Перейти к содержимому

7 сериалов, которые сдулись после ухода создателя. От «Декстера» до «Губки Боба»

Погодите, разве «Сверхъестественному» было куда падать?

Насколько важна для сериала фигура шоураннера – сценариста над сценаристами? Мы уже говорили об этом, когда появилась новость об отстранении Джастина Ройланда от «Рика и Морти». Да, в отличие от большого кино, над сериалами часто работают десятки разных сценаристов и режиссеров, но заметный почерк позволяется иметь только шоураннеру.

Грубо говоря, работа создателя сериала заключается в составлении так называемой сценарной библии, где записаны мельчайшие детали и рассказано, что должны и не должны делать персонажи и куда все идет. Номинально это значит, что после ухода шоураннера проект может работать автономно. Но так случается далеко не всегда. Часто даже топовые сериалы ломаются, как только их покидает оригинальный автор. Сегодня об этом.

Декстер

История маньяка с кодексом – один из величайших сериальных хитов нулевых. Но «Декстер» известен еще и отвратительным финалом, исправить который попытались в прошлогоднем продолжении «Декстер: Новая кровь». Более того, поздние сезоны оригинального проекта было невозможно смотреть. «Декстер» потерял и липкую атмосферу криминальной Флориды, и какую-либо осмысленность происходящего. Случилось все это как раз после ухода оригинальных авторов.

Шоураннер «Декстера» Клайд Филлипс свалил из сериала после четвертого сезона, в котором уже чувствовался кризис идей. И тогда никто не мог представить, что Майкл Си Холл и компания будут лететь вниз еще четыре нуднейших года с новой напарницей и кринжовым признанием в любви от сестры Дебры. Так что те, кто дожил до кошмарного финала, расстроились не потому, что кто-то испортил их любимый сериал, а потому что они зря терпели до конца.

Сообщество

Часто вспоминаем об этом кейсе, но его действительно стоит занести в учебники. Ситком создал Дэн Хармон, теперь известный по «Рику и Морти». И «Сообщество» стало великим благодаря уникальному чувству юмора. Зрители видели уже сотни комбинаций странных друзей, которые либо работают вместе, либо ходят друг к другу в гости. Но здесь персонажи из общественного колледжа не просто попадали в странные ситуации, а сходили с ума по-крупному. 

В сериях про массовый пейнтбол пародировались то «Звездные войны», то «Хороший, плохой, злой». Были камерные эпизоды из взаимных обвинений, где герои, например, весь хрон искали ручку. Мафиозная история про куриные палочки из столовой колледжа. Документалка о войне форта из подушек с фортом из одеял. Серия, где все играют в D&D. Зомби-апокалипсис под песни группы ABBA. Серия про мультивселенные, где выбор человека, который пойдет забрать пиццу у курьера, стриггерил создание темной вселенной-копии. Короче, ни разу не «Друзья» и не «Теория большого взрыва».

Создавать такой юмор могут не все, как и руководить процессом его создания. Поэтому четвертый сезон «Сообщества», над которым не работал Дэн Хармон, превратился в одну гигантскую катастрофу. Новые сценаристы как будто думали, что нужно просто смешать две концепции из поп-культуры, чтобы получилось «как у Хармона». Но нет. Было ужасно. Особенно вымученный эпизод с куклами в стиле «Маппет-шоу». К счастью, в пятом сезоне Хармона вернули, и он все починил.

Американские боги

Брайану Фуллеру жесточайше не везет. Он создал «Ганнибала» – самый стильный сериальный триллер поколения, в котором по неизвестной причине кто-то видел классический процедурал. Но «Ганнибала» закрыли на третьем сезоне, хотя Фуллер пытался его спасти. Не получилось. И Брайан взялся за новый проект – «Американских богов» по роману Нила Геймана.

Опять же, старт очень стильный. Несмотря на критику фанатов оригинальной книги, которые возмущались, что экранизация не побуквенная, «Американские боги» смотрелись здорово. Может, медленно, но необычно и в сказочном духе Геймана, а еще с топовейшим кастом. Первый сезон закончился на подъеме, а вторым занимался уже не Фуллер в паре с Майклом Грином, а Джесси Александер. И «Американские боги» посыпались.

Стиль и темп потерялись, актеры уходили с ролей, а новые сезоны «Американских богов» начинали и заканчивали обсуждать в день премьеры. Хуже того, между вторым и третьим сезоном у сериала снова поменялся шоураннер. Получилась дикая каша, чего бы точно не было, если бы произведение дали закончить Фуллеру.

Сверхъестественное

Окей, понятно, что никто не воспринимает «Сверхъестественное» как шедевр сериального искусства. Но первые пять сезонов от Эрика Крипке были нормальным палпом в духе «Баффи» или «Зачарованных», только с мужским потом, кожанками, классическим роком, винтажной тачкой и двумя здоровенными обрезами в багажнике. Короче, мерч с надписью Supernatural выглядел ироническим с первого дня. Но «Сверхъестественное» всегда хотело быть бульварной историей с монстрами. И это у сериала получалось.

