7 ужасающих проблем российских ситкомов. Отсутствие смелости, беда с концовками и глупые зумеры
Что не так с жанром?
Признаем очевидное: как бы высоко ни поднимался уровень российских сериалов, ситкомов это не касается. Они, как и раньше, удручающе слабые. Настолько, что при отсутствии действительно мощных тайтлов люди ставят в топ нестыдные, но очень проходные вещи, вроде «Ольги» или «Мылодрамы». А в среднем по жанру ситуация так вообще мертвейшая.
Да, на первый взгляд кажется, что российские сериалы прошли эпоху запоздавших копирок, вроде «Счастливы вместе». Но задумайтесь вот над чем. «Мою прекрасную няню», «Папиных дочек» и рутинный ад Букиных смотрели все, а мемы оттуда живы в памяти до сих пор. Но с уходом той эпохи не появилось ни одного тайтла, сопоставимого по масштабу и культовости. Просто катастрофа. И что же именно мешает российским ситкомам развиваться? А вот что!
Отсутствие смелости и экспериментов
Пожалуй, самая очевидная проблема комедийных сериалов родом из России. Они существуют нигде. Пустота, лимб, Великая Серость – вот настоящие сеттинги. Практически все российские ситкомы вместо того, чтобы высмеивать реальность, игнорируют ее: вы не услышите ни одной настоящей политической или социальной шутки, а если такое и произойдет, то трусливо и мягко как в «Горемыках». А ведь этот проект обезумел от собственной смелости и подавал себя как острую сатиру.
И ладно еще этот момент. С ним все понятно, пусть он и создает неприятный контраст с ситкомами из других частей света. Но даже обыкновенные эксперименты с формой и содержанием в российских ситкомах не поощряются. А исключений, вроде «Последнего министра» и «Миллионера из Балашихи», слишком мало, чтобы они на что-то влияли и были замечены широкой аудиторией. От этого не спасли даже стриминги, хотя оба этих примера появились именно там.
Одинаковые темы и конфликты
Возьмем за ручку нашу подругу неоригинальность и отведем в соседнюю комнату. Вы замечали, что российские ситкомы работают с ограниченным набором сюжетов и приемов? Как и везде, тут обязательно нужны менты и бандиты, а еще конфликт мажоров и провинциалов, семейные разборки, измены, жены олигархов и так далее. Ну сколько можно, а?
Как так получилось, что одним из самых обсуждаемых комедийных сериалов 2010-х стал тайтл под названием «Полицейский с Рублевки»? Откуда? Тема Рублевки должна была умереть в конце нулевых. Видимо, можно было продолжать шутить про чизкейк, тирамису и угги, как это делали телебумеры всех видов: от «Аншлага» до Comedy Club.
С персонажными конфликтами происходит то же самое. Никакой оригинальности, только классическая схема. В ней герой выбирает между своим эго и ожиданиями окружения, останавливается на первом варианте, потом врет и пытается скрыть последствия. Затем об этом узнают, а персонаж извиняется, и его прощают. И так до следующей серии. Так работали «Воронины», «Счастливы вместе» и «Универ», так продолжают работать современные сериалы, включая «Мылодраму» и «Ольгу».
Просто у кого-то это получается менее стыдно. Но развитие жанра сильно затормозилось. В то время, когда какая-нибудь «Кремниевая долина» предлагала не просто пародию, а комедийный диалог об IT-сфере, а «Бруклин 9-9», оставаясь простым процедуралом, все равно ломал формулу и отказывался от стереотипных сюжетов. Ну, или хотя бы маскировал их.
Ситкомов для молодых не существует
Скорее продюсерская история. Но она имеет смысл только для телевидения – его действительно чаще смотрит старшее поколение. Следовательно ориентироваться надо именно на него, включая в сюжет исключительно проблемы персонажей старше 30-40 лет. Теперь-то понятно, откуда в российских ситкомах эта вечная атмосфера тещи Владимира Винокура и доминирование семейных тем.
Объяснимо? Да. Правильно? Нет, потому что по-настоящему хороший сериал подразумевает большую универсальность. Но беда в том, что ситуация не сильно улучшилась с появлением стримингов. Причем именно для ситкомов, потому что умных драматических сериалов для молодого поколения как раз завезли в хороших количествах. Но вот с юмором это не прокатило.
Бывают, конечно, пограничные ситуации. Например, отличный сериал «Пингвины моей мамы», но это не чистокровный ситком, а довольно грустное драмеди. Но вот качественного комедийного проекта, с которым могли бы ассоциировать себя двадцатилетние или даже подростки, так и не случилось. Не появилось неловкого персонажа, обнажающего свои страхи и мысли так, как Джей Ди в «Клинике». Не появилось аватаров для компании гиков, как в «Теории большого взрыва» или «Кремниевой долине». Но почему? Может, потому что…
Сценаристы не умеют писать зумеров
Такая проблема существует не только в российских сериалах, но конкретно в ситкомах она делает двойное сальто. По моим наблюдениям, есть всего три способа показать зумера в российском ситкоме. Первый – тупо писать его как взрослого человека и потом вставить «йоу». Второй – сделать его полным дегенератом, потому что в глазах сценариста все подростки такие. И третий – это персонаж-статист, который почти не появляется в сюжете и не обладает яркими свойствами.
Мой любимый пример – Варя из «Конца света» от Александра Незлобина. Младшая сестра главного героя показана раздражающе громкой, умопомрачительно тупой, завистливой, смеющейся без причины и падкой на местную версию Дани Милохина. Тот, кто это придумал, не знает о зумерах и их культуре ничего. Проблема в том, что таких персонажей полно, а сценаристы срисовывают подростков с тиктокеров, а не с настоящих людей.
