и диетической колы с примерно усредненным вкусом.
Естественно, он провалился и забылся. Оказалось, что никому не нужна гибридная кола, а те, кому нравится низкокалорийная версия, и так могли ее купить. В результате The Coca-Cola Company просто выкинула деньги на запуск новой линейки. Но им не привыкать.
Vio
Напиток, который опередил время. Vio – молочная газировка с фруктовым вкусом, что для многих звучит мерзко уже на уровне идеи. Но ее выпустили на рынок в 2009 году, чтобы проверить концепт на практике. В результате Vio быстро провалился в Штатах, но на какое-то время прижился в Индии.
Зато если мы зайдем в магазины прямо сейчас, то обнаружим, что там неплохо существуют баночки с корейским напитком Milkis. По сути, та же идея: молочный газированный напиток с фруктовыми вкусами и (опционально) лицом певицы Доры на банке. Возможно, линейка Vio не была такой уж безнадежной.
Coca-Cola Life
Напиток существует до сих пор и даже у нас время от времени можно встретить его экспортную версию. Coca-Cola Life – еще один вариант низкокалорийной колы, где вместо сахара используется стевия. Согласно изданию Food Navigator, Life-версия в слепых тестах иногда показывала даже лучшие результаты, чем обычная Coca-Cola. Что странно, потому что гадкий тянущий привкус стевии сложно с чем-то перепутать.
Так или иначе, напиток не стал мировым хитом. Во многом, потому что обычному покупателю не было ясно, почему нужно брать Life, а не понятную Zero. Так что с 2017 года выпуск Coca-Cola Life сильно сократился, сохраняя лишь крошечную долю рынка. Например, она неожиданно хорошо зашла в Мексике. Похоже, маркетологи и технологи просто переоценили спрос на диетические вариации.
Vault
Тот случай, когда Coca-Cola вчистую проиграла сегмент рынка Pepsi. Цитрусовый напиток Vault в характерной зеленой банке был прямым ответом на Mountain Dew. Тут тоже было высокое содержание сахара и кофеина, но не настолько высокое, чтобы газировка превратилась в энергетик. И это просто не сработало. Хотя чуваки старались.
В 2007 году, когда PepsiCo выпустила Mountain Dew: Code Red в красной банке, Coca-Cola быстро ответила, создав Vault Red Blitz. Но у копирки всегда меньше шансов, чем у оригинала. Vault продержался на рынке целых шесть лет начиная с 2005 года, но потом стало очевидно, что компания теряет на его производстве больше, чем зарабатывает. Pepsi и Mountain Dew легчайше взяли этот раунд.
Попробовал 7 новых энергетиков. Стоит ли брать напитки со вкусом кофе и вишневой колы?
5 лучших альтернатив Coca-Cola Vanilla. Кто круче: «Добрый» или Coolcola?
Комментарии