«Шоу Воли» пока хуже «Вечернего Урганта». Павел Воля не тащит, но сохранил лучшие черты «ВУ»
На ТНТ передают тончайшие намеки внимательным зрителям.
Когда в 2012 году Первый канал запускал «Вечерний Ургант», в Москву прилетал бывший сценарист Saturday Night Live и продюсер The Late Late Show Билли Кимбэлл. В интервью программе «Время» Кимбэлл объяснял: «Ведущий должен отвечать в передаче за все – за гостей, музыку, новости, это вопрос его вкуса. В этом смысле Иван подходит идеально. Он актер, музыкант, шоумен, вхож во все эти сферы и мгновенно на все реагирует».
Под описание Билли также подходит и Павел Воля. Даже странно, что при переборе замен Ивану Урганту его имя ни разу не всплывало, хотя Павел давно ведет Comedy Club и еще миллион проектов на ТНТ, а также перепробовал кучу ролей – от кино до рэп-альбома, от сборников стихов до эстрадных монологов (фанаты еще называют их стендапом).
И только в «Шоу Воли» оказалось, что Павел отлично вписывается в жанр Late Night. Едкие перепалки со звездами остались в 2009-м – сейчас Снежок действительно мягкий и приятный, никак не обжигающе колкий и не лезет за воротник. Образ 44-летнего Воли идеален для формата вечернего шоу, в котором нужны не острые вопросы, а лаунж-атмосфера и комфортный юмор.
Новый лэйт-найт-проект ТНТ натурально выглядит и как укол «Вечернему Урганту», и как пример того, что можно и что нельзя в России 2023 года. Дуализм современной русской действительности и федерального ТВ ярче всего проявляется в блоке с обсуждением соцсетей – инстаграм (организация запрещена в РФ) заблокирован, но фото Тимати и видео Виктории Бони свободно обсуждают на большом развлекательном телеканале.
Стартовый монолог, который во всех странах (от США до Португалии) читает ведущий, в «Шоу Воли» буквально скинули на аутсорс. Но здорово, что в новостях Ильи Соболева просквозили черты, за которые зрители любили «Вечерний Ургант» – то есть тонкие намеки на запретные темы. Посмотрите хотя бы фрагмент с речью Соболева про арест Дональда Трампа.
«Новость о том, что бывшему президенту предъявляют какие-то обвинения, меня лично не удивляет. Сейчас такое время, что кому только не предъявляют жесткие обвинения. Даже (показывает наверх)», – хитро подмигнул Илья и перешел к обсуждению блогера Лерчек, которую прижали за предполагаемые налоговые махинации.
Возможно, именно Соболев первым на русском ТВ намекнул на ордер Владимиру Путину, ведь обычному телезрителю об этом никто не говорил – итоговые программы Киселева и Первого проигнорировали новости из Гааги. И это отличное следование ургантовскому стилю, а еще глубже – практикам советских сатириков, в которых всегда нужно было читать между строк.
В этом еще видится циничная тээнтэшная оптимизация производства. Обсуждение новостей в России-2023 выглядит опасным, и если властям что-то не понравится, то «Шоу Воли» еще можно будет спасти отстранением Соболева и сворачиванием всего информационного блока, чтобы не закрывать всю передачу. Да, от нее останутся только удары резинками по губе Басты, как в первом эпизоде, но это хотя бы не пепел на прежнем месте.
Лэйт-найт ТНТ в принципе подстраховывается со всех сторон – от нападок Кремля до укусов критиков, сравнивающих «Шоу Воли» с «ВУ». Декорации максимально расширили, а выход ведущего и гостей перенесли не за театральный занавес, а на лестницу зрительного зала, чтобы максимально отличаться от «Урганта».
При этом еженедельный выход в эфире подставляет проекту те же грабли, на которые уже лет 15 наступает Высшая лига КВН, – инфоповоды протухают быстрее, чем программу видят зрители. Да, возможно, на момент съемок (шоу записывают за три дня до премьеры) шутки кажутся актуальными, но по ТНТ аудитория слышит сравнение Филиппа Киркорова с дедом из рекламы Tele2, завирусившееся в твиттере семью днями ранее.
И этот же шаг раз в неделю дает создателям «Шоу Воли» меньше права на ошибку. Авторам «Вечернего Урганта» нужно было придумывать по одному выпуску каждый будний день, и неудачный эпизод можно уже завтра перекрыть творческой удачей. На ТНТ же вынуждены выдавать бомбу из развлечений, которую зритель должен ждать каждое воскресенье. Отсюда и дорогой реквизит, на поиски которого можно потратить больше сил и времени.
Из-за этого весь выпуск «Шоу Воли» в целом выглядит чуть громоздко – 60 минут чистого хронометража, три гостя, два аттракциона со звездными гостями, два монолога и музыкальный номер. Плюс в студии нет какой-то легкости, и ее отсутствие сложно объяснить волнением ведущего – Павел опытный конферансье, который вольготно чувствует себя в кадре, и на экране незаметны трясущиеся ручки или дрожащий голос.
Возможно, проблема заключается в том, что Воля не лучший интервьюер и за всю карьеру не так часто задавал вопросы на камеру один на один. В условном разговоре с Харламовым и Бастой его скиллов интертейнера достаточно, но уже в диалоге с 14-летним изобретателем инсулинового холодильника проявилась слабость Воли – тот же Ургант или Максим Галкин (признан властями РФ иноагентом) общаются с детьми намного увереннее и свободнее, чем Павел.
Но в целом эксперимент выглядит, скорее, удачным. Лэйт-найт-шоу нельзя делать скромным и малобюджетным – формат изначально задуман немного китчевым, поэтому павильоны «Мосфильма» и бюджеты «Газпром-Медиа» подошли для «Шоу Воли» идеально. Да, у Павла пока нет легкости, но и «Вечерний Ургант» лишь спустя пару лет и пару сотен выпусков стал главной телепрограммой страны.
И нельзя не отметить случайный символизм двух последних лэйт-найт-шоу России. В первом выпуске «ВУ» вживую пела Земфира (признана властями РФ иноагентом), которую сегодня невозможно представить на федеральном ТВ. На премьере «Шоу Воли» Павел под фонограмму читал трек «Моя игра» вместе с Бастой. Жизни на русском ТВ становится все меньше, а за любой неправильный ответ тебя бьют резинками по губе.
Комментарии