Вот еще два красноречивых примера не из комедий. В «Мажоре» девятилетняя девочка по какой-то причине слушает Гуфа. А в одной из серий «Антологии русского хоррора» молодой персонаж в современном сеттинге разговаривает фразами типа: «Не парься, чувачок!» Короче, беда настигла всех, но по ситкомам ударила особенно больно, потому что там это видно.
Персонажи слишком одномерные
Продолжим разговор о предыдущей проблеме. Может показаться, что правдоподобному молодому персонажу просто неоткуда появиться, ведь сценаристы их не понимают. Но это тоже не совсем правильно. Откуда-то ведь взялись такие проекты, как «Мир! Дружба! Жвачка!», «Трудные подростки» или «Черная весна». Да, это вообще не ситкомы. Но в них подростки выглядят и ведут себя очень даже здорово. Так в чем тогда проблема?
Есть ощущение, что создатели ситкомов (может, не сценаристы, а продюсеры) относятся к жанру несерьезно. И это объяснило бы очень многие вещи. Вспомним что-нибудь из прошлого. Отлично подойдут «Папины дочки». Там у всех героинь была какая-то яркая функция: Маша – модница, Даша – гот, Женя – спортсменка, Галина Сергеевна – заучка, а Пуговка – маленькая и милая. Что это значит?
Любой конфликт в «Папиных дочках» получал понятную реакцию со стороны персонажей: «Я на каблуках никуда не пойду», «Ищите меня на кладбище!», «Эээ, спорт! Стивен Джеррард! Это’О!», «Согласно моим подсчетам…», «Мы с Бубликом решили по-другому». И так каждый раз, что для нулевых казалось чем-то нормальным. Но дело в том, что ситкомы уже в тот момент шагнули дальше таких концепций.
Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» – больше, чем просто отстраненный суперзадрот с инопланетным мышлением. Он ранимый, у него часто просыпается детская психология, у него жесткое ОКР, он был воспитан религиозной матерью в Техасе. Есть направления, откуда может прийти юмор. И вашего любимого героя ситкомов тоже можно так разобрать.
Но в российских сериалах – от олдовых «Ворониных» до какого-нибудь «Детективного агентства Мухича» – так и не избавились от одномерных персонажей-функций. Тупая красотка будет тупой красоткой, идиот будет исключительно идиотом, а толстяк не забудет каждые пять минут упоминать еду. Обидно. Похвалить можно только «Настю, соберись!», где этот концепт обыграли так, чтобы завернуть в него весь сериал. Но выкрутиться способны не все.
Российские ситкомы не умеют вовремя заканчиваться
А скатываются они быстро. Если кто не помнит, самые первые эпизоды «Интернов» были действительно остроумным продуктом, хоть и копировали некоторые части успеха «Клиники». Но сериал был интересно снят, не так уж плохо написан и было видно, что над каждой серией долго и обстоятельно работали. И потом все это полетело, превратившись в очередную хронику идиотов.
Не знаю, как вы, а я не помню ни одной концовки российского ситкома. Ни одной. Ноль. Не считая тех, о которых я прочитал в специальных текстах или услышал от знакомых. Просто не было такого ситкома, до финала которого всерьез хотелось бы досидеть.
Задумайтесь над этим. Многие носят под сердцем финал «Клиники» до сих пор, помнят неидеальный конец «Друзей» и ужасный «Как я встретил вашу маму». Последнюю серию «Кремниевой долины» хочется пересказать всем знакомым. И нет ни одной такой истории о российском комедийном сериале, потому что мало какой из них доехал до финиша, не развалившись по дороге.
Конечно, все чуть сложнее. «Клиника», «Друзья» и все остальные запомнились не из-за концовок, а потому что заработали культовый статус. Но есть что-то зловещее в том, что финальные эпизоды российских ситкомов просто отказываются запоминаться. Больше похоже на следствие, чем на причину проблем, но если бы продюсеры умели останавливаться вовремя, мы бы сейчас это не обсуждали.
Слишком много тупых персонажей
Одно из правил классического ситкома гласит, что кто-то один из вашего ансамбля персонажей может быть полным идиотом. Но не все сразу! И тут мы снова возвращаемся к тому, что авторы русских ситкомов не воспринимают свои проекты всерьез и пишут не преувеличенных людей, а одномерных дурачков.
Посмотрим на «Друзей». Глупости делают все, но полный идиот – только Джоуи. Или «Клиника». Джей Ди, Терк и Эллиот тоже не чужды тупости, но они проходят путь от неуверенных стажеров до опытных врачей. Они компетентны в том, чем они занимаются. И становятся только лучше, хоть и не успевают взрослеть эмоционально и принимать ответственность.
И теперь вернемся к «Интернам». Становятся ли герои этого медицинского сериала хорошими врачами? Нет! Они всю дорогу полные дегенераты. Ничего не меняется, а шутки продолжают строиться на их некомпетентности. Разве это нормальная ситуация?
Не все комедии должны быть похожи на «Тупой и еще тупее». Российские драмеди это понимают, поэтому «Пингвины моей мамы», «Трудные подростки» и даже «Вампиры средней полосы» в такие игры не играют. Но если есть заявочка на чистый ситком, а тем более для эфирного канала – можете делать ставки на то, что 90% юмора будет строиться на непроходимой тупости персонажей. К сожалению, жанровый стандарт.
12 тупейших вещей из ситкомов. Росс и Рэйчел из «Друзей», квартира Букиных и странные соседи
9 самых важных второстепенных персонажей в сериалах. От Гантера из «Друзей» до Лоры Палмер
Комментарии