Крипке ушел, когда рассказал законченную историю братьев Винчестеров так, как он ее видел. Поднимать ставки было некуда, потому что в пятом сезоне происходит битва с Люцифером. Но продюсерам нравилось, что «Сверхъестественное» – дешевый и прибыльный проект: его можно доить и без оригинального создателя. Ну, сезончиков, скажем, десять. 

И это уже был полный трэш. Начиная с шестого сезона «Сверхъестественное» скатилось до уровня несмотрибельных сериалов, а новые сюжеты были абсурдными и тупыми. Не говоря уже об очередных смертях и воскрешениях Сэма с Дином, которые и в оригинальном пятикнижии Крипке дохли регулярно. Ужас. Ну, зато впоследствии Эрик сделал еще и «Пацанов» и доказал, что он не бездарь.

Карточный домик

Эй, а разве политический триллер сдулся не после отмены Кевина Спейси? И да, и нет. Фрэнк Андервуд умер за кадром между пятым и шестым сезоном, после чего смысла смотреть «Карточный домик» уже не осталось. Но в реальности проблемы начались за год до этого – создатель сериала Бо Уиллимон покинул проект после четвертого сезона. И это чувствуется.

Дело в том, что Уиллимон – не просто шоураннер, а еще и известный драматург. И «Карточный домик» в лучшие времена был очень театральным экспириенсом, где напряжение гениально распределялось по актам, а некоторые важные сцены строились на взглядах и положениях. Бо забрал эти элементы с собой, и пятый сезон «Карточного домика» превратился в обычную политическую драму про коррупцию, связи и так далее. Стало намного скучнее.

Доктор Кто

Сложная история. Дело в том, что «Доктор Кто» – что-то вроде британского национального достояния. И им по определению не может заниматься только один автор. В 2005 году (после почти двадцати лет) воскрешением сериала занялся Рассел Т. Дейвис. Он снял четыре сезона, сделал Дэвида Теннанта звездой, закончил историю Десятого Доктора и передал проект в руки Стивена Моффата – чувака, который подарил вам «Шерлока» от BBC.

Для фанатов «Доктора Кто» Моффат был кем-то вроде далекого родственника, который всегда приезжает с подарками – лучшим приглашенным сценаристом. Его эпизоды получались напряженными и остроумными, так что все были счастливы. И пятый сезон уже с Мэттом Смитом вышел вполне хорошим. Но после Моффат почему-то начал работать по формуле.

Эпизод «Динозавры на космическом корабле» – плохая шутка. Как будто, чтобы получился «Доктор Кто», достаточно грубо смешать что-то из прошлого с чем-то из будущего. Короче, начиная с шестого сезона (второго для Моффата) у сериала случился спад. Но Стивен был не так плох, потому что его преемник Крис Чибнелл усугубил и без того жуткую ситуацию. 11 сезон «Доктора Кто» и все, что было после него – полудетская чушь с непробиваемо тупыми решениями внутри.

Главный британский сериал – испытательный полигон для смены концепций и сценаристов. Но теперь эксперимент вернется в начало: развитием нового воплощения «Доктора Кто» опять займется Рассел Т. Дейвис. Надежда для фанатов и урок для тех, кто до сих пор не понимает, сколько вещей зависит от шоураннера.

Губка Боб Квадратные Штаны

Да, старина «Спанч Боб» в компании сериалов. И он тут крайне уместен. Мало какой проект так сильно менялся после потери шоураннера. Наоборот: многим везло. Скажем, «Время Приключений» без Пендлтона Уорда точно не потеряло ни харизму, ни направление движения. А вот «Спанч Боб» упал очень больно.

Стивен Хилленберг

Создателем и идеологом «Губки Боба» все время был Стивен Хилленберг, но в 2018-м он скончался от бокового амиотрофического склероза. С тех пор «Губкой Бобом» занимались Винсент Уоллер и Марк Чеккарелли. При них у мульта сильно поменялась анимация и пропало чувство абсурдного юмора: вместо него завезли хаотичное нагромождение странных и неприятных образов.

На самом деле это уже второй такой случай. Фактически Хилленберг перестал быть шоураннером «Губки Боба» после третьего сезона (он планировал закончить мультсериал). Но канал Nickelodeon хотел выпускать больше серий, так что Хилленберга сменил Пол Тиббит. Фанаты заметили падение качества, но Тиббит пытался следовать концепции создателя мульта и не допустил совсем уж дикого спада. 

Хилленберг полноценно вернулся к «Губке Бобу» в середине 2010-х. Правда, уделял больше внимания полнометражным фильмам, а не мультсериалу. И все равно при живом Хилленберге «Губка Боб» сохранял уровень, напоминавший о культовых первых сезонах. А после его смерти мультсериал тоже закономерно умер.

10 отличных сериалов с ужасными первыми эпизодами. «Офис» и «Коня БоДжека» хотелось бросить сразу же

8 худших эпизодов из отличных мультсериалов. Депрессия «Тома и Джерри» и Леди Гага в «Симпсонах»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.