Перейти к содержимому

7 забытых российских ситкомов нулевых. От экранизации анекдотов до личного проекта Галыгина

Кто-то еще помнит «Гуманоидов в Королёве»?

Старые русские ситкомы. Какие ассоциации вызывает у вас это сочетание слов? «Папины дочки», «Счастливы вместе», «Воронины» и так далее. Кто-то вспомнит менее жвачный и более милый «33 квадратных метра» от «О.С.П.-Студии», но в среднем у нас будет один набор из успешных тайтлов, известных всем, у кого в те годы были глаза и уши. А есть и другой сегмент.

Забытые. Мертвые. Те, кто не взлетел и остался странным периферийным воспоминанием в виде куска заставочной песни. Ну, либо их просто недооценили. Чтобы выяснить наверняка, нужно вспомнить эти тайтлы. А мы как раз делали уборку в памяти и нашли много ностальгического сериального мусора из нулевых. В другой вселенной на цитаты и мемы разбирали бы именно эти ситкомы.

Вовочка (2000 – 2004)

Да, сериал по анекдотам, а вы чего ждали? Вовочка – один из самых популярных и вместе с тем эзотерических героев жанра. Он ведь не абстрактный новый русский или ковбой, но и не конкретный образ, вроде Штирлица или Чапаева. Так кто же это такой? Сериал 2000 года нужен лишь для того, чтобы дать ответ на этот вопрос.

В нем Вовочка – непослушный школьник в очках, вокруг которого разыгрываются отрывистые анекдотичные скетчи. Их, конечно, попытались соединить в цельную мифологию «Вовочки», но получилось как-то неряшливо. Единственное внятное воспоминание о сериале заключается в том, что лучшим его персонажем был директор школы в исполнении Бориса Смолкина – будущего дворецкого Константина из «Моей прекрасной няни».

Саша + Маша (2003 – 2005)

Один из первых успешных ситкомов ТНТ, снятый по мутной франкоканадской лицензии. Зато, в отличие от «Счастливы вместе» или «Ворониных», тут затруднительно проводить аналогии с оригиналом, потому что его никто не смотрел. А еще это узнаваемая роль Георгия Дронова, будущего Кости Воронина. В целом «Саша + Маша» выделялся нетипичным подходом к формату ситкома.

Каждая сцена строилась так, что в кадре всегда были Саша и Маша. А второстепенные персонажи обычно находились как бы за кадром, иногда светя затылками и конечностями. В остальном это был обыкновенный рваный скетчком, состоящий из бытовых зарисовок. Но для ТНТ тех лет «Саша + Маша» – большущий хит. Все-таки в 2003 году у канала еще не было бесконечного числа проектов и собственного стиля.

Лучшее доказательство, что тайтл забылся – существование спин-оффа «Универа» под названием «СашаТаня». Формула в нем абсолютно та же, но с небольшими стилистическими изменениями, более дорогой съемкой и намного более импотентной комедией. А «Саша + Маша» просто захоронен где-то в фундаменте сериальной империи ТНТ.

Кто в доме хозяин? (2006 – 2008)

Как же плохо постарел концепт этого сериала! Сюжет «Кто в доме хозяин?» в том, что отец-одиночка устраивается помощником на домашнюю работу к крутой бизнесменше, чтобы им с дочерью было где жить. И весь юмор строится на том, что: «Ууу, женщина работает, а мужчина занимается всем по дому. Шок!» Если что, американский оригинал «Кто здесь босс?» вышел аж в 1984 году – то есть, вообще в другом времени. Но эй, кому какое дело?

Честно говоря, «Кто в доме хозяин?» выглядит как хаотичная смесь из «Счастливы вместе», «Моей прекрасной няни» и «Папиных дочек». Главный герой – бывший футболист, завязавший из-за травмы, бедные провинциалы в шоке от богатого дома, а одна из центральных тем – отцовское воспитание. Но ни одна из этих вещей не была сделана достаточно хорошо, чтобы люди всерьез запомнили что-то кроме прилипчивого опенинга.

Петя Великолепный (2006)

Если о «Кто в доме хозяин?» знают многие, то «Петя Великолепный» – контент для избранных. И неизвестно, в хорошем ли смысле. Естественно, это очередная адаптация – на этот раз с колумбийским оригиналом. Естественно, провинциал Петя приезжает в Москву, где его почему-то принимает и селит у себя богатая семья. А потом глава семьи кончает с собой и оставляет Петю следить за всеми. А? Неестественно!

Но странная тут не только завязка. Сам провинциал Петя, сыгранный Александром Устюговым, наверняка задумывался как милый персонаж, сделавший жизнь семьи Лифановых более полной и душевной. А в реальности он жуткий лицемер, манипулятор и неприятный человек. «Петя Великолепный» был бы отличным психологическим триллером, а вот ситком от СТС вышел слабым.

Гуманоиды в Королёве (2008)

О, великий сериал. Русская адаптация «Третьей планеты от Солнца» – истории про пришельцев, пытающихся выдавать себя за обычную семью. В 2008 году продюсерам казалось, что это будет хит. Тогда успех проектов по лицензии уже доказали «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой» и «Счастливы вместе». Но «Гуманоиды в Королёве» – сильно опоздавший ситком, у которого нет никакой ценности, кроме Валерия Гаркалина в касте. А если убрать пришельцев, останется очередной дефолтный сирик про дисфункциональную семейку.

Проблема «Гуманоидов» не в том, что они основаны на проекте из 1996 года, а в том, что сериал дико облажался с собственной харизмой. Ее просто нет. У Гены Букина есть хет-трик в финале турнира «Кожаный мяч», у няни Вики очаровательная хабалистость и шутки про Рублевку, а тут ничего, кроме неуклюже сыгранных приколов из оригинала. 

Проект предсказуемо сдох после первого сезона. И жаль, что так вышло. Причем жаль не самих «Гуманоидов в Королёве», а то, чем они могли стать. Все-таки пришельцы, пытающиеся понять людей, как концепт намного интереснее очередной семьи, где все ругаются по идиотским поводам. Как круто можно было развернуть формулу «Узнали? Согласны?» Но нет, тут только мертворожденная копирка.

Любовь на районе (2008)

Печально известный старт актерской карьеры Дениса Косякова. Снимался-то он и раньше, а тут получил жирную роль. «Любовь на районе» – что-то вроде «Реальных пацанов», но дешевле и без мокьюментари. Я мало что знаю о его сценаристах, но уверен, они знают еще меньше о быте и нравах молодых людей из провинции, которых пытались изобразить. «Любовь на районе» – даже не стереотипы, а карикатуры на выдуманных людей. 

Сам Денис Косяков рассказывал, что изначально сериал был экспериментом, а вместо традиционного телепилота герои сделали часовой спектакль. И начиналось все очень удачно. Но потом «Любовь на районе» все-таки сняли, и получился удручающе неловкий набор худших шуток про секс. Ну, например, неудачный первый раз, где герой наблевал (!) героине в интимную зону. На этом месте эксперимент можно было заканчивать.

Галыгин.ru (2010)

Белорус Вадим Галыгин был одной из самых крупных звезд раннего Comedy Club. Потом он ушел и быстро потерял популярность. Как же так вышло? Сериал «Галыгин.ru», конечно, не главная, но точно одна из причин. Хотя задумка интересная. Сейчас-то мы знаем о множестве авторских проектов, где комики, по-сути, играют сами себя. И СТС с Галыгиным сделали примерно то же самое. Но плохо.

«Галыгин.ru» – не российский «Луи», а ужасное самолюбование Вадима с кучей несмешных шуток и монологов, которые не должны проходить в эфир уважающего себя телешоу. Но авторы понадеялись на магию имени и приглашенных звезд, в том числе на Волю с Турчинским. Зря. Опять суслик, и опять друзья не вылезают из квартиры протагониста. Ужас.

Честно говоря, было бы лучше, если бы вместо ставки на текст, Галыгин в каждой серии поскальзывался на банановой кожуре и летел лицом в торт. В середине нулевых такой проект еще мог заинтересовать какого-нибудь зрителя, но его провал в самом начале десятых лишний раз показал, что пора придумывать что-то новое.

Самый раздражающий персонаж из сериалов нулевых. Он жил в доме Букиных

Развод Букиных и исчезновение Ранеток. Чем закончились главные комедийные сериалы нулевых

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.